Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест". Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным, определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Введение…………………………………………………………………..1
Глава 1. Рынок труда и его структура……….…………………...…......3
1.1 Понятие рынка труда……………………………………………..3
1.2 Структура рынка труда….………………………...……………...5
1.3 Особенности современного рынка труда………………………13
1.4 Понятие безработицы……………………………………………17
1.5 Причины безработицы и ее формы……………………………..18
Глава 2. Проблемы безработицы и пути ее преодоления…………….21
2.1 Пути преодоления безработицы..................................................21
2.2 Безработица в Российской Федерации в 2010 году…………...30
Заключение……………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………..39
Приложение……………………………………………………………..40
Аналогичные размеры пособия по безработице начисляются лицам, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными.
Пособие по безработице во всех иных случаях, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяца.
Граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признаны в установленном порядке безработными, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в размере от 50 до 200% установленного законом минимального размера оплаты труда, в зависимости от степени зараженности зоны проживания.
Если у безработного находятся на иждивении лица, то размер пособия по безработице увеличивается наполовину минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторакратной величины установленного законом минимального размера оплаты труда. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей. Из общей численности безработных, примерно 50% имеют иждивенцев и получают соответствующие доплаты к пособиям.
В качестве одного из
эффективных направлений
Возраст граждан
во многом влияет на успех трудоустройства.
Для лиц предпенсионного
Наиболее
Федеральной службой занятости России разработана «Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения», которая позволяет расширять масштабы и качество профессионального обучения.
Изучение условий выплаты пособий по безработице в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что более чем в 80% стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Это находится в соответствии с рекомендацией МОТ № 67, где говорится, что «пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей».
Как правило, национальные законодательства различных государств определяют следующие условия, дающие право на получение пособия по безработице: вынужденный характер безработицы; способность данного лица заниматься трудовой деятельностью; готовность согласиться на предлагаемое рабочее место; активный поиск работы. Ранее системы страхования по безработице охватывали только лиц наемного труда, но в настоящее время наблюдается тенденция к расширению категорий населения, включая лиц, которые работают не по найму, занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Основным необходимым условием является уплата страховых взносов.
В большинстве развитых государств фонды страхования по безработице формируются в основном путем взносов предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (с заработной платы). Так до последнего времени в Германки из того и другого 'источников отчислялось по 3,15 %; в Канаде - 3,29 % из фонда оплаты труда предприятий и 2,35 % с заработной платы работников; во Франции предприятия платят 4,2 % от величины фонда оплаты труда, а работники -2,31 % от получаемой заработной платы; в Швеции и Италии фонд занятости формировался только за счет предприятий в размерах 2,18 и 1,6 % соответственно.
Активное участие
в формировании фондов защиты от безработицы
в ряде стран принимает государство. Так,
в Японии государство покрывает 25-33% расходов
на пособия по безработице. В других странах
величина участия государства в расходах
на страхование по безработице характеризуется
следующими цифрами: Великобритания -
13%, США - 18%, Франция - около 35%, Швеция - в
пределах 40%. В Российской Федерации
в 1999-2000 годах государственная политика
занятости проводилась в основном за счет
средств государственного фонда занятости
населения Российской Федерации, который
формировался и формируется за счет средств
предприятий (отчислений 1,5 от фонда оплаты
труда), незначительных штрафных санкций
и небольшой финансовой поддержки, которая
была оказана службе занятости бюджетами
некоторых регионов.
2.2.
БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В 2010 ГОДУ.
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю марта 2010 года. Начиная с сентября 2009г., опросы населения проводятся ежемесячно.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 68,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010г. составил 8,6%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2010г. составил 61,2% (см. схема № 2).
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.
____________________
1) По данным обследования
населения по проблемам
занятости: 1999-2008гг. -
ноябрь, 2009г. - декабрь.
2) По данным Роструда -
на конец периода.
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения.
Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях1). При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
В марте 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,7% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.
Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.
_____________________
1) Безработные, зарегистрированные
в учреждениях службы
занятости населения
- трудоспособные граждане,
не имеющие работы и
заработка (трудового
дохода), зарегистрированные
в учреждениях службы
занятости населения
по месту жительства
в целях поиска подходящей
работы, ищущие работу
и готовые приступить
к ней.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 57% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2010г. составила 41%, среди безработных женщин - 46%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2010г. составила 44,8%, доля городских жителей среди безработных - 63,6%.
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2010г. это превышение составляло 1,8 раза.
Уровень безработицы по полу и месту проживания
в процентах
|