Автор: l*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 05:34, курсовая работа
Таким образом, поскольку значимость темы безработицы в современном мире трудно переоценить, перед нашим исследованием стоит ряд задач:
определить сущность безработицы и причины ее возникновения
рассмотреть типы безработицы
рассмотреть факторы, способствующие безработице в РФ
проанализировать динамику уровня безработицы за последние годы в России в целом и отметить ее современные особенности.
выявить социальные последствия безработицы
отметить возможные пути решения и прогнозы безработицы в Р
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 года - 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (37,0%) и 20-24 года (17,5%). По сравнению с февралем 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,6 процентного пункта.
В
среднем среди молодежи в возрасте
15-24 лет уровень безработицы в
марте 2010г. составил 19,8% (в феврале 2010г.
- 18,9%), в том числе среди городского
населения - 18,0%, среди сельского
населения - 24,2%. Коэффициент превышения
уровня безработицы среди молодежи
в среднем по возрастной группе 15-24
лет по сравнению с уровнем
безработицы взрослого
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 35,5% и 24,2%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2010г. их численность составила 1,6 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).
В
марте 2010г. среди безработных доля
лиц, оставивших прежнее место работы
в связи с высвобождением или
сокращением численности
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
Данные
по субъектам Российской Федерации
Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет
(по данным
выборочных обследований
в среднем за I квартал 2010г.)
Экономически активное население, тыс. человек | В том числе | Уровень
экономической
активности населения, в % |
Уровень
занятости,
в % |
Уровень безрабо-тицы, в % | ||
занятые | безработные | |||||
Российская Федерация | 74559,6 | 67997,7 | 6561,9 | 66,9 | 61,0 | 8,8 |
Центральный федеральный округ | 20016,9 | 18893,2 | 1123,7 | 68,1 | 64,2 | 5,6 |
Белгородская область | 791,2 | 748,7 | 42,5 | 65,9 | 62,3 | 5,4 |
Брянская область | 651,4 | 584,6 | 66,8 | 64,6 | 58,0 | 10,3 |
Владимирская область | 725,7 | 666,8 | 58,9 | 64,2 | 58,9 | 8,1 |
Воронежская область | 1096,0 | 1009,3 | 86,7 | 61,7 | 56,8 | 7,9 |
Ивановская область | 570,9 | 516,6 | 54,3 | 67,8 | 61,3 | 9,5 |
Калужская область | 561,7 | 518,5 | 43,3 | 71,1 | 65,6 | 7,7 |
Костромская область | 359,1 | 333,4 | 25,6 | 66,6 | 61,9 | 7,1 |
Курская область | 576,3 | 509,0 | 67,3 | 64,1 | 56,6 | 11,7 |
Липецкая область | 599,5 | 567,6 | 31,9 | 65,8 | 62,3 | 5,3 |
Московская область | 3756,6 | 3637,9 | 118,8 | 70,2 | 68,0 | 3,2 |
Орловская область | 408,6 | 363,5 | 45,1 | 64,0 | 56,9 | 11,0 |
Рязанская область | 579,0 | 519,5 | 59,5 | 64,0 | 57,5 | 10,3 |
Смоленская область | 512,8 | 473,2 | 39,6 | 66,8 | 61,6 | 7,7 |
Тамбовская область | 558,7 | 508,7 | 50,1 | 65,3 | 59,5 | 9,0 |
Тверская область | 703,5 | 658,6 | 44,9 | 66,4 | 62,2 | 6,4 |
Тульская область | 793,3 | 735,4 | 57,9 | 65,1 | 60,3 | 7,3 |
Ярославская область | 698,2 | 637,1 | 61,1 | 67,6 | 61,7 | 8,8 |
г.Москва | 6074,3 | 5904,9 | 169,4 | 71,6 | 69,6 | 2,8 |
Северо-Западный
федеральный округ |
7609,2 | 7071,1 | 538,1 | 71,0 | 66,0 | 7,1 |
Республика Карелия | 375,2 | 333,5 | 41,7 | 68,9 | 61,2 | 11,1 |
Республика Коми | 557,2 | 490,3 | 67,0 | 72,7 | 64,0 | 12,0 |
Apxaнгельская область | 661,3 | 598,5 | 62,8 | 66,5 | 60,2 | 9,5 |
в
том числе
Ненецкий авт.округ |
23,9 | 21,7 | 2,2 | 74,8 | 67,8 | 9,3 |
Вологодская область | 651,7 | 596,4 | 55,3 | 68,9 | 63,1 | 8,5 |
Калининградская область | 503,5 | 443,1 | 60,4 | 67,2 | 59,1 | 12,0 |
Ленинградская область | 902,9 | 857,1 | 45,8 | 69,1 | 65,6 | 5,1 |
Мурманская область | 531,2 | 476,5 | 54,7 | 76,9 | 69,0 | 10,3 |
Новгородская область | 345,9 | 321,8 | 24,1 | 69,1 | 64,2 | 7,0 |
Псковская область | 357,6 | 325,5 | 32,1 | 66,1 | 60,2 | 9,0 |
г.Санкт-Петербург | 2722,7 | 2628,3 | 94,4 | 74,2 | 71,6 | 3,5 |
Южный
федеральный округ |
6836,0 | 6240,7 | 595,2 | 63,6 | 58,0 | 8,7 |
Республика Адыгея | 210,6 | 190,8 | 19,8 | 61,5 | 55,7 | 9,4 |
Республика Калмыкия | 143,6 | 119,4 | 24,2 | 66,4 | 55,2 | 16,8 |
Краснодарский край | 2591,8 | 2392,4 | 199,4 | 64,5 | 59,5 | 7,7 |
Астраханская область | 520,9 | 470,0 | 50,9 | 66,8 | 60,2 | 9,8 |
Волгоградская область | 1275,8 | 1154,3 | 121,6 | 62,5 | 56,5 | 9,5 |
Ростовская область | 2093,2 | 1913,8 | 179,5 | 62,4 | 57,1 | 8,6 |
Северо-Кавказский
федеральный округ |
4244,4 | 3417,1 | 827,2 | 62,4 | 50,2 | 19,5 |
Республика Дагестан | 1194,5 | 954,7 | 239,8 | 61,0 | 48,7 | 20,1 |
Республика Ингушетия | 243,3 | 114,2 | 129,1 | 67,8 | 31,8 | 53,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 388,6 | 321,5 | 67,1 | 56,1 | 46,4 | 17,3 |
Карачаево-Черкесская Республика | 209,9 | 184,4 | 25,4 | 64,9 | 57,0 | 12,1 |
Республика Северная Осетия - Алания | 373,6 | 340,0 | 33,6 | 70,3 | 64,0 | 9,0 |
Чеченская Республика | 501,2 | 276,1 | 225,1 | 61,1 | 33,7 | 44,9 |
Ставропольский край | 1333,2 | 1226,2 | 107,0 | 63,0 | 57,9 | 8,0 |
Приволжский
федеральный округ |
15722,3 | 14288,5 | 1433,8 | 66,5 | 60,5 | 9,1 |
Республика Башкортостан | 2002,2 | 1800,7 | 201,5 | 64,3 | 57,8 | 10,1 |
Республика Марий Эл | 384,6 | 336,8 | 47,8 | 69,9 | 61,2 | 12,4 |
Республика Мордовия | 457,6 | 431,3 | 26,3 | 69,4 | 65,4 | 5,8 |
Республика Татарстан | 1968,3 | 1808,8 | 159,5 | 67,1 | 61,7 | 8,1 |
Удмуртская Республика | 786,4 | 698,0 | 88,4 | 66,0 | 58,6 | 11,2 |
Чувашская Республика | 670,4 | 592,9 | 77,4 | 67,2 | 59,5 | 11,6 |
Пермский край | 1430,8 | 1272,1 | 158,6 | 67,8 | 60,3 | 11,1 |
Кировская область | 760,2 | 688,9 | 71,4 | 69,3 | 62,8 | 9,4 |
Нижегородская область | 1789,5 | 1646,1 | 143,4 | 68,4 | 62,9 | 8,0 |
Оренбургская область | 1076,1 | 982,2 | 94,0 | 65,1 | 59,5 | 8,7 |
Пензенская область | 653,9 | 600,9 | 53,0 | 59,7 | 54,9 | 8,1 |
Самарская область | 1696,5 | 1555,3 | 141,1 | 67,0 | 61,4 | 8,3 |
Саратовская область | 1378,4 | 1276,9 | 101,4 | 67,3 | 62,4 | 7,4 |
Ульяновская область | 667,4 | 597,6 | 69,8 | 64,1 | 57,4 | 10,5 |
Уральский
федеральный округ |
6609,3 | 5976,8 | 632,4 | 68,5 | 61,9 | 9,6 |
Курганская область | 459,4 | 390,6 | 68,8 | 62,2 | 52,8 | 15,0 |
Свердловская область | 2368,1 | 2119,3 | 248,8 | 68,4 | 61,2 | 10,5 |
Тюменская область | 1903,2 | 1756,8 | 146,4 | 70,5 | 65,1 | 7,7 |
в том
числе:
Ханты-Мансийский авт.округ |
919,1 | 841,4 | 77,7 | 75,5 | 69,1 | 8,5 |
Ямало-Ненецкий
авт.округ |
321,1 | 303,1 | 18,0 | 74,1 | 70,0 | 5,6 |
Челябинская область | 1878,6 | 1710,2 | 168,4 | 68,3 | 62,2 | 9,0 |
Сибирский
федеральный округ |
10041,3 | 8996,6 | 1044,7 | 65,7 | 58,9 | 10,4 |
Республика Алтай | 97,7 | 84,3 | 13,3 | 63,9 | 55,2 | 13,7 |
Республика Бурятия | 459,3 | 402,4 | 56,9 | 62,8 | 55,0 | 12,4 |
Республика Тыва | 128,4 | 97,6 | 30,8 | 57,4 | 43,6 | 24,0 |
Республика Хакасия | 274,4 | 245,6 | 28,8 | 65,6 | 58,7 | 10,5 |
Алтайский край | 1265,7 | 1102,3 | 163,3 | 64,7 | 56,3 | 12,9 |
Забайкальский край | 526,1 | 461,8 | 64,3 | 61,7 | 54,2 | 12,2 |
Красноярский край | 1528,1 | 1400,2 | 127,9 | 66,8 | 61,2 | 8,4 |
Иркутская область | 1285,0 | 1144,8 | 140,2 | 66,0 | 58,8 | 10,9 |
Кемеровская область | 1458,8 | 1306,6 | 152,2 | 66,0 | 59,1 | 10,4 |
Новосибирская область | 1418,7 | 1308,0 | 110,7 | 68,1 | 62,8 | 7,8 |
Омская область | 1052,9 | 952,9 | 100,0 | 66,4 | 60,1 | 9,5 |
Томская область | 546,3 | 490,2 | 56,1 | 66,0 | 59,2 | 10,3 |
Дальневосточный
федеральный округ |
3480,3 | 3113,6 | 366,7 | 67,5 | 60,4 | 10,5 |
Республика Саха (Якутия) | 489,7 | 438,0 | 51,7 | 68,0 | 60,8 | 10,6 |
Камчатский край | 208,7 | 185,9 | 22,8 | 74,0 | 65,9 | 10,9 |
Приморский край | 1066,8 | 941,6 | 125,2 | 66,4 | 58,6 | 11,7 |
Хабаровский край | 765,0 | 684,7 | 80,3 | 67,6 | 60,5 | 10,5 |
Амурская область | 437,1 | 396,1 | 40,9 | 63,9 | 57,9 | 9,4 |
Магаданская область | 102,7 | 95,6 | 7,1 | 76,6 | 71,3 | 6,9 |
Сахалинская область | 287,3 | 258,6 | 28,7 | 69,1 | 62,2 | 10,0 |
Еврейская авт.область | 91,4 | 83,1 | 8,3 | 62,4 | 56,8 | 9,1 |
Чукотский авт.округ | 31,7 | 30,0 | 1,7 | 81,3 | 77,0 | 5,4 |
Уровень
безработицы говорит о том, что
кризис занятости будет продолжаться,
по меньшей мере, в течение нескольких
последующих лет. Возникнут различные
социально-экономические
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы – это еще одна животрепещущая проблема.
Результаты
научных исследований, проведенных
в последнее время
Среди
эмоциональных последствий
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестоким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушение желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются так же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходиться жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходиться отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Мало известно о «пороге терпимости», когда члены семьи безработного еще сохраняют способность, заботится друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижают такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.
Несмотря
на усилия социальных работников привлечь
внимание безработных к своему бедственному
положению как к политической
проблеме, многие безработные не склонны
к политической активности. Причина
кроется в боязни идти вразрез
с общепринятыми нормами
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируются только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, глее и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные
последствия безработицы для
жителей городских и сельских
районов еще не поняты до конца. Хотя
во время спада увеличивается
потребность в психиатрических
больницах, тюрьмах и программах
социальной помощи, реальный объем в потребностей
в услугах до сих пор не известен. Ведь
одновременно с ростом потребностей в
социальной помощи, медицинском обслуживании,
лечебных и благотворительных учреждениях
поступление от налогов для покрытия этих
потребностей снижаются. Местные власти
могут ввести налоговые льготы для компаний,
чтобы не допустить оттока деловой активности
из своего региона и стимулировать привлечение
новых компаний. А это сокращает экономические
возможности финансирования социальных
программ.
При
разработке федеральной и региональной
программой обеспечения занятости
населения необходимо учитывать
определенную специфику России исходя
при этом из неоднократно проверенного
факта: предотвратить безработицу
невозможно, но можно и нужно минимизировать
ее, одновременно смягчая социальные,
политические и нравственные последствия
неполного обеспечения