Безработица

Автор: l*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, поскольку значимость темы безработицы в современном мире трудно переоценить, перед нашим исследованием стоит ряд задач:
определить сущность безработицы и причины ее возникновения
рассмотреть типы безработицы
рассмотреть факторы, способствующие безработице в РФ
проанализировать динамику уровня безработицы за последние годы в России в целом и отметить ее современные особенности.
выявить социальные последствия безработицы
отметить возможные пути решения и прогнозы безработицы в Р

Работа содержит 1 файл

безработица.docx

— 516.67 Кб (Скачать)
 
 

   Возрастной  состав безработных. Средний возраст  безработных в марте 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6%, в том числе  в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 года - 20,6%. Высокий уровень безработицы  отмечается в возрастной группе 15-19 лет (37,0%) и 20-24 года (17,5%). По сравнению  с февралем 2010г. уровень безработицы  среди молодежи в возрасте 15-19 лет  увеличился на 4,6 процентного пункта.

   

   В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  марте 2010г. составил 19,8% (в феврале 2010г. - 18,9%), в том числе среди городского населения - 18,0%, среди сельского  населения - 24,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,3 раза, сельского населения - 2,2 раза.

   Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,9% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).

   Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 35,5% и 24,2%.

   Наличие опыта работы. В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта  трудовой деятельности. В марте 2010г. их численность составила 1,6 млн. человек. Данная группа безработных формируется  преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).

   В марте 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, составила 27,5%, а  доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,6%.

   Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий  критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

   

   Данные  по субъектам Российской Федерации 

       Экономическая активность населения  в возрасте 15-72 лет

(по данным  выборочных обследований населения  по проблемам занятости

   в среднем за I квартал 2010г.)

  Экономически  активное население, тыс. человек В том  числе Уровень экономической 

активности  населения, в %

Уровень занятости,

в %

Уровень безрабо-тицы, в %
занятые безработные
Российская  Федерация  74559,6  67997,7  6561,9  66,9  61,0  8,8
Центральный федеральный округ  20016,9  18893,2  1123,7  68,1  64,2  5,6
Белгородская  область  791,2  748,7  42,5  65,9  62,3  5,4
Брянская  область  651,4  584,6  66,8  64,6  58,0  10,3
Владимирская  область  725,7  666,8  58,9  64,2  58,9  8,1
Воронежская область  1096,0  1009,3  86,7  61,7  56,8  7,9
Ивановская  область  570,9  516,6  54,3  67,8  61,3  9,5
Калужская область  561,7  518,5  43,3  71,1  65,6  7,7
Костромская область  359,1  333,4  25,6  66,6  61,9  7,1
Курская область  576,3  509,0  67,3  64,1  56,6  11,7
Липецкая  область  599,5  567,6  31,9  65,8  62,3  5,3
Московская  область  3756,6  3637,9  118,8  70,2  68,0  3,2
Орловская область  408,6  363,5  45,1  64,0  56,9  11,0
Рязанская область  579,0  519,5  59,5  64,0  57,5  10,3
Смоленская  область  512,8  473,2  39,6  66,8  61,6  7,7
Тамбовская  область  558,7  508,7  50,1  65,3  59,5  9,0
Тверская  область  703,5  658,6  44,9  66,4  62,2  6,4
Тульская  область  793,3  735,4  57,9  65,1  60,3  7,3
Ярославская область  698,2  637,1  61,1  67,6  61,7  8,8
г.Москва  6074,3  5904,9  169,4  71,6  69,6  2,8
Северо-Западный

федеральный округ

7609,2  7071,1  538,1  71,0  66,0  7,1
Республика  Карелия  375,2  333,5  41,7  68,9  61,2  11,1
Республика  Коми  557,2  490,3  67,0  72,7  64,0  12,0
Apxaнгельская  область  661,3  598,5  62,8  66,5  60,2  9,5
в том числе

Ненецкий авт.округ

23,9  21,7  2,2  74,8  67,8  9,3
Вологодская область  651,7  596,4  55,3  68,9  63,1  8,5
Калининградская область  503,5  443,1  60,4  67,2  59,1  12,0
Ленинградская область  902,9  857,1  45,8  69,1  65,6  5,1
Мурманская  область  531,2  476,5  54,7  76,9  69,0  10,3
Новгородская  область  345,9  321,8  24,1  69,1  64,2  7,0
Псковская область  357,6  325,5  32,1  66,1  60,2  9,0
г.Санкт-Петербург 2722,7  2628,3  94,4  74,2  71,6  3,5
Южный

федеральный округ

6836,0  6240,7  595,2  63,6  58,0  8,7
Республика  Адыгея  210,6  190,8  19,8  61,5  55,7  9,4
Республика  Калмыкия  143,6  119,4  24,2  66,4  55,2  16,8
Краснодарский край  2591,8  2392,4  199,4  64,5  59,5  7,7
Астраханская  область  520,9  470,0  50,9  66,8  60,2  9,8
Волгоградская область  1275,8  1154,3  121,6  62,5  56,5  9,5
Ростовская  область  2093,2  1913,8  179,5  62,4  57,1  8,6
Северо-Кавказский

федеральный округ

4244,4  3417,1  827,2  62,4  50,2  19,5
Республика  Дагестан  1194,5  954,7  239,8  61,0  48,7  20,1
Республика  Ингушетия  243,3  114,2  129,1  67,8  31,8  53,1
Кабардино-Балкарская Республика  388,6  321,5  67,1  56,1  46,4  17,3
Карачаево-Черкесская Республика  209,9  184,4  25,4  64,9  57,0  12,1
Республика  Северная Осетия - Алания  373,6  340,0  33,6  70,3  64,0  9,0
Чеченская Республика  501,2  276,1  225,1  61,1  33,7  44,9
Ставропольский  край  1333,2  1226,2  107,0  63,0  57,9  8,0
Приволжский

федеральный округ

15722,3  14288,5  1433,8  66,5  60,5  9,1
Республика  Башкортостан  2002,2  1800,7  201,5  64,3  57,8  10,1
Республика  Марий Эл  384,6  336,8  47,8  69,9  61,2  12,4
Республика  Мордовия  457,6  431,3  26,3  69,4  65,4  5,8
Республика  Татарстан  1968,3  1808,8  159,5  67,1  61,7  8,1
Удмуртская  Республика  786,4  698,0  88,4  66,0  58,6  11,2
Чувашская Республика  670,4  592,9  77,4  67,2  59,5  11,6
Пермский  край  1430,8  1272,1  158,6  67,8  60,3  11,1
Кировская область  760,2  688,9  71,4  69,3  62,8  9,4
Нижегородская область  1789,5  1646,1  143,4  68,4  62,9  8,0
Оренбургская  область  1076,1  982,2  94,0  65,1  59,5  8,7
Пензенская  область  653,9  600,9  53,0  59,7  54,9  8,1
Самарская область  1696,5  1555,3  141,1  67,0  61,4  8,3
Саратовская область  1378,4  1276,9  101,4  67,3  62,4  7,4
Ульяновская область  667,4  597,6  69,8  64,1  57,4  10,5
Уральский

федеральный округ

6609,3  5976,8  632,4  68,5  61,9  9,6
Курганская  область  459,4  390,6  68,8  62,2  52,8  15,0
Свердловская  область  2368,1  2119,3  248,8  68,4  61,2  10,5
Тюменская область  1903,2  1756,8  146,4  70,5  65,1  7,7
в том  числе:

Ханты-Мансийский

авт.округ

919,1  841,4  77,7  75,5  69,1  8,5
Ямало-Ненецкий

авт.округ

321,1  303,1  18,0  74,1  70,0  5,6
Челябинская область  1878,6  1710,2  168,4  68,3  62,2  9,0
Сибирский

федеральный округ

10041,3  8996,6  1044,7  65,7  58,9  10,4
Республика  Алтай  97,7  84,3  13,3  63,9  55,2  13,7
Республика  Бурятия  459,3  402,4  56,9  62,8  55,0  12,4
Республика  Тыва  128,4  97,6  30,8  57,4  43,6  24,0
Республика  Хакасия  274,4  245,6  28,8  65,6  58,7  10,5
Алтайский край  1265,7  1102,3  163,3  64,7  56,3  12,9
Забайкальский край  526,1  461,8  64,3  61,7  54,2  12,2
Красноярский  край  1528,1  1400,2  127,9  66,8  61,2  8,4
Иркутская область  1285,0  1144,8  140,2  66,0  58,8  10,9
Кемеровская область  1458,8  1306,6  152,2  66,0  59,1  10,4
Новосибирская область  1418,7  1308,0  110,7  68,1  62,8  7,8
Омская  область  1052,9  952,9  100,0  66,4  60,1  9,5
Томская область  546,3  490,2  56,1  66,0  59,2  10,3
Дальневосточный

федеральный округ

3480,3  3113,6  366,7  67,5  60,4  10,5
Республика  Саха (Якутия)  489,7  438,0  51,7  68,0  60,8  10,6
Камчатский  край  208,7  185,9  22,8  74,0  65,9  10,9
Приморский  край  1066,8  941,6  125,2  66,4  58,6  11,7
Хабаровский край  765,0  684,7  80,3  67,6  60,5  10,5
Амурская  область  437,1  396,1  40,9  63,9  57,9  9,4
Магаданская область  102,7  95,6  7,1  76,6  71,3  6,9
Сахалинская область  287,3  258,6  28,7  69,1  62,2  10,0
Еврейская авт.область  91,4  83,1  8,3  62,4  56,8  9,1
Чукотский авт.округ 31,7  30,0  1,7  81,3  77,0  5,4
 

   Уровень безработицы говорит о том, что  кризис занятости будет продолжаться, по меньшей мере, в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные  социально-экономические диспропорции, в том, числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация  и маргинализация рынка труда  России. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного  снижения деловой активности: кроме  сокращения потребительского и дополнительного  инвестиционного спроса рост безработицы  будет определяться динамикой незанятости  предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики РФ такая  так называемая «гистерезисная составляющая» составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.
 

   Хочется отметить, что социальные последствия  безработицы – это еще одна животрепещущая проблема.

   Результаты  научных исследований, проведенных  в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица – это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.

   Среди эмоциональных последствий безработицы  называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимостью психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских  проблем – нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые  до объявления об увольнение имели  нормальное артериальное давление, сразу  же после известия об увольнении она  повышалась и оставалось высоким  до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

   Существует  связь между ухудшением отношений  в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестоким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушение желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются так же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

   Ученые  обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходиться жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходиться отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

   Мало  известно о «пороге терпимости», когда члены семьи безработного еще сохраняют способность, заботится  друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижают такую способность, в  результате чего подростки чаще сбегают  из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального  обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

   Несмотря  на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны  к политической активности. Причина  кроется в боязни идти вразрез  с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

   Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны  с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые  существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируются только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, глее и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

   Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким  образом, отрицательные последствия  безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав  их попыткам улучшить качество рабочих  мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права  человека на рабочем месте.

   Отрицательные последствия безработицы для  жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается  потребность в психиатрических  больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем в потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ. 
 
 

  1. МЕТОДЫ  БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ.
 

   При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости  населения необходимо учитывать  определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу  невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия  неполного обеспечения трудоспособного  населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку безработице в 8-10% только выплату пособий безработным  уйдет 2,5% валового национального продукта (ВНП).

Информация о работе Безработица