Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я преследовала следующую цель:

Изучение теоретических основ безработицы, как экономического понятия.

В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1) Выявить сущность безработицы;

2) Обозначить виды безработицы;

3) Представить проблемы безработицы и пути ее решения;

4) Выявить последствия безработицы

5) Провести исследование по проблемам безработицы в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3


1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ. ………………………………….4


1.1. Безработица и ее сущность ………………………………………...4


1.2. Виды безработицы …………………………………………………..8


1.3. Проблемы безработицы и пути ее решения ……………………….11


1.4. Последствия безработицы…………………………………………. .15



2 ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

(НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ) ………………………….…..17


2.1. Причины возникновения безработицы в России ………………….17


2.2. Проблемы безработицы в России ………………………………….20


2.3. Безработица в Пермской области …………………………………..23


2.4. Пути решения безработицы в Росси………………………………..29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………35


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экон.теории.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

    Наибольшее  число обращений незанятых граждан  по вопросам трудоустройства зарегистрировано в Перми (21000 чел.), Березниках (5515 чел.) и Кунгуре (4701 чел.), а по сельским районам - в Пермском (2622 чел.), Осинском (1978 чел.) и Чернушинском (1582чел.).

    Кроме того, 237.7 тыс.жителей области получили в ЦЗН консультационные услуги.

    По  категориям рынка труда в структуре  обратившихся в ЦЗН незанятых  граждан 40,1% составили лица, уволенные по причинам текучести кадров (соответствующий период прошлого года - 43.4%), 30,5% - лица, не работавшие более года (соответствующий период прошлого года - 24.9%), 14.9% - высвобожденные работники (соответствующий период прошлого года - 15.7%), 11.8% - выпускники учебных заведений, впервые ищущие работу (соответствующий период прошлого года - 13.2%).

    К началу года на учете в органах  службы занятости уже состояло в качестве ищущих работу 18.6 тыс. чел., поэтому общее число незанятых жителей области, искавших работу при посредничестве службы занятости, составило за 2004 года 101,8 тыс. человек.

    «Безработные»

    Статус  безработного получили в течение 2004 года в целом по области (без Коми-округа) 46,9 тыс.чел. ( 2003 г. - 45.9 тыс.чел.) или 56.3% от числа обратившихся в ЦЗН в поисках работы незанятых граждан.

    Общая численность безработных (с перешедшими  с предыдущего года), состоявших на учете в СЗН области в течение 2004 года, составила 62,7 тыс.человек.

    Наиболее  высокой была общая численность  безработных, состоявших на учете в  течение 2004 года, кроме г. Перми (14005 чел.), в Березниках (3050 чел.) и Соликамске (2397 чел.), а по сельским районам - в Осинском (2081 чел.), Пермском (2060 чел.), Чернушинском (1950 чел.).

    По  категориям рынка труда из обратившихся в ЦЗН в течение 2004 г. незанятых  граждан статус безработного получили 69.4% высвобожденных работников, 69.0% мигрантов, 67.4% выпускников, 55.0% уволенных по причинам текучести кадров, 48.3% длительно незанятых, 47.6% освобожденных из УИН и 43.4% демобилизованных из ВС.

    В отчетный период приоритетное значение в деятельности службы занятости  имело оказание ищущим работу гражданам  услуг по повышению их конкурентоспособности на рыке труда, поэтому удельный вес граждан, получивших статус безработного, остается стабильно высоким.

    По  состоянию на 1 января 2005 года социально-демографическая  структура безработных области имеет следующие особенности:

    Доля  молодежи в возрасте 16-29 лет в  общей численности безработных по области увеличилась и составила 30.7% (год назад - 28.5%). По удельному весу молодежи по-прежнему выделяются территории с высокой "молодежной" безработицей: Краснокамск-40.6%. Березники - 40.1%. Чусовой - 39.9%. Соликамск - 39.8% и территории, где доля молодежи значительно ниже среднеобластной: Оханский район - 17.2%, Ильинский район - 18.9% и Суксунский район - 19.8%. Абсолютная численность данной категории безработных возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24.4% и составила 5600 человек.

    Доля  женщин составляет в общей численности  безработных в целом по области 63.3% (год назад - 65.3%), т.е. доля женщин в численности безработных незначительно сократилась. По удельному весу женщин, как и ранее, выделяются территории с преимущественно "женской" безработицей: Горнозаводский р-н (77.7%), Соликамск (75.2%) и Александровск (73.2%). Наряду с территориями, характеризующимися «женской» безработицей, по-прежнему выделяются территории, где среди безработных устойчиво преобладают мужчины. Это Оханский район (55.2%), Куединский район (53.2%) и Уинский район (51.7%). Абсолютная численность данной категории безработных увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11.8% и составила 11524 человека.

    Доля  инвалидов в общей численности  безработных составляет 7.3% (год назад -7.0%) , а их численность увеличилась  с 1109 до 1332 человек. Наиболее высок удельный вес инвалидов в Уинском (19.8%), Горнозаводском (15.3 %) и Сивинском (12.7%) районах.

    Трудоустройство данной категории безработных продолжает оставаться одним из приоритетных направлений  программ активной политики занятости.

    Доля  безработных, проживающих в сельской местности, составляет в настоящее время 31.0% (год назад - 28.7%), а численность - 5.6 тыс.человек. Численность этой категории безработных увеличилась на 24.8 %.

    Численность выпускников учебных заведений (включая  выпускников прошлых лет, на момент обращения в ЦЗН не работавших более года) составляет в общей численности безработных на конец отчетного периода 9.9% (год назад - 9.0%), при этом абсолютная численность выпускников за год увеличилась (с 1428 до 1808 человек). По типам учебных заведений преобладали выпускники учреждений среднего профессионального образования - 645 чел., учреждений начального профессионального образования - 635 чел., выпускники общеобразовательных учреждений - 425 чел., выпускники учреждений высшего профессионального образования представлены в составе безработных незначительно - 112 чел. В структуре численности безработных по категориям рынка труда на 1 января 2005 года наибольшую долю составляют уволенные по причинам текучести кадров -35.9% (36.9%), высвобожденные - 29.6% (год назад - 38.9%), незанятое население -23.1%(13.6%) и выпускники - 9.9% (9.1%).

    Состав  безработных по категориям по сравнению  с прошлым годом изменился  в сторону увеличения доли незанятого населения и выпускников, в сочетании  с незначительным уменьшением доли уволенных по причинам текучести кадров и сокращением удельного веса высвобожденных работников.

    По  состоянию на 1 января 2005 года 64.8% безработных  имели этот статус менее 4 месяцев; 28.4% - от 4 месяцев до 1 года; 6.8% - более 1 года. По сравнению с предыдущим годом доля краткосрочной безработицы возросла с 55.5% до 64.8%, а удельный вес застойной и хронической безработицы снизился \с 33.6% до 28.4% и с 10.9% до 6.8% соответственно), при этом абсолютная численность безработных со стажем безработицы более года снизилась на 27.9% и составила 1244 человека. Критический уровень хронической безработицы (15%) остается превышенным на 4-х территориях (из 38-ми): в Губахе - 44.6%, Гремячинске - 29.1%, Кизеле - 21.2% и Оханском районе.

    Средняя продолжительность прерванной безработицы (распределение состоящих на учете безработных по продолжительности периода безработицы по состоянию на 1 января 2005 г.) составила 4.6 мес. (год назад - 5.6), что связано со снижением долей застойной и хронической безработицы и увеличением доли краткосрочной безработицы. Наиболее высокая средняя продолжительность прерванной безработицы отмечается в Губахе (10.3 мес), Гремячинске (8.6 мес.) и Кизеле (6.7 мес).

    На 1 января 2005 года численность зарегистрированных безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения, составила в целом по области 18.2 тыс.чел., т.е. возросла по сравнению с началом года на 15.4%. По г. Перми численность безработных увеличилась на 0.4%, по городам области возросла на 9.0%, по сельским районам увеличилась на 27.8%, т.е. наиболее высокими темпами численность безработных возрастала в сельской местности.

    На 31-й территории области по итогам 2004 года отмечен рост численности  зарегистрированных безработных. Наиболее заметным он был в Красновишерском (441 чел.), Суксунском (231 чел.) и Осинском (186 чел.) районах.

    Вместе  с тем, снижение численности безработных  по отношению к началу года отмечено на 7-ми территориях области, особенно значительным оно было в Верещагинском районе (116 чел.), Губахе (91 чел.), Березниках (81 чел.).

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Итак, в своей работе я рассмотрела понятие и сущность безработицы, а также ее виды. И в качестве заключения хочу еще раз подчеркнуть пути решения проблем безработицы:

    - Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

    -Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

    - Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

    - Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

    - Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в России.

    Наличие как макроэкономических, так и  иных ограничений и препятствий  оказывает сдерживающее влияние  на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит “ползучий” характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с достаточно уникальной ситуацией – “оживлением без рабочих мест”.

    Проблема  “недозанятости” также останется  актуальной. Ее “накопленные” объемы, а также скорость, с которой произойдет рационализация фонда рабочего времени (рассасывание “недозанятости”), будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. В том случае, если произойдет изменение в распределении избыточной рабочей силы между безработными и “недозанятыми”, изменятся и акценты трудовой политики в сторону мер, направленных на возвращение потерявших работу к труду.

    В целом же, как представляется, вопрос состоит не в том, каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.

    С точки зрения влияния на занятость  эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к “генерации занятости” в целом составляет задачу экономической политики.

    Наличие многочисленных факторов, не связанных  с макроэкономическими возможностями  для занятости, может сделать  бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет “чистых” экономических мер. По мере завершения перевода экономики из режима переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда.

    По  мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с  оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине “экономически заданного спроса”, будет усиливаться значение политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение “способности к занятости” безработных граждан. Под повышением “способности к занятости” понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих безработным занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу. 

Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы