Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие безработицы, проанализировать динамику уровня безработицы в Воронежской области.
Исходя из цели, основными задачами работы являются:
определить сущность безработицы;
охарактеризовать формы и виды безработицы;
рассмотреть экономические и социальные издержки безработицы;
проанализировать динамику уровня безработицы в Воронежской области;
рассмотреть пути снижения безработицы.
Введение ….…...3
Глава 1. Сущность безработицы……………………………………………..5
1.1 Основные формы и виды безработицы. ….…...7
1.2. Показатели, характеризующие безработицу ……...14
1.3. Экономические и социальные издержки безработицы…….....16
Глава 2. Динамика уровня безработицы в Воронежской области…..18
2.1. Структура безработицы в Воронежской области ( формальная структура, классификация в аспекте возрастного, социального, образовательного признаков)……………………………………………..18
2.2. Величина безработицы в Воронежской области по сравнению со среднероссийским уровнем и показателями других регионов…………………………………………………………..……….…27
2.3. Пути снижения безработицы……………………………...….31
Заключение….. …..…35
Список используемой литературы ……..37
Доля инвалидов в общей численности безработных составляет 7.3% (год назад -7.0%) , а их численность увеличилась с 1109 до 1332 человек. Доля безработных, проживающих в сельской местности, составляет в настоящее время 38.8% (год назад – 18.4%). Численность этой категории безработных увеличилась на 24.8 %.
Численность выпускников учебных заведений (включая выпускников прошлых лет, на момент обращения в ЦЗН не работавших более года) составляет в общей численности безработных на конец отчетного периода 9.9% (год назад - 9.0%), при этом абсолютная численность выпускников за год увеличилась (с 1428 до 1808 человек). По типам учебных заведений преобладали выпускники учреждений среднего профессионального образования - 645 чел., учреждений начального профессионального образования - 635 чел., выпускники общеобразовательных учреждений - 425 чел., выпускники учреждений высшего профессионального образования представлены в составе безработных незначительно - 112 чел.
В структуре численности безработ
Рис. 2.1.2. Структура безработицы в Воронежской области по состоянию на 1 января 2011 года.
Состав безработных по категориям по сравнению с прошлым годом изменился в сторону увеличения доли незанятого населения и выпускников, в сочетании с незначительным уменьшением доли уволенных по причинам текучести кадров и сокращением удельного веса высвобожденных работников.
По уровню безработицы на 1 января 2011 года можно выделить 3 группы территорий: с уровнем безработицы ниже среднеобластного - до 1.3%, выше среднеобластного менее чем в 2 раза - от 1.3 до 2.6% и выше среднеобластного более чем в 2 раза – свыше 2.6%.
По итогам 2010 года уровень безработицы в Воронежской области продолжает быть выше среднероссийского.
В течение 2010 года в территориальные ЦЗН поступило 101.8 тыс. вакансий, общее же число вакансий, которыми располагали ЦЗН, с учетом имевшихся на начало года, составило 108.3 тыс.единиц.
По формам собственности на предприятия государственного сектора приходилось 42.5% общего количества вакансий, заявленных в течение отчетного периода, на негосударственный сектор - 57.5%.
В отраслевом разрезе вакансий, заявленных в течение отчетного периода, приходилось: 22.4% - на промышленность; на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и науку - 21.1%; 11.5% - на торговлю и общественное питание; 9.0% - на строительство; управление - 5.7%; сельскохозяйственное производство - 5.7%, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения - 5.5%.
На 1 января 2011 года в ЦЗН области было зарегистрировано 7.2 тыс. вакансий. Около 65.5% вакансий, имеющихся в ЦЗН области на I января 2011 года, приходилось на рабочие профессии (год назад - 67.9%), а доля рабочих в общей численности обратившихся в ЦЗН в течение отчетного периода составила 43.8 % (год назад - 40.1%), т.е. профессиональный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда сохраняется.
Эффективность использования (заполнения) вакансий (отношение числа трудоустроенных к общему числу вакансий, заявленных в отчетный период) составила в целом по области 71.8%. Это объясняется тем, что в службу занятости часто поступают вакансии с непривлекательными условиями труда (низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий работникам), а также вакансии, возникшие в результате структурной перестройки экономики области.
На реализацию государственной политики занятости в 2010 г. Департаментом было израсходовано средств федерального бюджета на сумму 299,3 млн.руб., из них на реализацию программ активной политики занятости - 54,4 млн.руб., на социальную поддержку безработных граждан - 244,9 млн.руб. Кроме того, на реализацию основных мероприятий по содействию трудоустройству дополнительно было привлечено средств областного, местных бюджетов и работодателей на сумму 22,5 млн.руб.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ. В течение 2010 года пособие по безработице было назначено 46.9 тыс.чел.
ТРУДОУСТРОЙСТВО. В течение 2010 года при содействии службы занятости нашли работу (доходное занятие) 77.7 тыс.чел., из них 52.7 тыс.чел. - незанятые трудовой деятельностью. 24.5 тыс.чел. - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время, а 0.5 тыс.чел. - занятые трудовой деятельностью. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы трудоустройства в целом снизились на 13.1%. а по незанятому населению- на 3.4%.
Эффективность трудоустройства - доля трудоустроенных в общей численности состоящих на учете ищущих работу граждан - составила 61 %, в общей численности незанятых граждан - 51.7%. а безработных -41.1%.
До присвоения статуса безработного было трудоустроено 26.9 тыс. человек или 51.1% от общей численности трудоустроенных незанятых граждан (год назад - 49.8%). т.е. возможности трудоустройства ищущих работу незанятых граждан в первые 10 дней после обращения в службу занятости улучшились.
Из общего числа трудоустроенных, работу на условиях временной занятости получили 33.9 тыс. чел., из них несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет 24.5 тыс. чел. Израсходовано средств федерального бюджета на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан 9,2 млн. руб., привлечено средств областного и местного бюджетов, а так же средств работодателей на сумму 5.7 млн. руб.
Рис.2.1.3. Структура трудоустройства клие
ПЕРЕОБУЧЕНИЕ. В течение 2010 года областной службой занятости было направлено на профессиональное обучение 9448 чел. В целом численность направленных на переобучение оказалась на 14.8% меньше соответствующего периода прошлого года. Основными категориями направленных на профобучение, как и ранее, являлись женщины (65.3%) и молодежь в возрасте 16-29 лет (65.1%).
ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И САМОЗАНЯ
Закончили обучение 1816 человек. Участниками программы содействия самозанятости стали 249 безработных. Израсходовано средств федерального бюджета 736,0 тыс.руб., привлечено средств регионального и местного бюджетов на сумму 1.1 млн. руб.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ. В целом по области в организованных органами самоуправления и предприятиями совместно со службой занятости общественных работах приняли участие 9698 человек, что ниже соответствующего периода прошлого года на 29.3%.
ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ. На досрочную пенсию в течение 2010 года было выведено 948 человек. Израсходовано средств федерального бюджета на выплату пенсий 17,8 млн. руб.
В целом итоги 2010 года показали, что напряженность на регистрируемом рынке труда области несколько возросла, причиной чего является сохранение низкого уровня жизни значительной части населения на фоне постоянного роста цен, в особенности коммунальных услуг. Основным контингентом клиентов ЦЗН по-прежнему являются низкоконкурентные слои населения, однако в отчетном году отмечено значительное увеличение доли лиц, возвращающихся в состав экономически активного населения после длительного периода незанятости. Сохраняется дифференциация территорий по уровню безработицы и напряженности на рынке труда. Основные усилия Департамента ФГСЗН по Воронежской области и территориальных ЦЗН в 2010 году были направлены на повышение эффективности взаимодействия с работодателями но программам трудоустройства безработных и незанятого населения, развитие программ повышения конкурентоспособности населения на рынке труда и привлечение дополнительных источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения.
2.
В связи с последствиями экономич
Таблица 2.2.1.
Величина безработицы в Воронежской области по сравнению со среднеросийским уровнем и показателями других регионов
| Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек | в том числе | Уровень безработицы, проценты |
| |
занятые в экономике | безработные | ||||
Российская Федерация 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010 | 72770 73432 74167 75159 75757 75658 | 65070 68169 68855 70570 70965 69285 | 7700 5263 5312 4589 4791 6373 | 10,6 7,2 7,2 6,1 6,5 8,4 | |
Воронежская область 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010 | 1171 1136 1148 1120 1135 1141 | 1053 1050 1086 1062 1075 1042 | 119 85 63 58 60 99 | 10,1 7,5 5,5 5,2 5,3 8,6 | |
Липецкая область 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010 | 601 585 597 600 609 610 | 549 539 568 583 579 575 | 52 47 30 17 30 34 | 8,7 8,0 4,9 2,8 4,9 5,6 | |
Белгородская область 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010 | 741 714 752 755 759 793 | 696 671 710 705 728 755 | 45 43 42 31 31 38 | 6,1 6,0 5,6 4,2 4,1 4,8 |
|
Курская область 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010 | 639 609 592 600 599 588 | 570 566 549 570 561 536 | 67 43 43 29 38 52 | 10,5 7,1 7,3 4,9 6,4 8,8 |
|
Ростовская область 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010 | 2121 2126 2132 2194 2227 2199 | 1803 1944 1961 2045 2030 2014 | 319 182 171 149 147 185 | 15,0 8,6 8,0 6,8 6,6 8,4 |
Сравнивая данные за 2009-2010 годы, видно, что в целом по России уровень безработицы увеличился на 1,9%, в Воронежской области на 3,3%, в Липецкой области на 0,7%, в Белгородской на 0,7% и в Ростовской на 1,8%.
Анализируя данные, мы видим, что только в 2005 и в 2010 годах уровень безработицы в Воронежской области был выше среднероссийского уровня. В остальные годы он был заметно ниже.
Наиболее благоприятная обстановка с занятостью населения сложилась в Белгородской и Липецкой областях, в которых уровень безработицы в 1,5 раза ниже уровня соседних областей, и России в целом. Наивысший уровень безработицы наблюдался в Ростовской области в 2000 году и составил 15%, а низший в 2008 году в Липецкой области, и составил 2,8%.
Одной из причин, высокого уровня безработицы в 2000-е годы было то, что после августовского кризиса 1998 г. произошло резкое снижение заработной платы и повышение валютного курса рубля. Также причиной резкого роста численности безработных можно считать обвал совокупного спроса. В 1998 г. имел место катастрофический спад среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике — почти на треть. Это, безусловно, уменьшило покупательную способность населения. Более того, в стране в 1998 г. по сравнению с 1997 г. объем инвестиций сократился почти в 2 раза, что привело к сокращению и совокупного спроса. [8]. Подобное положение и предопределило рост безработицы.
Особое место занимает вопрос о роли демографических факторов в развитии безработицы.
Демографическая ситуация в России в последнее десятилетие прошлого века и в начале третьего тысячелетия характеризовалась сокращением общей численности населения страны и в то же время ростом численности населения и трудоспособном возрасте.
Рождаемость может способствовать уменьшению безработицы. Женщины фертильного возраста при рождении ребенка отвлекаются от трудовой деятельности и освобождают рабочие места, численность безработных при этом может сократиться. Так ситуация развивается в условиях стабильной рождаемости. В России рождаемость с начала 1990-х годов систематически сокращалась. Сегодня она находится на крайне низком уровне. В таких условиях женщины должны предъявлять повышенный спрос на рабочие места и тем самым увеличивать численность безработных. Правда, с 2000 г. рождаемость в России начала расти, и это немного изменило ситуацию на рынке труда.
Анализ данных Табл.2.2.1. показывает, что в период 2005-2009 гг. наблюдалась некая стабильность уровня безработицы по России в целом.
Но в 2010 году заметен рост уровня безработицы. Причиной этому являются последствия экономического кризиса 2007-2009 гг.
2.3 Пути снижения безработицы.
Формирование механизма регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости.
Информация о работе Безработица в Воронежской области: динамика, проблемы и пути их решения