Безработица в РФ

Автор: t*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому целью данной курсовой работы является – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты функционирования безработицы в макроэкономике 5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости 5
1.2 Причины безработицы, ее виды и измерение 12
2 Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке труда 21
2.1 Анализ российского рынка труда 21
2.2 Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 27
Заключение 36
Литература 38
Приложение 1 39
Приложение 2 41
Приложение 3 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая целая.docx

— 105.13 Кб (Скачать)

     Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Реализация  Программы призвана обеспечить координацию  долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

     Анализ  ситуации в сфере занятости в  Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность  складывающегося рынка труда  к саморегулированию все еще  незначительна, поэтому остается необходимость  в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается  организовать в ходе реализации Программы. 

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы  создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в  сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

     Целями  Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости  населения Российской Федерации  на основе создания экономически эффективных  рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.

     Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

     Гарантии  государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены  в двух основных формах.

     Первая - гарантия стабильного источника  дохода на определенное законом и  социально-экономической  необходимостью время.

     Вторая - гарантия свободы выбора способа  своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение  года, заниматься поиском работы самостоятельно  или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или  нет и т.д.

     Государство не должно навязывать безработному форму  не только его занятости, но и незанятости.

     Принципиально важно одно - имеет ли человек  право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей  занятости в формировании страхового фонда.

     Если  да, то размер его пособия, продолжительность  и регулярность выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут  определяться продолжительностью и  суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру  заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев  на последнем месте работы.

     Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение  всего законодательно установленного  периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна  зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах  занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру  расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.

     Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в  органическом  сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования,  обеспечивающем условия  для развития трудовых ресурсов и  экономической активности.

     Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении  системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики  РФ, Министерства образования  РФ и Федеральной миграционной  службы взаимодействовали на всех уровнях  управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.

     Подобное  взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной  политики занятости.

       Аналогичные межведомственные комиссии  целесообразно создать и на  региональном уровне при органах  исполнительной власти.

     Особую  актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В тоже время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Подобные статистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных  видов деятельности населения.

     Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития многоукладной  экономики, структурной перестройки  производства, формирования эффективной  социальной политики.

    Заключение

 

     Таким образом, мы видим, что отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений.

     В настоящее время ситуация на рынке  труда стабилизировалась , безработица  не стала такой острой проблемой  российской экономики , как это было всего несколько лет назад . Наблюдаемые  сегодня тенденции на рынке труда  говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее  адаптировались к ситуации кризиса  и вновь начинают проявляют друг к другу взаимный интерес. Для  работодателей является актуальным и перспективным поиск квалифицированных  работников. Характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому  опыту работы и профессиональным навыкам.

     Произошедшее  снижение уровня заработных плат всех без исключения квалифицированных  специалистов в связи с кризисом (в среднем зарплаты понизились на 30 - 40%) способствует активизации процессов  найма высоко-квалифицированного персонала.

     Еще несколько лет назад большинство  выпускников технических вузов  влачило жалкое существование - они  либо работали по специальности за копейки, либо торговали на оптовых  рынках. Сегодня ситуация меняется. Спрос на высококвалифицированных "технарей" в самых перспективных  отраслях растет вместе с зарплатой. Специалисты с хорошим техническим  образованием вновь стали представлять интерес на рынке труда.

     Проблема  нехватки или отсутствия профессионально  квалифицированных управленцев  высшего звена (топ - менеджмента), грамотных  специалистов по развитию производства, руководителей проектов, маркетологов решается путём привлечения необходимых  кадров из более развитых регионов, чаще всего это Москва и Санкт - Петербург. Как правило, наём осуществляется на контрактной основе и носит временный характер. Высокая миграционная активность, как специалистов, так и работников с невысокой квалификацией является характерной чертой развитого рынка труда.

     Таким образом, осуществляемый в России в  настоящее время переход к  рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических  проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с  людьми, их производственной деятельностью.

 

     

 
 
 
 
 

     

    Литература

 
  1. Агапова Т.А. Макроэкономика учебник/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М., 1999
  2. Буланова В.С. Рынок труда: учебник для вузов. – М.: Бином- Пресс, 2008
  3. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г.. Экономика труда: социально-трудовые отношения. – М.: Экзамен, 2006
  4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/Общая редакция Л.С. Тарасевича. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997
  5. Камаев В. Д. Основы экономической теории - М.,2001 г.
  6. Курс экономической теории: Учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров , 2001
  7. Макконнелл, Брю. Экономикс - Москва, 2002 г. Т. 1
  8. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. –М., 1994
  9. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс/ Н.Г. Мэнкью – СПб., 1999
  10. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003
  11. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М.:МГУ, 2004
  12. Рынок труда и доходы населения/Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие –М.:Информационно-издательский  дом “Филинъ”, 2001
  13. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2007
  14. Четвернина  Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2001, № 2.
  15. Экономика / Под ред. Булатова А. С.  -  Москва,  1997
  16. http://www.gks.ru
  17. www.economika.info

    Приложение 1

 

     Динамика  численности экономически активного населения8

      На  конец месяца

  Экономически В том числе Уровень Безработные, Уровень
  активное  население Занятые Безработные безрабо- Зарегистрированные зареги-
  млн. 
человек
в % к соответ-ствующе-му пери- млн. 
человек
в % к соответ-ствующе-му пери- млн. 
человек
в % к соответ-ствующе-му пери- тицы,  
%
в государственных   
учреждениях  
службы занятости населения
стриро-ванной безрабо- тицы,
    оду пре-дыдуще-го года   оду пре-дыдуще-го года   оду пре-дыдуще-го года   млн. 
человек
в % к соответ-ствующе-му пери-оду пре-дыдуще-го года %
2009г.
   Январь 75,1 100,3 68,6 98,2 6,5 131,2 8,7 1,7 110,1 2,3
   Февраль 74,8 100,0 67,8 97,5 7,1 132,9 9,4 2,0 127,8 2,7
   Март 75,2 100,1 68,3 97,3 6,9 140,4 9,2 2,2 141,9 2,9
I квартал 
(в среднем  
за месяц)
75,1 100,2 68,2 97,7 6,8 134,8 9,1 2,0 126,5 2,6
   Апрель 75,6 100,2 68,9 97,1 6,7 148,6 8,8 2,3 153,5 3,0
   Май 75,9 100,2 69,4 96,9 6,5 158,2 8,5 2,2 158,3 2,9
   Июнь 76,1 100,1 69,8 97,2 6,3 149,8 8,3 2,1 160,9 2,8
II квартал 
(в среднем  
за месяц)
75,9 100,2 69,4 97,1 6,5 152,1 8,6 2,2 157,4 2,9
   Июль 76,3 100,0 70,2 97,5 6,2 141,8 8,1 2,1 163,0 2,8
   Август 76,6 99,9 70,6 97,8 6,0 134,3 7,8 2,1 163,0 2,8
   Сентябрь 76,2 99,7 70,4 98,3 5,8 121,5 7,6 2,0 163,2 2,7
III квартал 
(в среднем  
за месяц)
76,4 99,9 70,4 97,9 6,0 132,2 7,8 2,1 163,0 2,7
   Октябрь 75,8 99,5 69,9 98,3 5,9 116,9 7,7 2,0 161,8 2,7
   Ноябрь 75,5 99,5 69,4 98,2 6,2 116,5 8,2 2,0 156,5 2,7
   Декабрь 75,4 99,9 69,2 99,5 6,2 104,7 8,2 2,1 141,1 2,8
IV квартал 
(в среднем  
за месяц)
75,6 99,6 69,5 98,7 6,1 112,3 8,0 2,1 152,3 2,7
Год 
(в среднем  
за месяц)
75,7 100,0 69,4 97,8 6,3 131,7 8,4 2,1 148,9 2,8
2010г.
   Январь 74,6 99,2 67,7 98,7 6,8 105,1 9,2 2,2 129,0 3,0
   Февраль 74,5 99,5 68,0 100,4 6,4 91,2 8,6 2,3 114,0 3,1
   Март 74,6 99,2 68,2 99,9 6,4 93,2 8,6 2,2 102,6 3,0
I квартал 
(в среднем  
за месяц)
74,6 99,3 68,0 99,6 6,6 96,3 8,8 2,2 114,2 3,0

Информация о работе Безработица в РФ