Автор: t*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа
Именно поэтому целью данной курсовой работы является – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.
Введение 3
1 Теоретические аспекты функционирования безработицы в макроэкономике 5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости 5
1.2 Причины безработицы, ее виды и измерение 12
2 Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке труда 21
2.1 Анализ российского рынка труда 21
2.2 Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 27
Заключение 36
Литература 38
Приложение 1 39
Приложение 2 41
Приложение 3 42
По
сведениям обследованных
Рис.3
В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 12,6%, в том числе в организациях обрабатывающих производств - 20,4%. Существенно ниже этот показатель в организациях транспорта и связи - 6,2%, оптовой и розничной торговли - 5,0%.
В
марте 2010г. в организациях обследованных
видов экономической
По
сведениям обследованных
В общей численности выбывших работников 65,2% составляют уволившиеся по собственному желанию (что на 0,3 процентного пункта меньше, чем в феврале 2010г.), 7,6% - по соглашению сторон (на 0,4 процентного пункта больше), 4,6% - в связи с сокращением численности (на 0,9 процентного пункта меньше).
Наиболее высокий удельный вес уволенных по собственному желанию среди выбывших работников в марте 2010г. отмечается в организациях оптовой и розничной торговли (86,9%). Самая высокая доля уволенных по взаимному согласию работодателей и работников - в организациях финансовой деятельности (10,0%), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (13,4%).
Доля работников, выбывших в связи с сокращением численности, колеблется от 1,0% в организациях оптовой и розничной торговли до 6,6% - в организациях финансовой деятельности. Из числа работников, выбывших в связи с массовым увольнением, 69,3% приходится на организации обрабатывающих производств.
Неполная занятость. В марте 2010г. 1,8% списочной численности работников обследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, и 1,9% - по соглашению между работником и работодателем (в феврале 2010г. - 2,0% и 2,1% соответственно). Доля работников, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в марте 2010г. составила 1,0% списочной численности работников (в феврале 2010г. - 1,1%).
В марте 2010г. доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника, составила 3,8% списочной численности работников (в феврале 2010г. - 3,7%).
Средний возраст безработных в марте 2010г. составил 35,1 года.
Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6%, лица в возрасте 50 лет и стар-ше - 17,3%.
Средняя продолжительность поиска работы безработными в марте 2010г. составила у женщин 7,8 месяца, у мужчин - 7,3 месяца.
Забастовки. В I квартале 2010г. забастовки не были зафиксированы (в 2009г. была зафиксирована одна забастовка).
Таким
образом, можно констатировать несоответствие
между потребностью населения
в трудоустройстве и
Безработица
представляет собой макроэкономическую
проблему, оказывающую наиболее прямое
и сильное воздействие на каждого
человека. Потеря работы для большинства
людей означает снижение жизненного
уровня и наносит серьезную
В
связи с этим, нового осмысления
потребовало такое
Интенсивность
высвобождения и
Регулирующая
роль государства должна состоять в
постоянном поддержании сбалансированности
экономических приоритетов и
приоритетов занятости в
Процесс
реформирования экономики России показал,
что наряду со свойственными мировой
цивилизации противоречиями, в частности,
между научно-техническим
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
Речь идет об увеличении
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для
ее выполнения разработана Государственная
программа занятости населения,
в которой предусмотрены
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Мне представляется, что Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.
Согласно
российскому закону о занятости,
ее главная цель заключается в
содействии полной, продуктивной и
свободно избранной занятости путем
обеспечения профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки
высвобождаемых граждан, сдерживания
массовой долгосрочной (хронической) безработицы,
повышения эффективности
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В
современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в российском
обществе должен стать принцип достижения
и поддержания эффективной
Так,
в московском регионе крупном
промышленном центре России при одинаковом
значении социально-демографического
фактора позиции руководства
двух субъектов РФ Москвы и Московской
области - в отношении сохранения
имеющихся рабочих мест как в
целом, так и по отраслям экономики
не могут быть одинаковыми. Например,
решение столичного правительства
сохранить предприятия текстильной
промышленности путем предоставления
им кредитов и другой финансовой поддержки
не выдерживает никакой критики.
Большинство предприятий использует
рабочую силу со стороны и расположено
в районах, примыкающих к Центральному
административному округу. Между
тем земля в столице все
время дорожает. Нужно ли сохранять
такую структуру столичной