Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 15:28, курсовая работа
В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность. Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Введение.
1.Общая характеристика безработицы
1.Понятие и причины безработицы
2.Виды безработицы
1.3 Социально-экономические последствия
2.Безработица в Европе и пути её решения
3.Особенности безработицы в России 3.1 Характеристика безработицы в России
3.2 Пути решения проблем безработицы
Заключение
Библиографический список
Евросоюз в
свою очередь обещает принять
все меры по предотвращению негативных
тенденций на рынке труда и
в сфере экономики, например, такие
как ослабление финансового давления
на бизнес, внедрение программ по стимулированию
экономики, планируется также задействовать
большие финансы на увеличение государственных
расходов стран ЕС, благодаря чему, экономика
начнет свое выздоровление. Однако на
сегодняшний день, существенных изменений
к лучшему не наблюдается, многие крупные
компании заявляют о том, что это лишь
начало ухудшения рынка, поэтому они не
могут обойтись без сокращения рабочих
мест.
3.1 Характеристика безработицы в России.
Безработица в России в условиях кризиса имеет ярко выраженные региональные особенности. То есть, если в целом ситуацию на рынке труда в стране пока критической назвать еще нельзя, в некоторых субъектах РФ она уже просто катастрофическая. Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
-Федеральная служба государственной статистики;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Министерство
здравоохранения и социального
развития (Минздравсоцразвития) РФ.
Методика подсчета такова, что
не учитывается скрытая и
По предварительным прикидкам правительства, в 2010 году общая численность незанятых граждан России составит 6,3 млн. человек (8,6% экономически активного населения). При этом число зарегистрированных безработных может составить 2,3–2,4 млн. человек.
По словам директора
Института социальной политики и
социально-экономических
Если говорить о конкретных регионах, то, по данным Росстата на конец прошлого года, острее всего ситуация была в Ингушетии, где без работы сидело более половины жителей республики. Нелегко людям в Чеченской Республике (32,6%) и Тыве (25,8%). Самый низкий уровень безработицы – в Центральном федеральном округе (5,2%), самый высокий – в Южном (11,9%).
Вместе с тем, по информации Росстата, уровень безработицы в РФ к концу 2009 года снизился до 8,2% – в декабре общая численность незанятых составила 6,173 млн. человек. При этом каждый третий находится в состоянии, которое по методологии Международной организации труда (МОТ) определяется как «застойная безработица», то есть не может трудоустроиться в течение года и более.
Что касается долгов
работодателей перед
Оптимизация штата является закономерным ответом на ухудшение положения во внешней среде, падение спроса и т.п. Однако, значение термина «оптимизация» в российской экономике зачастую воспринимается некорректно. Результатом этого является непродуманная кадровая политика. Руководство значительного количества российских предприятий вело себя в условиях кризиса следующим образом: изначально следовало «эмоциональное» сокращение штатов, производимое под влиянием давления информационной среды и резкого снижения показателей оперативного и тактического уровня. Результатом таких действий зачастую являлась утрата качественного кадрового ресурса наряду с малоэффективными работниками. Затем, предприятия комплектовались оставшимися сотрудниками, необходимыми для обеспечения сокращенной текущий деятельности. Также, в бюджетной, строительной, и нескольких других отраслях экономики кадры удерживались исходя из социальных обязательств и в надежде на восстановление спроса. Рассматриваемые мероприятия производились без маркетинговой поддержки и оценки запросов потребителя, что лишило участников российского рынка возможности сформировать актуальное в рыночных условиях предложение. В результате на российском рынке образовалось значительное количество обремененных «отложенными увольнениями» предприятий, чье положение было дестабилизировано непоследовательной политикой в отношении преодоления кризисных явлений. Потенциал данных сокращений реализуется и в настоящее время.
3.2 Пути решения проблем безработицы.
Президент РФ Дмитрий Медведев назвал нарастание безработицы одной из самых больших проблем в условиях кризиса. По его словам, в качестве долгосрочной меры по регулированию рынка труда в России правительство совместно с регионами сейчас разрабатывает специальные программы поддержки новых рабочих мест. На эти цели дополнительно выделяется 44 миллиарда рублей.
В распределении государственной помощи все регионы страны приняли участие на равных, а масштабы полученной поддержки во многом зависели от того, насколько активно и успешно каждый из них сумел пролоббировать свои интересы.
Почти три четверти выделенных средств (73,8%) приходится на организацию общественных работ, временного трудоустройства и стажировок выпускников. При этом на единственный активный компонент программы – стажировку выпускников высших учебных заведений в целях приобретения ими опыта работы и закрепления на предприятиях, приходится лишь 3% общих ассигнований. Всего на подпрограмму «организация общественных, временных работ и стажировки» в 2009 году было предусмотрено направить в соответствии с заключенными договорами 22,8 млрд. рублей, в том числе на «стажировку» - 863 млн.рублей. Львиная доля средств уходит на финансирование организации общественных работ, основной смысл которой, по признанию самих же разработчиков программы, - в дополнительной материальной поддержке безработных.
Второе по масштабам выделяемых средств направление – содействие развитию малого предпринимательства и самостоятельной занятости (18,4%). Для безработных, готовых организовывать такого рода бизнес, предусмотрена возможность получить единовременную субсидию в размере годового максимального пособия по безработице. Именно на эту программу часто уповают региональные власти в надежде ослабить социальное напряжение в моногородах, где закрытие единственного крупного предприятия лишает большую часть населения возможности зарабатывать на жизнь. Так, осенью этого года бывший губернатор Свердловской области Э. Россель призвал потерявших работу жителей региона собирать дикоросы и восстанавливать разрушенные свинофермы и наводить чистоту. Руководство Волгоградской области видит спасение от кризиса в возвращении к ремеслам: квалифицированным работникам промышленности предлагается освоить гончарное ремесло, вязание и художественное литье.
Корректировки, которые намечается внести в 2010 году, в некоторой степени разворачивают программу содействия занятости на стратегический вызов. Так, в отдельное направление предполагается выделить субсидирование стажировок выпускников учреждений профессионального образования, несколько увеличить масштабы его финансирования, реанимировать и поддержать институт наставничества. Но выделяемые на эти цели ресурсы мизерны. Для наставников предусмотрено символическое вознаграждение – половина минимальной заработной платы.
Огромные трудности испытывает программа так называемого опережающего обучения и переподготовки кадров. При грамотном построении она могла бы отчасти компенсировать кризисное сокращение масштабов подготовки и повышения квалификации кадров, которое до этого осуществлялось рядом предприятий за счет собственных ресурсов. Однако изначально условием предоставления средств на переподготовку было выдвинуто обеспечение трудоустройства работников после обучения. За девять месяцев 2009 года с трудом была освоена лишь половина выделенных средств, и то в основном после того, как требование гарантий трудоустройства было снято.
В 2010 году предполагается вновь вернуться к заключению договоров о переподготовке под обязательство предоставления рабочего места.
Конечно, ориентация
программ содействия занятости на решение
стратегических задач потребует привлечения
дополнительных финансовых и кадровых
ресурсов. Но в федеральном бюджете на
2010 год на деятельность служб занятости
намечено выделить менее 0,3% ВВП.
Заключение
Исследовав безработицу и ее современные особенности в России, я могу заключить, что безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.
В настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. А также население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Можно сделать вывод, что уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.
Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди не получающие зарплату, могут купить лишь минимум средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров. Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны. Безработица также обостряет политическую напряженность в стране. Причиной тому служит озлобление людей, не имеющих возможности содержать свою семью и проводящих день за днем в изнуряющем поиске работы.
Но безработица может быть уменьшена. Для этого могут быть использованы различные методы. Например, поощрение индивидуального предпринимательства, организация переобучения безработных многое другое.
Если говорить о проблемах безработицы, то можно прийти к выводу, что фрикционная и структурная формы безработицы - явление нормальное и не представляет особой угрозы для экономического роста страны. Более того, без них такое развитие просто невозможно. Ведь если на рынке труда нельзя найти незанятых работников, то как создавать новые фирмы или расширять производства тех товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?
Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этой точки зрения безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Поэтому полная занятость - как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран - это ситуация когда существует фрикционная и структурная безработицы, но нет безработицы циклической. Иначе говоря, это положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.
Забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как
важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития рыночной экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики