Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 15:28, курсовая работа
В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность. Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Введение.
1.Общая характеристика безработицы
1.Понятие и причины безработицы
2.Виды безработицы
1.3 Социально-экономические последствия
2.Безработица в Европе и пути её решения
3.Особенности безработицы в России 3.1 Характеристика безработицы в России
3.2 Пути решения проблем безработицы
Заключение
Библиографический список
Содержание:
Введение.
1.3 Социально-экономические
последствия
3.2 Пути решения проблем безработицы
Заключение
Библиографический
список
Введение
Одной из социально-экономических
проблем современного этапа развития
российского общества является проблема
безработицы. Безработица влечет за собой
расточение в огромных масштабах его главной
производительной силы, существенное
сокращение потенциального валового продукта
и национального дохода страны, значительные
производительные расходы государств
на выплату пособий по безработице, переквалификацию
безработных и их трудоустройство. Немалый
урон безработица наносит и жизненным
интересам людей, не давая им реализовать
свои созидательные потенциалы, приложить
свое умение в том роде деятельности, в
котором человек может наибольшим образом
проявить себя и, что самое главное, резко
ухудшая материальное положение семей
безработных, способствуя росту заболеваемости
и преступности, обостряя социальную напряженность
в обществе. Таким образом, показатель
безработицы является одним из ключевых
показателей для определения общего состояния
экономики, для оценки его эффективности.
В силу этого проблема безработицы в Российской
Федерации в условиях перехода к рыночной
экономике приобретает исключительную
актуальность. Эта проблема нуждается
в глубоком научном исследовании, всестороннем
теоретическом анализе и выработке на
этой основе практических рекомендаций,
которые могли бы быть использованы для
разработки и реализации эффективной
экономической и социальной политики,
направленной на обеспечение занятости
трудоспособного населения страны, снижение
безработицы до минимального, социально
допустимого уровня.
Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.
Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Безработными считаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный её поиск. Лица, имеющие работу, а также лица, занятые неполные рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.
К рабочей силе относятся и занятые, и безработные. Так, в США безработным считается человек, который на определенную дату, во-первых, в течение предшествующей недели не имел работу, а во-вторых, в течение предшествующих четырех недель прилагал усилия, чтобы найти её. Последнее условие называется «требованием поиска работы» и предназначено для того, чтобы определить наличие или отсутствие рыночной ориентации у работника и ограничить состав безработных теми, кто активно ищет работу, т.е регистрируется в органах трудоустройства, собирает информацию о наличии вакансий, дает объявления о поисках работы. Исключение составляют временно уволенные и те, кто временно не работает, но готовы приступить к новой работе и ожидают её не более 30 дней. Обе эти категории лиц считаются безработными независимо от того, заняты ли они активным поиском работы или нет.
В особую категорию выделяются лица, не входящие в состав рабочей силы. К ним относятся те, кто не имеет работы, но не отвечают требованиям поиска работы. Предполагается , что у этих людей отсутствует ориентация поиска работы на рынке труда. Существует также категория лиц, которые действительно хотели бы работать, но по тем или иным причинам отказались от поиска, это так называемые отчаявшиеся найти работу. Данную категорию относят не к безработным, а к лицам, не входящим в состав рабочей силы.
Показатель безработицы определяется следующим образом:
Уровень безработицы = количество безработных / численность рабочей силы * 100%.
При этом безработных
подсчитывают на основе тех данных,
которые предоставляют
- лица, не достигшие трудоспособного возраста;
- лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);
- лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).
Дисбаланс рынка труда, как правило, носит хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.
Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу её взяты положения классической теории А. Смита. Эти авторы рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамическую систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Регулятором её служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка ; увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда. Классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда.
Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости: уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты – устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень зарплаты и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только её максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы. Кейнсианская модель основана на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и явления психологического характера(склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям) , а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.
Представители монетаристской школы (М. Фридмен, Э. Фелпс) обосновывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм которой сам определяет рациональный уровень занятости. В такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства в конечном счете приведет к раскручиванию инфляционной спирали. Монетаристы полагают, что в любой момент имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной зарплаты. Этот уровень получил название «естественная норма безработицы», которая отражает действительные структурные характеристики рынка труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и об имеющейся рабочей силе, издержки мобильности и др. Отклонения занятости от своего «естественного уровня» могут быть только краткосрочными. Если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше- то к ускоряющейся дефляции. Политика по стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от её естественной нормы, с колебаниями объемов производства и численности занятых. Для уравновешивания рынка труда монетаристы предлагают использовать в основном рычаги денежно-кредитной политики.
Институционально-
Концепция гибкого рынка (Р. Буае, Г. Стэндинг) получила распространение в конце 70-х годов, когда в наиболее развитых странах Запада происходила структурная перестройка экономик. За ее основу взято положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости(частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочные контракты). Такой подход призван обеспечит уменьшение издержек структурной перестройки экономики и достигается за счет многообразия и гибкости форм найма, увольнения работников и форм занятости; гибкости регулирования рабочего времени, установления более подвижного режима работы с ненормируемым рабочим днём; гибкости в регулировании зарплаты на основе более дифференцированного подхода; гибкости методов и форм социальной защиты работников, а также адаптирования объема, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда. В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников и направлена на рационализацию совокупных затрат, повешение прибыльности и поддержания высокого динамизма рынка труда.
Безработица означает
неспособность государства