Безработица как макроэкономическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы преследовали следующие цели:
- рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
- ознакомиться с различными объяснениями безработицы;
- проанализировать причины этого явления в России;
- рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Безработица как макроэкономическая проблема. Причины возникновения безработицы, способы регулирования и ее последствия.
Общие сведения о безработице, типы 4
Причины возникновения безработицы 9
1.3 Способы регулирования занятости 14
1.4 Последствия безработицы 16
Глава 2. Безработица в современной России
2.1 Причины возникновения безработицы в России 20
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы 25
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     Неизменными в выборе средств осуществления политики на рынке труда остаются меры регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.

     Активные  меры способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

     Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

     Создание  новых рабочих мест – важнейшая  макроэкономическая мера, которая в  контексте инвестиционной и налоговой  политики является показателем процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике вобщем.

     Эффективный инструмент политики занятости – содействие молодому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

     Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин и др.). Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т. е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентонейтральность», поскольку они находятся в заведомо неравных условиях на рынке труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев обеспечивает им социальную защиту.

     К активным мерам регулирования рынка  труда относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.

     Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.

     К сожалению, приходится отметить, что из всех мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется на эту пассивную меру.

     Важное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. 
 

     Основными функциями биржу труда являются:

     -учет  безработных и оказание помощи  в их трудоустройстве;

     -контроль  за установлением права на  получение пособия по безработице и его утратой;

     -обучение, переобучение и повышение квалификации  безработных;

     -изучение  спроса и предложения рабочей  силы и распространение информации  об уровне занятости в разрезе  профессий и территорий;

     Биржа  труда   может  иметь  разные формы:  бюро, контора, общество и т. п. В зависимости от форм собственности выделяют следующие их основные виды:

    1. частные, функционирующие на коммерческой основе;
    2. филантропические (благотворительные);
    3. общественные;
    4. государственные.

     Направление биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ (Международной организации труда).

     Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство  молодежи, окончившей общеобразовательные  школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это определено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежь (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30 – 39 лет).

     Безработица в России снижается, но "застойная" безработица, то есть число людей, остающихся без работы более года, быстро растет. С августа 2005 по август 2006 года численность занятого населения увеличилась на 1,1%, при этом количество безработных сократилась на 10,3%. А уровень безработицы по методологии МОТ (Международной организации труда) составил 6,1% – это лишь немногим выше, чем, например, в США (4,6%) или Великобритании (5,6%), но значительно ниже, чем в Германии (11,4%), Франции (8,8%) или Испании (10,9%). Заметим, что в феврале 2006 года он составлял 7,6%, а в августе 2005 года – 6,8%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

    Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

    Очевидно, чем более кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования  прямого административного воздействия. Главными целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.

    Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости  как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 
 

Список  используемой литературы:

  1. Экономика: учебник для вузов / С. А. Бартенев [и др.] ; под ред. А. С. Булатова.- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2002. - 896 с. [1]
  2. Борисов, Е. Ф.  Экономическая теория: курс лекций для вузов / Е. Ф. Борисов. - М. : Юрайт, 1998. - 478 с.
  3. Ивашковский , С. Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. - М. : Дело, 2000. - 472 с.
  4. Иохин, В. Я. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. - М. : Юристъ, 2000. - 861 с.
  5. Экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 714 с.
  6. Журавлев, Г.Т. Экономика и социология труда: учеб.-практ. пособие / Г.Т. Журавлев. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та экономики, статистики и информатики, 2000. - 94 с. - Библиогр.: с. 91.
  7. Курс экономической теории: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой.- 4-е изд., доп. и перераб. - Киров : АСА, 1999. - 625 с.
  8. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Учеб. для вузов / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 972 с. [2]
  9. Попов, А. Д. Регистрируемая безработица: гендерный аспект / А. Д. Попов // Вопросы статистики. - 2007. - N 9. - С. 62-66.
  10. Волосатов, В. Регионы Урала и Сибири: занятость и безработица / Волосатов В. // Человек и труд. -  2005. - N 2.. -  С. 34-37. - Ил.: 5 табл..
  11. Коровкин, А. Г. Структурная безработица на российском рынке труда и проблема согласования спроса на рабочую силу и ее предложения. - М.
  12. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России. [3]
  13. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.

Использованные  сайты в Интернете:

  1. www.gks.ru
  2. www.economika.info
  3. www.libertarium.ru
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.economy.gov.ru
  6. http://www.rg.ru
  7. http://www.chelt.ru

Информация о работе Безработица как макроэкономическая проблема