Безработица и её проблемы в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы – проанализировать один из компонентов рынка труда – безработицу в странах с переходной экономикой, выявить общие тенденции и дать характеристику безработицы в Беларуси, а именно ее структуре, видам и основным показателям; на основе данных о зарегистрированной безработице сделать вывод о наиболее уязвимых участниках рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 5
1.1 Экономическая сущность и классификация безработицы 5
1.2 Количественные характеристики безработицы 8
1.3 Причины и факторы безработицы 9
1.4 Экономические последствия безработицы 11
1.5 Социальные последствия безработицы 12
2 ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 15
2.1 Особенности регулирования занятости в современных переходных экономиках 15
2.2 Основные тенденции занятости и безработицы в переходной экономике 17
2.3 Группы стран по динамике трансформационных процессов 19
2.4 Общие черты безработицы в переходных экономиках 20
3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Уровень безработицы в Беларуси 21
3.2 Структура безработицы в РБ 24
3.3. Виды безработицы 26
3.4. Правовое положение безработных и меры государственной поддержки 27
3.5. Альтернативные оценки безработицы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(С ДОРАБОТКОЙ).doc

— 295.00 Кб (Скачать)

социалистических  странах была однотипная структура  занятости с преобладанием I и II сфер производства. В процессе перехода происходит изменение структуры занятости за счет ее сокращения в промышленности и сельском хозяйстве, и расширения в сфере услуг. Во всех странах с переходной экономикой происходит уменьшение занятости в государственном секторе и расширение занятости на негосударственных предприятиях различных форм собственности. Однако скорость протекания данных процессов различается в страновом разрезе. Наиболее интенсивно сокращение занятости в государственном секторе происходит в Болгарии, Венгрии, Польше, Словакии. В этих же странах достаточно динамично идет процесс развития частного сектора (т.е. он поглощает часть высвобожденных с государственных предприятий работников). В Румынии, России, Беларуси, Украине динамика данных процессов значительно слабее, даже при имеющем месте   сокращении   государственного   найма,   частный   сектор   не   выступает альтернативным источником пополнения рабочих мест.

Страновые различия возникают из-за разницы внешней  и внутренней среды функционирования государственных и частных предприятий. B Болгарии, например, внешняя среда для государственных предприятии в начале 90-х годов оказалась значительно жестче, чем в России и других странах CHГ. Распад СЭВ привел к потере рынков и источников финансирования для крупных госпредприятий не только Болгарии, но и Польши, Венгрии, Чехии Словакии. Правительства этих стран с самого начала ограничили финансовую помощь и выделение субсидий для их поддержания, проводя последовательную политику приватизации и банкротства. Поэтому жесткая нацеленность внешней среды на рыночные преобразования привела к интенсификации  процессов сначала стимулирования добровольных увольнений (выход на пенсию, переход в частный бизнес), а затем и вынужденных (что привело к росту безработицы). В Венгрии, Польше, Словакии, Болгарии субсидии госпредприятиям сократились в 2-4 раза. Внутренняя среда госпредприятий данных стран также претерпевала изменения вместо ориентации на социальные цели (стабильность занятости) на первый план выдвигаются экономические цели (прибыльность, конкурентоспособность, инновации). Это также стимулирует сокращение занятости.

В странах СНГ  картина складывается иначе. Во внутренней среде предприятий преобладает  ориентация на сохранение занятости, во внешней продолжающаяся государственная  поддержка убыточных производств  при существенном затруднении условий функционирования частого бизнеса (что тормозит его развитие). Поэтому при общей тенденции роста занятости в частном секторе, в странах Центральной и Восточной Европы он идет за счет появления новых предприятий (и соответственно, рабочих мест), а в странах СНГ за    счет    перераспределения    существующих,    т.е.    преобразования госпредприятий в негосударственные формы собственности, где часто основной удельный вес в уставном капитале принадлежит государству.           [1, с. 82] 
 

    2.3 Группы стран по динамике трансформационных процессов 

В целом, по динамике трансформационных процессов в  сфере занятости четко различимы  три группы стран [Приложение 1]. К первой можно отнести Польшу, Венгрию, Чешскую Республику, Словакию, Эстонию, Латвию и Литву. В них переходные процессы начались активно, с четкой целевой рыночной ориентацией, проведением приватизации, последовательным ужесточением внешней среды функционирования госпредприятий  и реальным поощрением развития частного сектора. В итоге, кризисные явления в данных странах были глубоки и разрушительны (в наибольшей степени в Польше, Чехии, балтийских государствах, в наименьшей – Венгрии, Словакии), но непродолжительны (в среднем 3 года). Спад промышленного производства в Польше до 40%, в Венгрии – 31%, Чехии – 25% в 1990-1991гг. начиная с 1992г. был остановлен с последующим реальным ростом промышленного производства уже новой структуры, с иным уровнем занятости. В Польше в 1994г. темпы роста ВВП составили 4,5%, в Чехии – 1,5%, Словении – 4%, Эстонии – 6%, Латвии – 4,1%, Венгрии – 1%. Характерным для этих стран является снижение темпов инфляции и достаточно высокие уровни безработицы (за исключением Чехии, балтийских государств).

 Ко второй группе стран с переходной экономикой можно отнести Болгарию, Румынию, Словакию. В них трансформационные процессы идут достаточно активно, но без резких изменений в экономических устройствах. Правда, Болгария довольно сильно пострадала после распада СЭВ, но далее переходные процессы были сглажены. Сокращение занятости в государственном секторе здесь значительно, рост частного сектора – слабый. В итоге возросла безработица. В проведении приватизации в этих странах, несмотря на детальные его планы, была достигнута лишь малая приватизация преимущественно в розничной торговле. Большая приватизация, по мнению зарубежных экспертов, осуществлялась медленно и поверхностно. Общий итог развития в этих странах – отставание от стран первой группы по темпам роста ВВП, умеренный рост инфляции.

К третьей группе можно отнести страны СНГ. Объединяет их значительное падение ВВП, не остановленное к 1994г. (стабилизация наметилась лишь к 1997г.), инфляция и низкие уровни безработицы. Объяснение указанных явлений – в характере и динамике проводимых преобразований: непоследовательная приватизация, сохранение мягких бюджетных ограничений, высокая субсидируемость промышленного и особенно сельскохозяйственного производства, тяжелые условия для развития самозанятости и предпринимательства, поддержание избыточной занятости на предприятиях. [1, с. 83-84] 

    2.4 Общие черты безработицы  в переходных экономиках 

Независимо от темпов преобразований, все страны с переходной экономикой столкнулись  с непривычной для них проблемой  – появлением и ростом безработицы. В одних странах она приняла  массовый характер (например, Польша, Венгрия), в других – скрытый (Россия, Беларусь).

Общими чертами  безработицы в переходных экономиках является сходство ее структуры:

  1. значительный удельный вес молодежи;
  2. увеличение длительной безработицы. В Болгарии продолжительность безработицы свыше 1 года характерна для 62,5% безработных, в Венгрии – 47,5%, Румынии – 45,3%, Словении – 52,8%, Словакии – 58,5%.
  3. основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники;
  4. низкая оборачиваемость состава безработных. В переходных экономиках ежемесячное выбытие из состава безработных колеблется в пределах 0,6-0,8%, к численности рабочей силы, а приток в состав безработных – 0,6-1,1%, в то время как во Франции эти показатели составляют 1,3-1,4%, Норвегии – 1,6%. [1, с. 85]

В начале переходных процессов практически во всех странах были введены достаточно обширные меры пассивной помощи безработным. Это объяснялось как невысоким уровнем безработицы, так и попытками перенять позитивный опыт стран с социально ориентированной рыночной экономикой. Однако при дальнейшем росте безработицы выплаты безработным стали достаточно обременительными для бюджета, что частично способствовало росту налогового пресса на субъектов хозяйствования. Поэтому далее переходные экономики пошли различными путями: либо ужесточением правил регистрации безработных и назначения пособий (Венгрия, Беларусь), либо уменьшением помощи безработным (Польша, Румыния, Болгария). Максимальная продолжительность сроков выплат пособий в переходных экономиках ниже, чем в странах Западной Европы, размер пособий (90% минимальной заработной платы в Болгарии, 96% в Венгрии, 40% в Румынии, 100% в Польше) при низком уровне самой минимальной заработной платы не способен материально поддержать безработных.[1, с. 86] 
 

С началом процесса перехода к рынку обозначились общие  для всех переходных стран закономерности в состоянии занятости и безработицы, связанные с накоплением излишней рабочей силы на государственных  предприятиях, значительным удельным весом молодежи и низкой оборачиваемостью состава безработных. Схожесть тенденций и структуры безработицы в странах с переходной экономикой обусловило существование общих закономерностей ее регулирования. 

 

3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    3.1 Уровень безработицы в Беларуси 

Оборотной стороной политики сохранения рабочих мест должен быть низкий уровень безработицы. И  действительно, Беларусь является едва ли не мировым лидером по официально зарегистрированному уровню безработицы, находясь на тринадцатом месте в мире после маленьких государств, оффшорных зон и таких экономик, как Узбекистан, Азербайджан, Таиланд и Вьетнам. Однако в первых двух случаях следует отметить наличие скрытой безработицы (до 20% в Узбекистане), а также высокий уровень трудовой миграции (Азербайджан). В то же время более высокий уровень безработицы в странах ЦВЕ (включая относительно успешную Венгрию) не свидетельствует об успехах белорусской экономической политики в сфере занятости. В странах ЦВЕ данные получены в результате проведения обследований рабочей силы, в то время как в Беларуси они не проводились.

Беларусь пережила всплеск безработицы в начале 1990-х гг. как последствие адаптационного спада. Во времена СССР безработица  была близка к нулю, поэтому в 1992 г. количество безработных выросло более чем в 20 раз, а в 1993г. – в 4.6 раза по сравнению с 1991 и 1992 гг. соответственно. Тем не менее, ее рост был не столь значительным, как в странах ЦВЕ и России. Самый высокий уровень был зафиксирован в 1996 г. – 4% от экономически активного населения. В 1994–1996 гг. количество безработных росло темпом около 40% в год. Однако уже в 1997 г. оно сократилось на 30%, и ее снижение продолжалось вплоть до 1999 г. В 2001–2002 гг. его рост возобновился, составив в среднем 20% в год, но уже в2003 г. значительно замедлился, а в 2004 г. количество безработных сократилось почти на 40%, в дальнейшем также наблюдалась тенденция снижения, и в 2007 году безработица достигла своего самого низкого уровня – 1% от экономически активного населения. [Приложение 2] Низкий уровень безработицы был достигнут по причине сокращения численности работающих, в том числе за счет более раннего выхода на пенсию.

Можно предположить, что низкий уровень безработицы  – обратная сторона роста спроса на рабочую силу, вызванного экономическим ростом. Но так было не всегда: в 1996 г. при росте экономики на 2.8% одновременно выросла и безработица, причем довольно значительно – на 38%. Далее, в 2001–2002 гг. ВВП увеличивался в среднем на 5% в год, а безработица – на 20%. Можно предположить, что это является следствием структурной перестройки экономики, ведущей к более эффективному использованию рабочей силы. Однако данные о росте производительности труда не подтверждают это предположение. На первый взгляд в белорусской экономике не наблюдается фрикционной безработицы, характерной для любой рыночной экономики. Но это означает, что правительство вынуждено нести бремя поддержания «на плаву» производств, не приспосабливающихся к меняющейся конъюнктуре рынка. Для малой открытой экономики это было бы крайне сложным шагом. Ведь правительства ряда европейских стран – малых экономик, которым удалось поддерживать низкую безработицу в течение долгого времени и даже в условиях кризиса 1970-х гг., всегда заботились о поощрении именно конкурентных производств и повышении квалификации наемных работников и переобучении безработных.

В условиях дефицита государственного бюджета возможности государства по созданию новых рабочих мест  снижаются. Численность безработных в РБ в 2007 составила 44,1 тыс.человек. [Приложение 2] Данные таблицы свидетельствуют о низком официальном уровне безработицы – 1,0% в 2007г. Неадекватное отражение численности безработных обусловлено следующими факторами:

  • спецификой расчета уровня безработицы. Для получения статуса безработного в Республике Беларусь необходима обязательная регистрация в службе занятости. 
  • недостаточной эффективностью реализуемых программ занятости,
  • ослаблением стимулов к регистрации в качестве безработного из-за незначительного размера пособия,
  • малой вероятностью предоставления нового места работы, небольшого числа вакансий. В 2006г число зарегистрированных безработных составило 52024 человека, потребность в работниках – 44819 человек; число заявленных на одну заявленную вакансию составляло 1,2 человека [Приложение 3], но в 2007г. Напряженность на рынке труда составила 1 безработный на 1 вакансию. [Приложение 11] С начала  2008 года трудоустроено 130,1 тысячи безработных. Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  23,8 тысячи безработных. [8].

Свободные вакансии, предлагаемые службами занятости, в  большинстве своем предназначены  для низкоквалифицированных работников. На рынке труда Беларуси сохраняется  устойчивое преобладание спроса на физический труд. В 2006г потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости составила 44819 человек, в том числе рабочих – 35090 человек. Рабочие профессии составили 76,4% от общего количества заявленных в 2007г. нанимателями вакансий. [8] В свою очередь, вакансии, предназначенные для высококвалифицированных специалистов и инженерно-технических работников, часто не заполняются по причине низкой оплаты труда. Существование единой тарифной сетки с низкой межразрядной разницей ведет к тому, что повышение оплаты труда может быть достигнуто для высококвалифицированных специалистов только за счет разных надбавок и доплат, но уже из прибыли предприятия. А последние не всегда готовы это делать.

Кроме того, доля безработных граждан, трудоустроенных службой занятости, сокращается начиная с 2002 г. Если за период с 1995 по 2005 г. служба занятости трудоустраивала до 77,2% обратившихся за помощью в поиске рабочего места, то в 2006г. эта цифра сократилась до 71,5%. [Приложение 3] В 2007г было трудоустроено 64,7% безработных, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите. [Приложение 11]

Информация о работе Безработица и её проблемы в переходной экономике