Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я последовательно рассмотрю понятие и сущность безработицы, ее причины и виды, а также в общих чертах проблемы безработицы и пути ее решения в экономике России
В данной работе я преследовала следующие цели:
рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.
рассмотреть безработицу в Пермской области

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..3
БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ТИПЫ ………………....……………………......5
1.1 Понятие безработицы и причины ее образования…………………..….5

1.2 Типы безработицы…………………………………………………….…..8
1.3 Факторы, способствующие безработице…………………..…………...10
2 ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ………...………..……….12
2.1. Причины возникновения безработицы в России……………………...12
2.2Проблемы безработицы в России и пути ее решения……………..…..15
2.3 Безработица в Пермской области……………………………..………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………..........25
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………………………………..27

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Можно предложить развернутую  классификацию наиболее значимых социальных и экономических последствий  безработицы:

I. Социальные последствия  безработицы:

Отрицательные:

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной  напряженности.

3. Рост количества  физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной  дифференциации.

5. Снижение трудовой  активности.

Положительные:

1. Повышение социальной  ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы  выбора места работы.

4. Увеличение социальной  значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия  безработицы:

Отрицательные:

1. Обесценивание последствий  обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь  безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного  уровня.

6. Недопроизводство национального  дохода.

7. Снижение налоговых  поступлений.

Положительные:

1. Создание резерва  рабочей силы для структурной  перестройки экономики.

2. Конкуренция между  работниками как стимул к развитию  способностей к труду.

3. Перерыв в занятости  для переобучения и повышения  уровня образования.

4. Стимулирование роста  интенсивности и производительности  труда.

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика  не может преодолеть безработицу. Уровень  занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж. М. Кейнс писал: "Хроническая  тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего следует  повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили  против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не мо жет быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих  в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию  в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить  людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Какие же шаги может применять  государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов  безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку  единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для  решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет:

   улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

· устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы. Для  этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства ;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта в другой

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для  роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

· стимулирование роста  экспорта. Это может привести к  росту объемов производства и , соответственно, - занятости на них;

· поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для  сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу даже при том же числе свободных  рабочих мест. Сократить число  претендентов на эти места и, более  того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возрасти. В России, например, при  упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В России это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее  всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и  самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

· экономическое стимулирование молодежной занятости;

· создание специальных  фирм, предлагающих работу именно молодежи;

· создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго, но важно понимать, что все  эти программы не могут полностью  ликвидировать или существенно  сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.

 

2.3 Безработица в Пермской области

Предварительные итоги  социально-экономического развития Пермской области в 2004 году, сформированные на основе анализа статистической информации, которой располагало на момент составления  данного отчета территориальное  управление Федеральной службы государственной статистики (далее - облкомстат), показывают, что ситуация в социально-трудовой сфере региона развивалась под воздействием разнонаправленных экономических факторов.

К числу основных тенденций  развития экономики региона в  отчетном году относятся:

•       сохранение тенденции роста в большинстве  отраслей промышленности и сфере  услуг;

•       замедление темпов экономического роста по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года в большинстве отраслей промышленного производства и розничной торговле;

•       снижение объемов производства в цветной  металлургии, а также в легкой, пищевой промышленности и сельхозпроизводстве, то есть в основных отраслях конечного потребления, что свидетельствует о сохранении низкого уровня платежеспособного спроса населения на основные виды потребительских товаров либо о нарастании тенденции вытеснения отечественных товаров импортными;

•       отсутствие существенных положительных изменений  в уровне жизни населения региона.

Выявленные тенденции  ситуации в социально-трудовой сфере, свидетельствует скорее о слабом инерционном дрейфе в сторону позитивных сдвигов, чем об устойчивом движении вперед. Это определенным образом отразилось на решении вопросов развития рынка труда и безработицы в Пермской области.

Ищущие работу

В течение 2004 года в территориальные  центры занятости населения (ЦЗН) Департамента ФГСЗН по Пермской области (без Коми-Пермяцкого округа) обратилось по вопросу трудоустройства 108.7 тыс. человек (на 7,4% меньше соответствующего периода прошлого года).

Из общего числа обратившихся:

•   0.8 тыс.чел. (0.7%) на момент обращения являлись занятыми;

•  24.6 тыс.чел. (22.6%) искали работу в свободное от учебы время;

•  83.3 тыс.чел. (76.6%) на момент обращения не имели работы, т.е. были незанятыми.

•  51.2 % обратившихся - женщины (год назад 51.3%), 38.5% - лица в  возрасте 16-29 лет (41.9%); 43.8% работали ранее  по профессиям рабочих (40.1%). 14.8% - на должностях служащих (14.0%). 41.3% - искали работу   впервые (45.8%).  15.3% - имели длительный (более года) перерыв в работе (13.5%).

Проблема поиска работы несколько обострилась для граждан, не занятых трудовой деятельностью, для лиц ранее работавших по рабочим профессиям - и на должностях служащих, а так же для граждан, имевших длительный перерыв в работе.

Наибольшее число обращений  незанятых граждан по вопросам трудоустройства  зарегистрировано в Перми (21000 чел.), Березниках (5515 чел.) и Кунгуре (4701 чел.), а по сельским районам - в Пермском (2622 чел.), Осинском (1978 чел.) и Чернушинском (1582чел.).

Кроме того, 237.7 тыс.жителей  области получили в ЦЗН консультационные услуги.

По категориям рынка  труда в структуре обратившихся в ЦЗН незанятых граждан 40,1% составили лица, уволенные по причинам текучести кадров (соответствующий период прошлого года - 43.4%), 30,5% - лица, не работавшие более года (соответствующий период прошлого года - 24.9%), 14.9% - высвобожденные работники (соответствующий период прошлого года - 15.7%), 11.8% - выпускники учебных заведений, впервые ищущие работу (соответствующий период прошлого года - 13.2%).

К началу года на учете  в органах службы занятости уже  состояло в качестве ищущих работу 18.6 тыс. чел., поэтому общее число  незанятых жителей области, искавших работу при посредничестве службы занятости, составило за 2004 года 101,8 тыс. человек.

Безработные

Статус безработного получили в течение 2004 года в целом  по области (без Коми-округа) 46,9 тыс.чел. ( 2003 г. - 45.9 тыс.чел.) или 56.3% от числа  обратившихся в ЦЗН в поисках  работы незанятых граждан.

Общая численность безработных (с перешедшими с предыдущего  года), состоявших на учете в СЗН области в течение 2004 года, составила 62,7 тыс.человек.

Наиболее высокой была общая численность безработных, состоявших на учете в течение 2004 года, кроме г. Перми (14005 чел.), в Березниках (3050 чел.) и Соликамске (2397 чел.), а по сельским районам - в Осинском (2081 чел.), Пермском (2060 чел.), Чернушинском (1950 чел.).

По категориям рынка  труда из обратившихся в ЦЗН в  течение 2004 г. незанятых граждан  статус безработного получили 69.4% высвобожденных работников, 69.0% мигрантов, 67.4% выпускников, 55.0% уволенных по причинам текучести кадров, 48.3% длительно незанятых, 47.6% освобожденных из УИН и 43.4% демобилизованных из ВС.

Информация о работе Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России