Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:02, курсовая работа
Цели и задачи написания курсовой работы:
- Дать определение понятию безработица.
- Определить типы безработицы и пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, скрытая безработица.
- раскрыть понятие уровня безработицы и как он измеряется.
- раскрыть понятие естественного уровня безработицы.
- Выявить проблемы безработицы в современной России.
- Проследить, как решаются проблемы безработицы в современной России.
Введение
1 Безработица и ее типы
1.1 Сущность безработицы. Типы безработицы
1.2. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы
1.3. Социально-экономические последствия безработицы
2 Проблемы безработицы в России
2.1 Безработица в современной России
2.2 Решение проблемы безработицы в современной России
Заключение
Список использованных источников
3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ
4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.
5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы
6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей
7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ
8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест
9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан
На следующем этапе реализации федеральные органы исполнительной власти стараются добиться решения следующих задач:
1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации
2. Создание условий для повышения качества рабочих мест
3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения
Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определяют кризисные территории – республики, края, области и автономии, а в каждом из них – города и районы.
В рамках Государственной программы занятости населения необходимо отработать механизм поиска “золотой середины” между предотвращением массовой безработицы, постепенным высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).
Для борьбы с безработицей государство принимает множество различных мер. Например, на фазе экономического кризиса фискальная политика государства направлена на стимулирование экономики, а значит, стимулирование развития производства. При развитии производства увеличивается количество рабочих мест, и, соответственно, сокращается безработица. Главной целью государственной политики занятости является минимизация циклической безработицы, а также помощь гражданам в поиске рабочих мест, а предприятиям – в поиске рабочих на вакантные места. Одним из основных инструментов государства, выполняющим эти задачи, являются биржи труда.
Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.
В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны – не занятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.
4. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;
6. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
7. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
8. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-
9. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
10. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
11. В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
12. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
13. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
14. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
15. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
1. Реализация мероприятий по содействию занятости населения;
2. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
3. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии);
4. Организация профессионального обучения;
5. Оказание содействия самозанятости безработных граждан;
6. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
7. Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
8. Организация общественных работ;
9. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
10. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
11. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
12. Назначение и выплата пособий по безработице, стипендий, досрочных пенсий, материальной помощи безработным гражданам.
Безусловно, в последние годы много сделано для того, чтобы приблизиться к решению проблемы безработицы в условиях рыночной экономики в России.
Меры, предпринимаемые на данный момент государственными службами для борьбы с высоким уровнем безработицы, безусловно, способствуют повышению занятости населения и оказанию материальной и социальной поддержки временно безработным гражданам России, но проблема безработицы не может быть решена в полной мере, пока государственные службы занятости не смогут хотя бы получать достоверную информацию о положении на рынке труда, чтобы объективно учитывать обстановку и согласовывать с ней политику занятости населения.
Одним из показателей эффективного развития экономики является рациональное использование имеющихся ресурсы, и, прежде всего, рабочей силы. И хотя определенный уровень безработицы считается нормальным и даже необходимым в экономике, поддержание достаточного уровня занятости – одна из важнейших целей экономической политики.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
На данный момент в Российской Федерации складывается тенденция к уменьшению уровня безработицы, но этот показатель остается нестабильным. Необходимо «зафиксировать» эту тенденцию и уменьшать безработицу до естественного уровня. Таким образом, существует необходимость усовершенствования политики по обеспечению занятости населения. Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и так далее. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Информация о работе Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России