Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:02, курсовая работа
Цели и задачи написания курсовой работы:
- Дать определение понятию безработица.
- Определить типы безработицы и пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, скрытая безработица.
- раскрыть понятие уровня безработицы и как он измеряется.
- раскрыть понятие естественного уровня безработицы.
- Выявить проблемы безработицы в современной России.
- Проследить, как решаются проблемы безработицы в современной России.
Введение
1 Безработица и ее типы
1.1 Сущность безработицы. Типы безработицы
1.2. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы
1.3. Социально-экономические последствия безработицы
2 Проблемы безработицы в России
2.1 Безработица в современной России
2.2 Решение проблемы безработицы в современной России
Заключение
Список использованных источников
1) По данным Роструда.
Как можно увидеть из Таблицы 1, только 30% безработных в России на данный момент зарегистрированы в органах государственной службы занятости. Можно сделать вывод, что данные государственной статистики также не отражают реальной ситуации на рынке труда.
На севере страны и в наиболее развитых регионах разница между числом официально зарегистрированных безработных и числом безработных по методологии МОТ значительно выше, чем в среднем по стране. В крупных городах хорошо работают агентства трудоустройства, поэтому там зарегистрированная безработица значительно ниже. Рынки труда не везде сформированы, особенно это показательно в регионах. Действительно, зарегистрированных безработных в России в 3 раза меньше, чем по оценкам по методологии МОТ – всего 2,2%[17].
Исследование Росстата позволяет сравнить данные в разных регионах.
Опираясь на данные Таблицы 2 можно сделать вывод, что самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ – в Агинском Бурятском автономном округе (0,6%), а самый высокий уровень – в Ингушетии (61%), Туве, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии (около 20%). Высока она и в ряде центральных областей – около 10%. Самая низкая безработица – в мегаполисах: Москве (1,5%) и Санкт-Петербурге (2,4%) [18].
Таблица 2 - Численность граждан, имеющих статус безработных1), (тысяч человек)
Территория | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Российская Федерация | 1037 | 1122,7 | 1309,4 | 1637,6 | 1920,3 | 1830,1 | 1677,7 |
Центральный федеральный округ | 209,2 | 209,3 | 229,7 | 231,4 | 244,4 | 227,2 | 207,5 |
г.Москва | 36,1 | 34,7 | 35,9 | 33,6 | 35,1 | 34,4 | 33,6 |
Северо-Западный федеральный округ | 118,4 | 131,5 | 145,2 | 131,9 | 146,5 | 131,8 | 110,7 |
г.Санкт-Петербург | 17,2 | 17,7 | 22,1 | 19,3 | 19,9 | 19,4 | 15,4 |
Южный федеральный округ | 132,1 | 147,2 | 184,2 | 520,7 | 633,4 | 632,6 | 612,1 |
Приволжский федеральный округ | 219,9 | 223,9 | 256,4 | 230,5 | 285,3 | 257,4 | 216,5 |
Уральский федеральный округ | 62,5 | 69,8 | 114,1 | 117,6 | 151,5 | 130,4 | 109,5 |
Сибирский федеральный округ | 176,2 | 223,5 | 275,9 | 298,4 | 338,3 | 327,4 | 303,5 |
Дальневосточный федеральный округ | 77,2 | 85,4 | 104 | 107 | 120,8 | 123,3 | 117,9 |
1) По данным Госкомстата РФ.
Можно проследить зависимость уровня занятости от профессионального образования населения. Исходя из данных Таблицы 3, наибольший процент от числа безработных в России включает в себя население, имеющее среднее общее и начальное профессиональное образование. Меньшую долю составляют безработные, имеющие высшее профессиональное образование. Это говорит о том, что в России наибольший спрос на рынке труда предъявляется на высококвалифицированных работников, а лицам без профессионального образования трудно найти постоянную работу. Такая ситуация на рынке труда является благоприятной для развития экономики, так как предъявляет качественные требования к трудовым ресурсам и подталкивает все большее количество людей, ищущих работу, повышать свой профессионализм.
Таблица 3 - Распределение численности безработных по уровню образования1),
(% к итогу)
| Безработные, всего | в том числе имеют образование | ||||||
Высшее професси-ональное | неполное высшее професси- | среднее | начальное професси- | среднее (полное) общее | основное общее | начальное общее | ||
2004 | 100 | 11,0 | 4,2 | 22,7 | 13,5 | 32,8 | 13,7 | 2,1 |
2005 | 100 | 11,1 | 3,2 | 25,2 | 13,1 | 33,5 | 12,8 | 1,1 |
2006 | 100 | 10,4 | 2,8 | 24,4 | 12,4 | 34,9 | 13,9 | 1,2 |
2007 | 100 | 11,2 | 2,7 | 20,7 | 16,2 | 33,7 | 14,1 | 1,4 |
2008 | 100 | 11,0 | 2,7 | 20,5 | 18,3 | 33,1 | 13,5 | 1,1 |
2009 | 100 | 10,1 | 2,9 | 18,8 | 18,3 | 32,4 | 16,4 | 1,1 |
1) По данным Госкомстата РФ.
В целом, по официальным данным, общая численность безработных в России к концу 2009г. составила 1 миллион 689 тысяч человек или 2,3% экономически активного населения. (Но лишь каждый третий безработный в России официально зарегистрировался в Государственной службе занятости).
Численность экономически активного населения в России составила в 2009г. 74,6 миллиона человек или примерно 51% от общей численности населения.
Исходя из данных Таблицы 4 можно проследить динамику изменения количества официально зарегистрированных безработных с течением времени.
Таблица 4 - Численность граждан, имеющих статус безработных1), (тысяча человек)
Российская Федерация | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
январь | 1234,6 | 1052,6 | 1176,8 | 1550,2 | 1639,6 | 1937,6 | 1838,6 |
февраль | 1229,5 | 1093,5 | 1248,8 | 1620,6 | 1670,0 | 2018,7 | 1905,8 |
март | 1202,4 | 1104,0 | 1269,8 | 1627,7 | 1662,4 | 1996,6 | 1905,1 |
апрель | 1151,4 | 1091,6 | 1284,7 | 1633,3 | 1645,2 | 1972,3 | 1875,1 |
май | 1069,1 | 1043,9 | 1241,2 | 1583,8 | 1593,4 | 1882,5 | 1792,5 |
июнь | 1008,7 | 1001,9 | 1203,4 | 1534,1 | 1555,8 | 1816,3 | 1732,5 |
июль | 990,0 | 1005,4 | 1206,2 | 1531,5 | 1571,6 | 1799,1 | 1720,8 |
август | 985,8 | 1014,3 | 1213,1 | 1532,8 | 1594,0 | 1766,1 | 1707,2 |
сентябрь | 968,0 | 997,1 | 1189,5 | 1506,0 | 1632,4 | 1714,6 | 1655,8 |
октябрь | 968,4 | 1011,1 | 1196,7 | 1512,0 | 1710,8 | 1690,4 | 1633,8 |
ноябрь | 1000,0 | 1065,3 | 1249,3 | 1566,6 | 1841,0 | 1739,7 | 1677,7 |
декабрь | 1037,0 | 1122,7 | 1309,4 | 1637,6 | 1920,3 | 1830,1 | 1689,1 |
1) По данным Госкомстата.
Так в начале 2009 года насчитывался 1 миллион 839 тысяч безработных. В течение всего года число их уменьшалось, и к концу года составило 1 миллион 689 тысяч безработных. Таким образом, к концу 2009 года был достигнут уровень безработицы, соответствующий показателям начала 2007 года. Однако нетрудно заметить, что динамика к уменьшению количества безработных наметилась не так давно, и рано говорить о стабильном уменьшении уровня безработицы в России.
Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись “тунеядцами”). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.
Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в “Законе о занятости”.
Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в “скрытой” форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.
Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находиться на промежуточной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, и т. д. Однако относительное снижение оборота перемещение рабочей силы в последнее время свидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов поведения на рынке труда и росте понимания необходимости легализации занятых и безработных из “теневого” сектора экономики.
Ограниченность возможностей органов труда и занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы. Это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.
Не смотря на это государство разрабатывает программы содействия занятости населения. Правительственные программы содействия занятости населения опираются на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, их главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы. Главным направлением государственных программ является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Основными задачами таких программ являются:
1. обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест;
2. развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
3. регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
4. формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
5. предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
В рамках реализации программ занятости федеральные органы осуществляют следующий комплекс мер:
1. Определение потребности в создании рабочих мест
2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест
Информация о работе Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России