Безработица ее виды. Уровень безработицы и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить причины и виды безработицы, исследовать специфику проблемы занятости в РФ.

Объект исследования – российский рынок труда. Предмет исследования – безработица.

Основными задачами исследования являются:

◦рассмотрение понятия, причин и видов безработицы;
◦выявление проблемы регулирования уровня безработицы;
◦анализ уровня безработицы в Калужской области;
◦рассмотрение областной целевой программы содействия занятости населения.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общее понятие безработицы 5

1.1. Показатели безработицы 5

1.2. Сущность безработицы 6

1.3. Виды безработицы 9

1.4. Положительные и отрицательные стороны безработицы 14

Глава 2. Политика государства в области занятости населения 17

2.1. Понятие и формы занятости 17

2.2. Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости 21

2.3. Государственные органы, осуществляющие нормативное и ненормативное регулирование занятости 25

Глава 3. Уровень безработицы и методы борьбы с ней на примере Калужской области…………………………………………..………………….30

3.1. Уровень безработицы 30

3.2. Областная целевая программа содействия занятости населения..............................…………………………………………….............31

Заключение 41

Литература 44

Работа содержит 1 файл

БЕЗРАБОТИЦА -ЭК.ТЕОР.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

      Базовым документом, организующим реализацию государственной политики на рынке  труда, является областная целевая  программа содействия занятости  населения Калужской области  на 2008-2011 годы. Данная программа разработана Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Калужской области (далее - Департамент ФГСЗН) при участии Правительства области в лице Департаментов социальной политики, экономики, образования и науки, с использованием данных, предоставленных Областным комитетом государственной статистики, миграционной службой, Военным комиссариатом Калужской области, Управлением исполнения наказаний Минюста России по Калужской области, администрациями муниципальных образований.

      Программа содействия занятости населения Калужской области разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", другими законодательными и нормативно - правовыми документами Российской Федерации и Калужской области, приказами, инструкциями и письмами Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Данная программа увязывает цели, задачи, приоритеты и мероприятия в единый согласованный план действий по регулированию рынка труда, обеспечению занятости населения. Изложенная в ней стратегия государственного регулирования сферы занятости населения в 2008 - 2011 годах учитывает прогнозные оценки состояния рынка труда и безработицы, согласованные с параметрами социально - экономического развития региона, и строится на основе опыта работы Департамента ФГСЗН и его территориальных подразделений, накопленного в 1998-2006 годах.

      Приоритетными направлениями государственной  политики на рынке труда, на которые  ориентирована программа содействия занятости населения Калужской  области, являются:

      - содействие более полной, свободно  избранной занятости населения,  сдерживание массовой и недопущение  долгосрочной безработицы;

      - расширение мотиваций для трудовой  и предпринимательской деятельности  экономически активных граждан;

      - повышение качества трудовых ресурсов, организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан и их профессиональной ориентации.

      Для увеличения эффективности социально  ориентированной политики занятости  населения необходимо:

      - учитывать фактор занятости при реализации мер, направленных на стабилизацию экономики;

      - содействовать экономической заинтересованности  предприятий (предпринимателей) в  сохранении и развитии рабочих  мест, приеме на работу граждан,  особо нуждающихся в социальной  защите;

      - усиливать регулирующую роль региональной программы содействия занятости населения;

      - развивать и совершенствовать  систему профессиональной ориентации, обучения и переподготовки незанятого  населения;

      - организовать систему опережающего  обучения высвобождаемых работников;

      - развивать систему общественных  работ, временной занятости;

      - содействовать экономически и  социально целесообразной трудовой  миграции населения;

      - обеспечивать социальную защиту  граждан, временно оказавшихся  безработными, в соответствии с  действующим законодательством;

      - совершенствовать технологию и  повышать эффективность деятельности  органов службы занятости.

      Структура разделов Программы раскрывает деятельность Департамента ФГСЗН, его районных (городских) подразделений по регулированию  рынка труда, характеризует важнейшие мероприятия и последовательные шаги по выполнению основных целевых показателей. Главным образом, будут осуществляться действия, направленные на обеспечение эффективного трудоустройства граждан, удовлетворение спроса работодателей на рабочую силу, ускорение процесса поиска работы, реализацию государственных гарантий занятости и социальной защиты населения.

      Решение этих задач будет обеспечиваться посредством организации работы по следующим направлениям:

      1) учет незанятых граждан в органах службы занятости населения и выбор оптимального пути их трудоустройства на базе методов профилирования;

      2) регистрация заявок предприятий  и организаций по вакантным  рабочим местам, содействие безработным  и незанятым гражданам в трудоустройстве  на заявленные вакансии, подбор кадров по запросам работодателей;

      3) повышение качества трудовых  ресурсов области посредством  организации профессиональной ориентации  и профессионального обучения;

      4) реализация специализированных  активных программ содействия  занятости населения:

      - организации временных и общественных  работ, в том числе временного  трудоустройства несовершеннолетних  в свободное от учебы время;

      - содействия предпринимательской  инициативе безработных;

      - содействия повышению территориальной  мобильности работников;

      - социальной адаптации длительно  безработных граждан;

      - содействие трудоустройству безработных  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите;

      - трудовой реабилитации инвалидов;

      - программы временной занятости выпускников "Молодежная практика", других программ содействия трудоустройству молодежи;

      - содействия занятости граждан,  особо нуждающихся в социальной  защите (уволенных с военной службы  и членов их семей, одиноких  и многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей - инвалидов, граждан, освобожденных из мест лишения свободы и др.);

      5) обеспечение предусмотренных законодательством  гарантий материальной поддержки  безработных (выплаты пособий  по безработице, оказания материальной  помощи безработным и членам их семей, направления безработных предпенсионного возраста на досрочную пенсию);

      6) координация деятельности органов  государственного управления, других  организаций и общественных объединений  по вопросам содействия занятости  населения.

      Усилия работников Департамента ФГСЗН и его структурных подразделений будут сосредоточены на содействии в трудоустройстве гражданам, ищущим работу, подборе работников по заявкам работодателей, стимулировании активного поиска работы безработными гражданами, модернизации имеющихся и внедрении новых технологий работы с клиентами, в частности, ярмарок вакансий, раннем профилировании безработных, создании системы адаптации молодежи к условиям рынка труда. Важным условием эффективной деятельности органов службы занятости останется развитие их материально - технической базы, внедрение современных средств автоматизации, рекламно - издательская и информационно - аналитическая деятельность, повышение квалификации персонала службы занятости.

      В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2008-2011 годы, в программируемом периоде финансирование выплаты пособий по безработице будет осуществляться из федерального бюджета, а активных программ занятости населения - совместно из федерального и региональных бюджетов.

      Управление  программой содействия занятости населения  на 2008-2011 годы предусматривает четкую технологию принятия решений, ответственность каждого руководителя, своевременный анализ и контроль за изменением ситуации на регистрируемом рынке труда.

      Программа предполагает дальнейшую консолидацию действий Правительства области  и федеральных органов государственного управления, их взаимодействие с органами местного самоуправления, профсоюзами  и общественными организациями, работодателями и их объединениями в рамках социального партнерства на рынке труда.

      Координация направленной на содействие занятости  населения деятельности различных  государственных и негосударственных  органов, учреждений и объединений является одной из функций, возложенных законодательством на органы государственной службы занятости населения. Обеспечение эффективного функционирования рынка труда в 2008-2011 годах потребует дальнейшей активизации взаимодействия службы занятости с институтами, оказывающими непосредственное влияние на состояние занятости. Практически эта задача будет воплощаться в работе федеральной государственной службы занятости населения по трем основным направлениям.

      Государственная служба занятости является основным инструментом проведения государственной политики занятости и, одновременно, крупнейшим посредником, действующим на рынке труда в непосредственном контакте с работодателями, безработными и незанятыми гражданами. В силу такого положения органы службы занятости способны наиболее точно, исходя как из реальной обстановки на рынке труда, так и из задач политики занятости и социальной защиты населения, определить приоритеты использования государственных средств, выделяемых для решения проблем занятости, обеспечивая при этом адресность поддержки конкретных граждан и работодателей в рамках действующего законодательства.

      В программируемом периоде мероприятия  активной политики содействия занятости  населения будут осуществляться на условиях софинансирования за счет федерального и регионального бюджетов. При этом государственная служба занятости будет выступать в качестве основного распорядителя бюджетных средств, направляемых на поддержание занятости населения, то есть, в конечном счете, на стимулирование экономического и социального развития области.

      По  состоянию на конец 2010 г. на территории Калужской области функционируют 9 негосударственных бирж труда (6 в г. Калуге и 3 в г. Обнинске). В программируемом периоде, как ожидается, их численность и объемы деятельности будут возрастать, подобные учреждения появятся и в других городах и районах области. В 2008 - 2011 гг. органы государственной службы занятости будут развивать сотрудничество с коммерческими биржами труда, оказывать им информационную и консультативно - методическую помощь.

      Все возрастающую роль на рынке труда  Калужской области играют негосударственные  организации, оказывающие организационную, финансовую, консультативную и образовательную  поддержку гражданам, желающим открыть  собственное дело, а также предоставляющие населению услуги в сфере профессиональной ориентации и психологической поддержки.

      Социально - деловые центры (СДЦ) в гг. Калуге и Людинове созданы совместно  Департаментом ФГСЗН, администрациями  муниципальных образований, а также  Северо - Западной академией государственной службы при участии канадской компании Whyte Reynolds International Inc. в рамках международного проекта "Будущее городских сообществ". Целью деятельности СДЦ является смягчение социальной напряженности на рынке труда, активное содействие занятости населения через развитие предпринимательства, самозанятости и повышение уровня компетентности граждан, создание на местном уровне цивилизованной рыночной инфраструктуры, способной привлечь финансовые, материальные, научные ресурсы.

      Основными задачами СДЦ являются:

      - организация работы по адаптации  населения к рынку труда, а  также субъектов хозяйствования  к быстро меняющейся социально  - экономической ситуации;

      - содействие органам государственного  управления и службе занятости  населения в формировании инфраструктуры поддержки предпринимательства, насыщении рынка товарами и услугами за счет роста числа производителей продукции и усиления конкуренции на местном рынке;

      - организация и проведение профессионального  обучения граждан, повышение квалификации кадров, специализирующихся в социально - экономической сфере;

      - содействие органам управления  и службе занятости в организации  временных, общественных работ,  создании дополнительных рабочих  мест;

Информация о работе Безработица ее виды. Уровень безработицы и методы борьбы с ней