Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:35, курсовая работа
Целью денной работы стало стремление изучить институт коммерческого банка в современной экономике, при этом обращая повышенное внимание к тенденциям реформирования банковской системы на текущий момент, пути построения «посткризисной» банковской системы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- выявить экономическую сущность современного коммерческого банка;
Введение 3
Глава 1. Сущность, функции и структура современного коммерческого банка 5
1.1. Экономическая сущность современного банка 5
1.2. Функции коммерческого банка 10
1.3. Финансовая структура современного коммерческого банка 17
Глава 2. Анализ банковской системы России в современной российской экономике с 2007 по 2010 года 20
Глава 3. Возможные пути совершенствования банковской системы на заключительном этапе финансового кризиса…………………….……………25
Название «балансовый отчет» связано с тем, что в его структуре всегда заложен балансовый принцип. Это следует из определения собственного капитала. Поскольку чистая стоимость собственного капитала (собственный капитал) определяется как разность между величиной совокупных активов и суммарной величиной пассивов, величина пассивов плюс чистая стоимость капитала всегда в точности должна быть равна величине совокупных активов. В форме уравнения вышесказанное записывается следующим образом:
Величина
активов= Величина пассивов + Величина
собственного капитала
Активы очень сходны с активными операциями, т.к. имеют место быть их законным результатом. В первой строке активной части балансового отчета указаны беспроцентные депозиты, которые банки держат на счетах в ЦБ. Наличие таких депозитов или попросту обязательных резервов имеет ключевое значение для всей банковской системы. Во-первых, таким образом банки в какой-то мере застраховываются от возможного краха; во-вторых, облегчается процедура взаимодействия между коммерческими банками; в-третьих, государство получает возможность руководить общей массой денег в стране, повышая и понижая уровень резервов. Вообще Установленные законом резервы – сумма денег, равная определенному проценту собственных обязательств по вкладам банка-члена, которую этот банк должен держать либо в виде вклада, либо в виде кассовой наличности 17.
Однако в нашей таблице наличность вынесена в отдельную строку и представляет собой деньги (впрочем, как и в первом случае), хранящиеся в хранилищах и сейфах. Традиционно это около 1,5% – 2% от общей суммы активов.
Исторически
сложилось так, что банки держат
резервы в форме наличных денег
или депозитов, которые могут
быть легко превращены в наличность:
некоторые вкладчики могут
Следующая строка в активной части балансового отчета представляет собой основную категорию приносящих процентный доход активов. Наиболее крупной по величине статьей являются кредиты, предоставленные фирмам и семейным хозяйствам. Помимо этого, как уже отмечалось, банки являются, являются держателями большого количества ценных бумаг. Последняя позиция активов в обобщенном виде отражает некоторые незначительные по своей величине операции банка, приносящие ему процентный доход, а также стоимость банковских зданий и оборудования.
«Пассивы» во много опираются на рассмотренные ранее пассивные операции. Первые позиции в этой части балансового отчета коммерческих банков представляют собой различные категории депозитов. Они регистрируются в качестве пассивов, т.к. представляют собой денежные требования, выставленные банку его вкладчиками18.
Ввиду того, что суммарная величина банковских активов превышает размер их пассивов, чистая стоимость капитала является величиной положительной. Она представляет собой денежные средства, которые несет банк перед своими владельцами 19.
В заключение вкратце повторюсь: балансовый отчет представляет собой роспись пассивов и активов банка, которые являются итогом соответственных видов операций банка.
Логичным видится проводить анализ банковской системы с двух основных позиций – количественной и качественной.
Стоит отметить, что с точки зрения обоих позиций кризисные явления, импортируемые в отечественную финансовую систему и вскрывшие накопленные внутренние противоречия системой за период бурного роста с 1998 года, корректировали основные показатели в сторону уменьшения. Так общее количество Банков в банковской системе уменьшилось с 1299 на 01.01.2007 до 1131 на 01.01.2010 года, что в относительной величине составляет 13% в период с 2007 по 2010 год (см. Таблица 2.1). На сжатие общего количественного показателя повлияло много факторов. Во многом к этому стремился регулятор системы, оппозиционируя уменьшение количества Банков как наиболее эволюционный путь к увеличению транспорентности системы. Олицетворением данной политической линии стало принятие закона о минимальной величине капитала коммерческого банка в РФ. На 01.01.2010 минимальный располагаемый капитал, найденный в соответствии с Положением 215-П Банка России, должен равняться 90 миллионам рублей, с 01.01.2011 – 180 миллионам рублей (с рынка на 01.01.2010 вследствие данного ушло около 30 банков). При этом согласно заявлению министра финансов России А.Кудрина, данную планку в долгосрочной перспективе планируется поднять до 1 миллиарда рублей, сократив тем самым число игроков на рынке банковских услуг до 400-500.20 Вторым фактором, оказавшим заметное влияние на корректировку численности Банков в системе, является проникновение и дальнейшее прогрессирование кризисных явлений в финансовой системе страны, вызвавшее ряд отзывов лицензий и общее ухудшение финансового состояния Банков в целом.
Таблица 2.1 Анализ количественных характеристик банковской системы России в период с 01.01.2007 по 01.01.2010
Показатель | 01.01.2010 | прирост к прошлому году в % | 01.01.2009 | прирост к прошлому году в % | 01.01.2008 | прирост к прошлому году в % |
количество Банков | 1131 | -3,83% | 1176 | -5,69% | 1247 | -4,00% |
количество Банков с иностранным капиталом более 50% | 107 | 10,31% | 97 | 16,87% | 83 | 31,75% |
Банки, включенные в АСВ | 866 | -3,88% | 901 | -0,88% | 909 | -2,15% |
количество зарегистрированных филиалов Банков | 3288 | -5,81% | 3491 | 1,34% | 3445 | 5,22% |
количество внутренних подразделений банков | 38456 | 5,13% | 36578 | 4,37% | 35046 | 0,55% |
Источник: Бюллетени
банковской статистики №12(175), №12 (199).
В большей степени отсутствие зарубежного фондирования, как следствие ипотечного кризиса, и невозможность отыскать в краткосрочной перспективе приемлемые источники на отечественном рынке заставили Банки снижать административные расходы. Этот процесс, в том числе, нашел свое отражение в снижении числа внешних структурных подразделений Банков (филиалов): с 01.01.2009 по 01.01.2010 прирост составил -5,81% (см. Табл №2.1). Указанное снижение сопровождалось одновременным ростом внутренних подразделений банков: с 01.01.2009 по 01.01.2010 прирост составил 5,13%. Перевод большинства филиалов в разряд внутренних подразделений (кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, операционные офисы и т.д.) обусловлен основным различием между этими подразделениями – наличием или отсутствием внутренних служб. Так, на примере рынка банковских услуг Республики Коми целый ряд Банков (а именно: ОАО «Райффайзен», ОАО «Уральский банк Сбербанка России» и т.д.) перевели филиалы в разряд операционных офисов, не сужая тем самым объем и разнообразие предоставляемых операций, но лишая подразделения внутренних служб: кредитного комитета, бухгалтерии, службы безопасности и т.д. Для конечных потребителей данный процесс найдет отражение в удлинении времени проведения операций, для персонала – в увеличении нагрузки.
При явном сокращении присутствия Банков на региональных рынках, Банки с иностранным капиталом традиционно, не смотря на кризисные явления, продолжают внутреннюю экспансию на банковский рынок: число банков с уставным капиталом более 50% прирастает ежегодно на более чем 10%. Стоит отметить замедление повышательного тренда в данном аспекте, однако на фоне общего падения данное замедление не выглядит убедительно: если на 01.01.2009 доля подобных Банков составляла 8,2%, то уже на 01.01.2010 – 9,5%. Подобный интерес иностранных финансовых структур можно объяснить относительной привлекательностью банковского рынка по отношению с западным: с одной стороны в России все еще признается дефицит банковских услуг, что гарантирует прирост большинства сегментов рынка; с другой стороны – отечественный банковский рынок выгоден в силу высоких ставок размещения средств и повышенной нормой маржи. В силу вышеприведенных умозаключений можно предположить дальнейший рост числа Банков с иностранным капиталом в системе.
Еще одной долговременной тенденцией, вызванной кризисными явлениями и общим финансовым ухудшением системы, является сокращение членов Системы страхования вкладов. Данная система (а именно создание Агентства по страхованию банковских вкладов), не является революционной для мирового финансового пространства – подобные системы созданы во многих развитых странах, старейшая система существует в США. Однако, если в США страховые выплаты касаются всех вкладчиков Банков включенных в системы без ограничения суммы, то в РФ на этапе становления застрахованы только вклады ФЛ и только на сумму до 700 000 рублей в расчете «один банк – один вкладчик».
Как видно из таблицы 2.1. уменьшение Банков, вовлеченных в систему за исследуемый период, - почти закономерный процесс, обеспеченный в 2007-2008 годах слиянием и поглощением наиболее мелких, но работающих на розничном рынке Банков более крупными, и обеспеченный в 2009-2010 годах ухудшением финансового положения ряда банков.
С качественной стороны Банковскую деятельность стоит начинать характеризовать с общего капитала накопленного системой. Исторически сложилось таким образом, что отечественная банковская система имела и по-прежнему имеет маленький уровень капитализации. Действительно, совокупный капитал системы не превосходит капитал одиннадцати крупнейших мировых баков; а капитал Сбербанка (крупнейшего в стране КБ по данному критерию) составляет всего лишь 18% от аналогичного показателя «Barclays Bank». Причиной является, на взгляд автора, короткий путь становления системы, не позволивший накопить достаточно капитализируемой прибыли для увеличения собственных средств.
Одним из основных путей решения данной проблемы выступало привлечение заемного финансирования на зарубежных рынках капитала, при этом у КБ не было никаких ограничений – норматив предельного заимствования от банков нерезидентов (400% к капиталу) был отменен БР при переходе на рискоориентированный контроль. Внутреннее фондирование было слишком дорогим для Банков в предкризисный период, к основным факторам, обусловившим данный факт, можно отнести: зависимость от иностранного капитала, практическая не ориентированность на привлечение средств от хозяйствующих агентов на отечественном рынке по причине их относительно большей цены (средняя ставка по депозитам на отечественном рыке 2008 года – колебалась около 8%, ставка займа еврооблигациями – 4), неразвитость рынка межбанковского кредитования, слабость системы рефинансирования (до 2008 года только 20% банков реально имели доступ к аукционам Банка России), отсутствие публичного рынка ценных бумаг в России. Все это сделало банковскую систему России схожей с колоссом на глиняных ногах – бурный кредитный рост, свойственный системе, был обеспечен дешевыми зарубежными деньгами, что несло повышенные риски потери фондирования.
Так при нарастании проблем на кредитном и финансовым рынках сначала в США, затем в целом ряде развитых стран стало очевидно, что отечественная банковская система столкнется с определенного рода проблемами. На 01.01.2008 банки задолжали 237 млрд. долларов США нерезидентам, что превышало почти в два раза долг реального сектора экономики. Подобная ситуация породила практическую необходимость кризиса ликвидности отечественной банковской системы, а при худшем развитии событий – ее коллапса.
Вследствие замерзания зарубежных рынков капитала, прирост внешних обязательств банковского сектора за только за 2009 год сократился в 7 раз, а за период 2008-2009 в 11 (рис №2.1), а объем чистых заимствований российских КО у банков-нерезидентов на рынке МБК сократился за 2008 год на 34,4%.
Рис. № 2.1. Темп прироста внешних обязательств банковского сектора за 2006-2009 год
В такой ситуации первоочередной задачей денежно-кредитных органов стало поддержание ресурсной базы на должном уровне. Был предложен целый ряд мер в данном направлении: беззалоговое кредитование БР, в результате которого было размещено на 01.03.2009 порядка 3 млрд. руб (под 12-18%%). При осуществлении данной меры предполагалось насыщение ликвидностью рынка (в том числе по средствам развития рынка МБК), замещение потерянной ресурсной базы государственными деньгами, а значит преодоление кризиса ликвидности, и, как следствие, недопущение краха системы и спада кредитования. Отдельно подчеркнем принципиальную новаторскую сторону данного кредитования – межбанковские кредиты, выдаваемые банком первого уровня, в экономической теории и практике по умолчанию считаются залоговыми, при этом в залог обычно требуют активы, обладающие наивысшей ликвидностью (ценные бумаги эмитированный государством).