Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:01, курсовая работа
Целью написания данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Более подробно раскрыть сущность инвестиций, основные термины, виды инвестиций и рассмотреть составляющие инвестиционного климата.
2.Рассмотреть законодательную и нормативно-правовую базу, регулирующую инвестиционные отношения.
3.Рассмотреть структуру и объемы иностранных инвестиций за 2005г.
4.Ознакомиться с международной практикой привлечения инвестиций.
Введение……………………………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата.
1.Сущность и основные понятия инвестиций. ………………………………………………………. 5
2.Классификация инвестиций. ……………………………………………………………………….. 7
3.Составляющие инвестиционного климата. ……………………………………………………….. 9
Глава 2. Внутренние инвестиции. …………………………………………………………………………. 12
Глава 3. Экономическая сущность иностранных инвестиций.
1. Место и роль иностранных инвестиций в экономике России …………………………………. 15
3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России ………………………………………………………………………………………….. 20
Большое значение имеет и вопрос о сроках освоения месторождений (осваивать ли их в настоящее время или «придержать» на более благоприятное, с точки зрения мировой конъюнктуры, будущее).
В развитие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» Правительством РФ было принято постановление «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» от 2 февраля 2001 г. № 86, которым было утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией». В соответствии с указанными документами права и обязанности Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участников недр и месторождений всех видов минерального сырья возлагаются на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Глава 4. Анализ объемов
иностранных инвестиций
за 2005г.
По данным Росстата за январь-сентябрь 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96.5 млрд. долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53.1% (на конец сентября 2004 года – 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных – 2.0% (2.0 процента)(табл. 2)[13].
Таблица 2
Объем
накопленных иностранных
инвестиций в экономике
России
по основным странам-инвесторам
на конец сентября 2005
года
Накоплено | В том числе | Справочно | ||||
всего | в %
к итогу |
прямые | порт- фельные |
прочие | поступило
в январе-сентябре 2005г. | |
Всего инвестиций | 96474 | 100 | 43330 | 1888 | 51256 | 26829 |
из них по основным странам-инвесторам |
84997 | 88.1 | 37376 | 1632 | 45989 | 21976 |
в том числе: | ||||||
Кипр |
17576 | 18.2 | 12682 | 888 | 4006 | 3255 |
Люксембург | 16101 | 16.7 | 399 | 1 | 15701 | 3630 |
Нидерланды | 15586 | 16.1 | 12085 | 31 | 3470 | 4055 |
Великобритания | 9642 | 10.0 | 1802 | 144 | 7696 | 5003 |
Германия | 9321 | 9.7 | 2587 | 15 | 6719 | 1388 |
США | 7157 | 7.4 | 4361 | 402 | 2394 | 1167 |
Франция | 3483 | 3.6 | 424 | 0.0 | 3059 | 540 |
Швейцария | 2179 | 2.3 | 1015 | 86 | 1078 | 1546 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 2151 | 2.2 | 1382 | 63 | 706 | 833 |
Багамские о-ва | 1801 | 1.9 | 639 | 2 | 1160 | 559 |
В
январе-сентябре 2005 г. в экономику
России поступило 26.8 млрд. долларов иностранных
инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в
январе-сентябре 2004 года. При сохранении
темпов роста прямых иностранных инвестиций
в экономику России на уровне прошлого
года (январь-сентябрь 2005 г. – 18.1% против
19.8% в январе-сентябре 2004 г.) отмечается
значительный рост доли прямых иностранных
инвестиций в общем объеме иностранных
инвестиций (на 5.4 п.п.), что отражает улучшение
инвестиционного климата России(табл.
3)[13].
Таблица 3
млн. долларов США
Январь-сентябрь 2005 г. | Справочно Январь-сентябрь 2004 г. в % к | ||||
млн. долларов США |
в % к | ||||
Январю-сентябрю 2004 г. | итогу | ||||
Январю-сентябрю 2003 г. | итогу | ||||
Инвестиции |
26829 | 92.1 | 100 | 139.4 | 100 |
из них: | |||||
прямые инвестиции | 6602 | 118.1 | 24.6 | 119.8 | 19.2 |
в том числе: | |||||
взносы в капитал | 4718 | 129.3 | 17.6 | в 2.2р. | 12.5 |
лизинг | 133 | в 7.1р. | 0.5 | 120.0 | 0.1 |
кредиты, полученные от совладельцев организаций |
1593 | 133.7 | 5.9 | 84.3 | 4.1 |
прочие прямые инвестиции | 158 | 21.6 | 0.6 | 46.2 | 2.5 |
портфельные инвестиции |
365 | 160.5 | 1.4 | в 2.8р | 0.8 |
в том числе: | |||||
акции и паи | 262 | 125.3 | 1.0 | в 3.2р. | 0.7 |
долговые ценные бумаги организаций |
103 | в 5.5р. | 0.4 | 118.4 | 0.1 |
прочие инвестиции | 19862 | 85.2 | 74.0 | 144.4 | 80.0 |
в том числе: | |||||
торговые кредиты | 4276 | 162.2 | 15.9 | 117.2 | 9.0 |
прочие кредиты | 15377 | 75.5 | 57.3 | 148.6 | 69.9 |
из них: | |||||
на срок до 180 дней | 2034 | 59.9 | 7.6 | 111.9 | 11.7 |
на срок свыше 180 дней |
13343 | 78.7 | 49.7 | 159.0 | 58.2 |
прочее | 209 | 64.4 | 0.8 | 159.4 | 1.1 |
Основные
страны-инвесторы в январе-
Таблица 4
Иностранные
инвестиции в экономику России в январе-сентябре
2005 г.
Поступило | Погашено (выбыло) |
Переоценка и прочие изменения активов и обязательств |
Накоплено
на конец сентября 2005 г. | ||
всего | в %
к итогу | ||||
Всего |
26829 | 16402 | 2891 | 96474 | 100 |
в том числе по организа- циям с основным видом деятельности: сельское хозяйство,
охота |
87 | 26 | -1 | 593 | 0.6 |
рыболовство, рыбоводство | 18 | 20 | -1 | 150 | 0.2 |
добыча полезных ископаемых | 4594 | 787 | 2 | 20715 | 21.5 |
обрабатывающие производства | 7577 | 7625 | 2690 | 25659 | 26.6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
239 | 102 | 4 | 536 | 0.6 |
строительство | 135 | 53 | 1 | 716 | 0.7 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8586 | 5635 | 3 | 22656 | 23.5 |
гостиницы и рестораны | 48 | 15 | -0.2 | 432 | 0.4 |
транспорт и связь | 2253 | 489 | 16 | 8528 | 8.8 |
финансовая деятельность | 1376 | 628 | 155 | 5548 | 5.8 |
операции
с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1823 | 882 | -4 | 7810 | 8.1 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
- | 50 | 28 | 2672 | 2.8 |
образование | 0.1 | - | - | 2 | 0.0 |
здравоохранение и предостав- ление социальных услуг |
8 | 26 | - | 33 | 0.0 |
предоставление
прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
85 | 64 | -2 | 424 | 0.4 |
В зависимости от избранных приоритетов и имеющихся ресурсов правительства разных стран определяют конкретные сочетания мер поощрения для привлечения в свои страны иностранных инвестиций. Ниже приводится краткое описание некоторых стимулов, предлагаемых такими государствами, как Испания, Ирландия, Сингапур, ЮАР и Венгрия. Обращают на себя внимание значительные различия между странами в этом плане.
Испания. Обычно мероприятия программ государственного стимулирования не распространяются на налогообложение, хотя некоторые регионы и предлагают освобождение или снижение региональных или местных налогов. Вместо этого центральное правительство в качестве основного стимула прибегает к грантам (субсидиям). Субсидии предоставляются для инвестиций, осуществляемых отечественными или зарубежными фирмами в определенных географических регионах и секторах экономики, признанных способствовать более справедливому распределению доходов по стране. Субсидии могут использоваться для оплаты расходов на покупку земельных участков, строительство, приобретение зданий и оборудования, подготовку кадров. В большинстве регионов, находящихся в состоянии экономической депрессии, субсидии могут покрывать до 75% стоимости проектов. Кроме того, субсидии широко предоставляются для следующих отраслей: горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, особенно с применением передовых технологий; пищевой промышленности; сельского хозяйства; марикультуры; службы материально-технического обеспечения промышленности: туризма.
Ирландия. Программа стимулирования инвестиций предназначается для широкого использования почти во всех отраслях и во всех регионах. Центральное правительство в стремлении привлечь иностранные инвестиции полагается на сочетание налоговых стимулов и программ грантов на приобретение капитала.
Наиболее важными мерами поощрения являются:
10%-я ставка налога на прибыли корпораций, получаемые от промышленной деятельности (действует с 1 января 1981 г. до 31 декабря 2000 г.); по сведениям Управления промышленного развития Ирландии, этот срок может быть продлен до 31 декабря 2010 г. Эта ставка применяется также в ряде других отраслей, как например, международные финансовые услуги, определенные услуги, связанные с использованием компьютеров, перевозка на судах, а также оптовая торговля специализированными торговыми домами;
программа грантов на создание капитала, предусматривающая покрытие до 60% суммы капитальных издержек по реализации "проекта: для осуществления этой цели программы пригодны проекты любых масштабов во всех регионах страны;
особое поощрение "компаний, оказывающих финансовые услуги в сфере международной торговли" в Международном центре финансовых услуг в Дублине. Эти специальные меры стимулирования включают пониженный 10%-й налог на прибыли корпораций, освобождение от местных налогов на 10 лет, значительное снижение амортизационных отчислений для арендованного или приобретенного имущества, а также освобождение от налога на доходы от прироста капитала при реализации активов.
Южно-африканская Республика. Налогообложение в ЮАР осуществляется, в основном, в форме обычного подоходного налога и НДС (14%). Номинальная ставка подоходного налога на компании — 35%. Взимается вторичный налог в размере 12,5% на все распределенные данной компанией дивиденды.
При соблюдении ряда условий фирма, осуществляющая промышленный проект в ЮАР и не занимающаяся в этой стране другими видами деятельности, может освобождаться от налогов на срок до 6 лет. Льготный статус предоставляется, начиная с первого года, в течение которого у фирмы появился доход, облагаемый налогом. Уже существующие предприятия на "налоговые каникулы" претендовать не могут. Репатриация капитала осуществляется лишь при предварительной подаче заявления. Перевод текущих доходов возможен после уплате налога. Выплата ройялти и оплата технических услуг требует одобрения при условии наличия предварительною разрешения на первоначальный проект. Ройялти при производстве потребительских товаров обычно не превышают 4% продажной пены продукции; для средств производства и промежуточной продукции — 6%.
В настоящее время Венгерская республика опережает по ввозу иностранного капитала все остальные страны Центральной и Восточной Европы. До 70% экспорта страны производится на принадлежащих иностранцам и смешанных предприятиях. Поэтому опыт Венгрии представляет значительный интерес.
Правительство страны стимулирует создание фирм с иностранным участием. Все законы, регулирующие функционирование совместных предприятий, распространяются и на предприятия, находящиеся исключительно в собственности иностранных инвесторов.
Иностранные
фирмы могут приобретать
Информация о работе Аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата