Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:01, курсовая работа
Целью написания данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Более подробно раскрыть сущность инвестиций, основные термины, виды инвестиций и рассмотреть составляющие инвестиционного климата.
2.Рассмотреть законодательную и нормативно-правовую базу, регулирующую инвестиционные отношения.
3.Рассмотреть структуру и объемы иностранных инвестиций за 2005г.
4.Ознакомиться с международной практикой привлечения инвестиций.
Введение……………………………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата.
1.Сущность и основные понятия инвестиций. ………………………………………………………. 5
2.Классификация инвестиций. ……………………………………………………………………….. 7
3.Составляющие инвестиционного климата. ……………………………………………………….. 9
Глава 2. Внутренние инвестиции. …………………………………………………………………………. 12
Глава 3. Экономическая сущность иностранных инвестиций.
1. Место и роль иностранных инвестиций в экономике России …………………………………. 15
3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России ………………………………………………………………………………………….. 20
Существенным аспектом данного Федерального закона является то, что он не распространяется:
1.
На отношения, связанные с
2.
На отношения, связанные с
Федеральный
закон «Об иностранных
а) «иностранный инвестор», которым в соответствии с указанным законом являются:
• иностранные юридические лица;
• иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но которые вправе в соответствии с законодательством того государства, где они учреждены, осуществлять инвестиции на территории РФ;
•
иностранные граждане, которые по
своей гражданской
• лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ и имеющие право в соответствии с законодательством страны своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;
• международные организации, которые в соответствии с международным договором вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
• иностранные государства;
б) к иностранным инвестициям согласно указанному закону относятся: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права; имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), услуги и информация.
В Федеральном законе даются определения понятий прямых и портфельных инвестиций, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки и др.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имеются также такие важные статьи, как правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, где фактически развиваются положения о национальном режиме деятельности иностранных инвесторов, в соответствии с которыми условия деятельности последних не могут быть менее благоприятными по сравнению с российскими юридическими лицами (за исключением ряда изъятий). Изъятия устанавливаются иными законодательными актами Российской Федерации.
Согласно российскому законодательству имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера.
Таким образом, в Федеральном законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, факторы, которые определенное время могут оставаться неизменными. Понятно, что в условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд РФ и т.д., о стабильности условий инвестирования говорить достаточно сложно.
Помимо этого в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы. Это означает, что предоставление тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Таким образом, инвесторы ввозят имущество, предназначенное для уставных капиталов предприятий с иностранными инвестициями, беспошлинно
Льготы иностранным инвесторам могут быть предоставлены и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств. Такая деятельность практикуется российскими регионами уже достаточно давно: практически половина субъектов РФ имела в 2000 г. свои законы или иные законодательные акты.
Льготы
предоставляются и другими
Инвестиционный налоговый кредит представляет собою изменение срока уплаты налога, при котором организациям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с условиями договора о предоставлении налогового кредита. На получение налогового кредита могут претендовать инвесторы, осуществляющие: НИОКР либо техническое перевооружение производства; внедренческую или инновационную деятельность; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важных услуг населению.
Значительную роль в привлечении и использовании иностранных инвестиций в России играет и Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Это по сути синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России, «недропользования» и инвестиционной деятельности.
Данный Федеральный закон определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции (СРП) — это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор (отечественный или иностранный) обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
Существенно при этом, что условия пользования недрами, установленные в СРП, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах».
Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами. В 1997— 2001 гг. принято 9 федеральных законов об участках недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Всего выделено 25 таких участков.
В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.
Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта СРП по каждому конкретному объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение о подписании СРП со стороны государства принимается Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъектом Российской Федерации.
В СРП фиксируется целый ряд условий:
• соблюдение требований законодательства Российской Федерации;
• соблюдение соответствующих стандартов, норм, правил по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения;
•
обязанность инвестора при
• обязанность инвестора страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий (если они повлекли за собой загрязнение окружающей среды);
•
обязанность инвестора
В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» имеется положение ст. 7 п. 2, в соответствии с которым инвестор обязуется размещать заказы на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объемах не менее чем 70 % общей стоимости таких заказов между российскими юридическими или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории России. Кроме положений об инвесторе в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» разработано положение об операторе (соответствующей фирме или ее филиале), который по поручению инвестора ведет всю организацию работы по СРП.
Однако основная суть СРП состоит именно в разделе продукции. Поэтому специальная статья указанного Федерального закона посвящена этим вопросам, а именно:
• определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
•
определение части
• раздел между государством и инвестором прибыльной продукции (произведенная продукция за вычетом той ее части, которая идет на уплату платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции);
• передача государству принадлежащей ему в соответствии с СРП части произведенной продукции (или ее стоимостного эквивалента);
• получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения. Эта часть продукции может быть вывезена за границу (в нее входит и компенсационная продукция) без количественных ограничений экспорта (если при этом нет ограничений в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
При исполнении СРП инвестор платит налог на прибыль и платежи за пользование недрами, но в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (взимание заменяется разделом продукции на условиях СРП в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Государство гарантирует инвесторам их имущественные и иные права, приобретенные и осуществляемые ими в соответствии с СРП.
В указанном Федеральном законе зафиксированы также другие важные положения: о контроле за исполнением СРП, об ответственности сторон по СРП, о прекращении действия СРП, о разрешении споров и др.
Вместе с тем в настоящее время реализация Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» связана с рядом противоречий, к числу которых относятся:
• противоречия между иностранными и отечественными инвесторами;
• противоречия между центральными и региональными органами власти (Центр — субъекты РФ);
• противоречия в вопросе о том, какой должна быть компания-оператор: отечественной или иностранной.
Информация о работе Аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата