Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования моей работы является рассмотрение понятия конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
Задачами исследования в курсовой работе выступают: понятие, виды и функции конкуренции, методы конкурентной борьбы, место и роль конкуренции в современном хозяйствующем субъекте, особенности современной конкуренции, направления повышения конкурентоспособности российских хозяйствующих субъектов, антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………....5
1 Понятие и виды конкуренции, методы конкурентной борьбы……………………………..……………………………………..6
1.1 Сущность и функции конкуренции………………………………...6
1.2 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы……………..8
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйствующем субъекте………………………………………………………………....15
2.1 Особенности современной конкуренции…………………………15
2.2Направления повышения конкурентоспособности российских хозяйствующих субъектов………………………………………...…...16
3 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………….………26
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 86.33 Кб (Скачать)

            В настоящее время отдельные исследования по оценке индикаторов, косвенно характеризующих состояние конкурентной среды в Российской Федерации, проводятся как в рамках международных программ, так и российскими бизнес-сообществами и институтами.

 Такие  исследования, как правило, направлены  на оценку конкурентоспособности  экономики, предпринимательского  климата, предпринимательской активности, уровня административных барьеров, а также показателей, характеризующих  эффективность деятельности антимонопольных  органов и уровня государственного  регулирования товарных рынков. Индикаторы рассчитываются на  основе оценки состояния базовых  условий, которые способны оказать  влияние на уровень конкуренции  на рынках товаров и услуг.  Среди таких базовых условий  можно отметить состояние инфраструктуры  рынков, качество общественных и  государственных институтов, уровень  государственного вмешательства  в экономику и государственного  регулирования товарных рынков.

           При этом международные исследования позволяют сравнивать состояние конкурентной среды с другими странами, отечественные исследования в большей степени нацелены на оценку текущего состояния конкурентной среды и динамики ее изменения.

 Необходимо  разработать комплексную систему  ежегодной оценки уровня и  динамики развития конкуренции  как в целом в Российской  Федерации, так и в каждом  субъекте Российской Федерации.  Работа над созданием такой  системы, основанной на проведении  регулярных социологических опросов  и экспертных интервью, завершается  в Минэкономразвития России. Внедрение  и введение в действие такой  системы потребует финансирования  из федерального бюджета.         
 
 

           Современный  этап развития конкуренции – конкуренция в области инноваций.

           Современная конкуренция, во-первых, основана на улучшении технологии, внедрении новшеств. Стратегически новшества могут касаться любого вида деятельности, связанного с производством продукта. Например, новшества могут проявиться в новой конструкции изделия, производственном процессе, новом подходе к маркетингу или в новом способе организации и формирования всей производственной цепочки. Новые технологии способствуют закреплению сравнительных преимуществ, т.к. снижают издержки производства и цены на продукцию, повышают ее качество. Разработка новых продуктов лежит в основе борьбы за рынок, привлечения потребителя и торговых партнеров. Эффект от сочетания обоих процессов увеличивает конкурентное преимущество фирмы.

            Во-вторых, конкурентное преимущество зачастую создается в рыночных нишах, к которым крупные конкуренты не проявляли интерес в силу их незначительной прибыльности и малой емкости на момент освоения.

            В-третьих, конкурентное преимущество поддерживается благодаря постоянным улучшениям, что требует постоянных вложений в новые разработки. Корпорации участвуют в финансировании НИОКР, поскольку это связано с доступом к новейшим технологиям, дает возможность диверсификации хозяйственной деятельности в смежных отраслях, позволяет расширить свои источники конкурентного преимущества (подготовленные квалифицированные кадры, новые технические решения, усовершенствование изделий, повышение качества). Таким образом, долгосрочные стратегии расширения конкурентных преимуществ более долговечны, нежели стратегии, основанные на снижении издержек, экономии в масштабе, привлечении крупных капиталовложений.

            В-четвертых, конкурентное преимущество фирма может получить, усовершенствуя систему управления, поскольку потребность в непрерывном введении новшеств вступает в противоречие с организационными формами и нормами управленческого контроля. Только те фирмы, которые находят в себе силы противостоять институциональной стабильности и устоявшимся формам организации производства, способны развить конкурентные преимущества, достигнутые в области технологических решений.[17]

  Подводя итог,  к особенностям конкуренции в России можно отнести:

  1. отсутствие действенной и  продуманной  государственной  политики  в области конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной

        продукции на мировом рынке;

  1. жесткая  протекционистская  политика  правительства  в   отношении

        импортных товаров с  целью   снижения  их  конкурентоспособности   на

        внутреннем рынке (посредством  высоких импортных пошлин);

  1. сырьевая  экспортная  ориентация  народного  хозяйства  России  на

        мировом рынке и импорт продукции  высокотехнологичных отраслей  (как

        следствие, - ущербный торговый баланс  и  низкий  жизненный  уровень

        населения);

  1. отставание  технологий  в   большинстве   отраслей   промышленного

        производства народного хозяйства  России от мирового уровня  на 10-30

        лет (как следствие,  -  дорогая   и  относительно  низкого   качества

        продукция);

  1. последствия  валютного  кризиса  августа  1998  года,  приведшие  к

        резкому удорожанию импортных  товаров;

  1. экономически  невыгодный  уровень  концентрации  производства   на

        большинстве крупных предприятий   народного  хозяйства  России  (как

        следствие, - чрезмерные цены на  выпускаемую продукцию и  ее  низкая

        конкурентоспособность). 
 
 
 

            2.2 Направления повышения конкурентоспособности     российских хозяйствующих субъектов 
     

       Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

       Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».

             В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

       Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

  1. «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
  2. «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

        Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

     В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для  развития конкуренции:

  1. принято конкурентное законодательство;
  2. осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;
  3. проведена приватизация;
  4. снижено административное давление.

       Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

       Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

       Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

       Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);

       Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

            В тоже время существуют и негативные тенденции:

  1. Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.
  2. Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).
  3. Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.
  4. Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.

       Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются, заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики