Антимонопольное регулирование в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследова¬ния является определение особенностей развития и различных направлений антимонопольного регулирования в российской и зарубежной практике.
Задачи данной работы:
- раскрыть различные подходы к определению сущности и содержа-ния категории «монополия», охарактеризовать виды монополий;
- изучить методы антимонопольной политики;
- рассмотреть антимонопольную политику в отношение естественных и искусственных монополий;
- изучить зарубежную практику антимонопольного регулирования;
- охарактеризовать сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России;
- определить проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1. Понятия и виды монополий 5
1.2. Методы антимонопольной политики 12
1.3. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий 17
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 24
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 24
2.2. Сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России 29
2.3. Проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 142.50 Кб (Скачать)

Так, международный картель в области витаминной продукции, который занимался фиксированием цен, объемов продаж и разделом международных рынков, в 1999 г. был раскрыт Департаментом юстиции США. Картель обвинили в незаконной деятельности в период с января 1990 г. при продажах витаминов А, В2, В5, С, Е и Веtа-Саrotene. Швейцарская компания Hoffman—La Rocher и немецкая Basf Aktiengessellschaft были оштрафованы на сумму 500 млн долл. и 225 млн долл. соответственно как ведущие участники картеля. Третья компания-участник — Rhone-Poulenc избежала штрафов в США, так как вовремя пошла на сотрудничество с американскими антитрестовскими органами.

Международный картель в области графитовых электродов был раскрыт в 1997 г. Главные участники картеля - компании SGL Carbon, UCAR International Inc. и Tokai Carbon были оштрафованы на 135 млн долл., 100 млн долл. и 6 млн долл. соответственно. Картель проводил фиксацию цен и раздел рынков в США и других странах в течение 5 лет.

Вот мнение Г.И. Никерова: «Для конкурентного права Европейского Союза (ЕС) характерно сравнительно мягкое регулирование монополистической деятельности. Если старейшее современное антимонопольное право - американское - построено на принципе запрета монополизации рынка и любой деятельности, ведущей к такой монополизации, то нормы конкурентного права ЕС не предусматривают такого запрета. Конкурентное право ЕС сосредоточивает внимание преимущественно на антиконкурентных соглашениях фирм. Контроль над структурой рынка, т.е. над тем, какие доли рынка имеют отдельные фирмы, играет в европейском праве меньшее значение». [3. C 8]

2.2. Сущность, цели  и задачи антимонопольного регулирования  в России

Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.  Именно против таких монополий,  возникших на основе централизации капитала,  в первую очередь направлено антимонопольное законодательство.

Противоречивость такого явления,  как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителя,  а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках. [4. C 23]

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма.  При этом в России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался  «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики. РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения – ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО  «Газпром»  наряду с Единой системой газоснабжения России входят геологоразведочные,  добывающие,  приборостроительные предприятия,  проектно-технологические структуры,  объекты социальной сферы. В ведении МПС находится как инфраструктура, так и немонопольные виды деятельности. РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции.

Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.

В отличие от естественной, искусственная монополия складывается в тех отраслях,  где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.

Установление монополистического типа рынка,  поэтому не является неизбежным для такой отрасли,  хотя на практике может и сложиться,  если будущему монополисту удастся устранить конкурентов. [4. C 23]

В случае искусственного монополизма основным направлением антимонопольной политики является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры, и разнообразные,  причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке,  и прямая демонополизация,  т.  е.  принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Монополистическая практика создает угрозу самим регуляторам рыночной деятельности, составляющей неотъемлемое условие нормального функционирования процесса капиталистического воспроизводства. Указанная неспособность капиталистических рыночных отношений к саморегулированию таит в себе опасность серьезных экономических потрясений, ставит под удар само товарное производство. Государство вынуждено вмешиваться в рыночные отношения. Оно воздействует на организационные формы ведения предпринимательской деятельности, методы конкурентной борьбы, процессы воспроизводства капитала. Одной из специфических форм государственного регулирования экономики в эпоху государственно-монополистического капитализма является так называемое антитрестовское законодательство или, точнее, антитрестовское право.  Антитрестовское право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность монополистических объединений и ведение конкурентной борьбы. Монопольное положение может проявляться в лидирующем положении на рынке.

Помимо средств прямого контроля, у государства есть немало таких, которые позволяют ему оказывать на предпринимательскую деятельность косвенное влияние. В их числе прежде всего следует назвать налоги. Налоговая система, т.е. совокупность налогов, взимаемых исполнительной властью, выполняет три функции: способствует выполнению государством политических функций, является инструментом перераспределения национального дохода, позволяет косвенно регулировать экономику. Мощным средством проведения налоговой политики является установление налоговых льгот. Государство может регулировать бизнес и через влияние на динамику цен и доходов. Так, например, ограничение денежных средств в обороте может привести к снижению цен. [4. C 24]

Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужной ему деятельности, так и для ограничения нежелательных ее форм. Одним из видов прямого контроля государства за бизнесом является контроль за размещением и строительством предприятий.  Отличительной чертой производственного строительства является то,  что его продукция неподвижна и используется в основном там, где и производится. В сфере бизнеса действует механизм саморегулирования, и тогда, когда допущена ошибка в размещении бизнесменом своего производства,  она будет в конечном счете исправлена: продукция предприятия не найдет спроса и оно обанкротится.

Государство может контролировать бизнес и путем финансового участия,  а также финансовой помощи. Это могут быть собственные капиталовложения, направляемые, как показывает практика, главным образом развитие инфраструктур. Это могут быть дотации, инвестиции, выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям. Но дотационная,  инвестиционная политика должна тщательно обдумываться и не только ответственными за это органами, но и научными коллективами, с перепроверкой их рекомендаций независимыми экспертами.  Контроль за качеством продукции лучше осуществлять путем выдачи подтверждающих стандарт свидетельств,  лицензий на выполнение того или иного вида деятельности. Лицензии используются и во внешней торговле. Это получаемые от государственных органов специальные разрешения на ввоз,  вывоз,  транзит определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается. Одним из видов прямого контроля государства за предпринимательской деятельностью является установление трудового и социального законодательства. В нормах права устанавливаются пределы в использовании рабочей силы: минимальные заработная плата и отпуска, максимальный рабочий день,  ограничения на право увольнения работников,  обязанность выплаты денежных компенсаций, пособий по случаю трудоспособности и т.п. Антимонопольный контроль – так-же важный аспект прямого государственного регулирования. [4. C 25]

В России главным органом, осуществляющим антимонопольную политику, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.  Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.

Демонополизация в России в условиях современных рыночных реформ стала новым историческим опытом осуществления антимонопольной политики в период становления рыночного хозяйства.  Основным нормативным актом реализации такой политики является «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие,  контролирующее 65%  и более товарного рынка.  Предприятие,  контролирующее 35–65%  рынка,  тоже может быть признано монополистом,  но для этого антимонопольные органы должны доказать,  что имеет место  «доминирующее положение»  хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. [4. C 26]

Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов,  чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара;  незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки,  а также копирующие форму,  упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов;  похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты,  а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль над деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике;

5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки,  а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб. [4. C 27]

В 1995 г был принят закон «О естественных монополиях» в 1995 г.

Закон вводил понятие естественной монополии и содержал узкое определение сфер деятельности естественных монополий,  в которых регулирование цен должно осуществляться независимыми регуляторами, создаваемыми или назначаемыми правительством. Хотя это не помешало законодательному предписанию регулирования цен в других сферах,  все же эти сферы были принципиально определены законом как потенциально конкурентные.

В области поддержки создания рыночной инфраструктуры антимонопольному органу было поручено разработать широкие «планы демонополизации», направленные на устранение структурных барьеров конкуренции, на создание инфраструктуры и облегчение процесса выхода на высококонцентрированные рынки.  Орган также завершил процесс внесения объемного пакета изменений в Закон о конкуренции.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. [4. C 28]

После глубокого финансового кризиса 1998 года Правительство Российской Федерации подверглось реструктуризации, целью которой являлось сокращение как численного состава правительства, так и правительственных расходов. В рамках этой реструктуризации процесс передачи полномочий антимонопольного органа по регулированию тарифов естественных монополий был обращен вспять. Органы по регулированию в отраслях транспорта и связи, созданные в 1996 и 1997 г.г., были переведены в состав антимонопольного органа, а функция регулирования естественных монополий в энергетической сфере осталась у Федеральной энергетической комиссии.  Отдельный государственный комитет по развитию малого предпринимательства был ликвидирован,  а его функции также вернулись к антимонопольному органу,  воссозданному в статусе Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 576 от 11 августа 1992 г. «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992–93  г.г.» было введено государственное регулирование ценообразования,  предусматривалось обязательное объявление о повышениях цен и вводились ограничения на норму прибыли по продукции, изготавливаемой предприятиями-монополистами.

В 2001 г. по указу президента задача регулирования естественных монополий на транспорте была выведена из-под юрисдикции антимонопольного органа.  Ее выполнение было поручено Федеральной энергетической комиссии. МАП продолжает выполнять функции регулятора естественных монополий в сфере связи, но согласно общим ожиданиям, эта функция в относительно недалеком будущем также будет передана либо ФЭК,  результативно создающей единый тарифный орган федерального уровня,  либо какому-либо отдельному органу, специализирующемуся на вопросах отрасли связи.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России и за рубежом