Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа
Целью исследова¬ния является определение особенностей развития и различных направлений антимонопольного регулирования в российской и зарубежной практике.
Задачи данной работы:
- раскрыть различные подходы к определению сущности и содержа-ния категории «монополия», охарактеризовать виды монополий;
- изучить методы антимонопольной политики;
- рассмотреть антимонопольную политику в отношение естественных и искусственных монополий;
- изучить зарубежную практику антимонопольного регулирования;
- охарактеризовать сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России;
- определить проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1. Понятия и виды монополий 5
1.2. Методы антимонопольной политики 12
1.3. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий 17
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 24
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 24
2.2. Сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России 29
2.3. Проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Современная конкуренция
является регулируемой. Главной задачей
регулирования конкуренции
Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.
Административное
Административное регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.
Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компании, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.
Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой. Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, документами Европейского Экономического Сообщества, других организаций.
В целом регламентация поведения фирм в антимонопольном законодательстве руководствуется законом Шермана: монопольное положение фирмы в отрасли не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона, это противоречит демократической основе права, т.е. презумпции невиновности. Запрещены лишь формы поведения, наносящие вред другим участникам рынка.
Принцип регулирования состоит в одном из двух правил: либо действия полностью запрещаются, либо запрещены в принципе, но разрешаются на основании "принципа рациональности. [2. C 359]
Приведение в действие антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему, поскольку только суд может вынести решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов.
Антимонопольную политику проводят органы центральной исполнительной власти. Из антимонопольных законов следует, что администрация, отвечающая за их исполнение, не только дает разрешения на некоторые сделки и ведет мониторинг ситуации в отраслях, но и работает по жалобам пострадавших от дискриминации, решает возникающие конфликты и т.д. Поэтому она обладает такими полномочиями, каких не имеют другие правительственные учреждения: следственные и судебные по определенному кругу дел. [2. C 359]
Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, а также передачу дел в суды, если конфликт не удается разрешить в административном порядке.
Политика защиты конкуренции, опирающаяся на антимонопольный закон - его нередко именуют "экономической конституцией" свободного предпринимательства - отражает и уровень понимания современного рыночного хозяйства, и отработанные приемы, и исторические особенности развития экономики каждой конкретной страны. В современном мире накоплен богатый опыт, позволяющих предприятию ориентироваться в рыночной среде.
В России функции федерального антимонопольного органа, контролера за деятельностью естественных монополий и соблюдением законодательства о рекламе возложено на Федеральную антимонопольную службу.
При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта; защищенная патентами технологическая монополия; контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок, т.е. финансовые препятствия; устойчивый потребительский выбор. Во многих странах государственная администрация, отвечающая за исполнение антимонопольных законов, осуществляет постоянный мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации. Конечно, количественные показатели концентрации довольно условные, так как связь между размерной структурой рынка и поведением предприятий - их ценами, выпуском продукции, рентабельностью - далеко не всегда прямая. Тем не менее, в некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои. [2. C 360]
Индексы рыночной концентрации применяются для регламентации слияний предприятий, независимо от того, каким способом осуществляются слияния. Слияния предприятий устраняют конкуренцию более жестко, чем сговоры о ценовой и сбытовой политике. В то же время слияние – это способ реализации экономии на масштабах, чего в принципе запрещать нельзя, поскольку экономический эффект от крупномасштабного производства может быть объективно необходим. Однако считается, что если в ходе эволюции фирма наращивает мощности и завоевывает позиции на рынке, то она проходит жесткий рыночный отбор, а при слиянии такого отбора не происходит.
Жесткость регулирования слияний в разных странах весьма различается.
От того, как ведется
контроль над слияниями и над
сделками с пакетами акций, во многом
зависит организация
В дополнение к контролю над концентрацией по линии отношений собственности законы многих стран предупреждают концентрацию на чисто управленческом уровне, запрещая так называемое "переплетение директората", т.е. совмещение управленческих постов в компаниях-конкурентах. [2. C 361]
Разукрупнение монополистов - очень трудная задача. Административная власть может действовать только превентивно, руководствуясь критериями закона и запрещая такие слияния, которые резко повышают уровень концентрации. Судебная власть не может принять решение о роспуске монополиста только на основании его доли на рынке. Должно быть доказано, что он злоупотребляет своим положением.
Рыночная концентрация определяется с помощью коэффициента концентрации (СR) и индекса Херфиндаля-Хиршмана (ННI).
Индекс СR рассчитывается как процентное отношение реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке. ННI рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.
С увеличением концентрации рынка ННI увеличивается.
При индексе Херфиндаля-Хиршмана (ННI) от 1000 до 1800 антиконкурентной считается каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов.
При индексе для отрасли более 1800 - сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Херфиндаля меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется. [2. C 362]
В Законе "О конкуренции" (1991г.) доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон о конкуренции характеризует количественные границы монопольной власти. Критерием этих границ также определена следующая величина доли рынка, если:
• хозяйствующий субъект обладает долей рынка в пределах от 65 до 100%, его положение признается доминирующим;
• доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами;
• доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, и соответственно, на данный хозяйствующий субъект не распространяются ограничения, установленные антимонопольным законодательством. Долю на рынке продукции согласно реестру ФАС России более 65% имеют такие компании, как "Газпром", "Камаз", "Норильский никель", "Аэрофлот" и др. [2. C 363]
Для определения доминирующего положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.
Методы нормативно-
• правительственные заказы;
• налоги;
• проценты;
• государственные субсидии.
Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. [2. C 364]
Основная черта нормативно-
Осуществляя нормативно-ориентирующее
регулирование деловых
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.
Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.
Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.
Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.
Существует ряд отраслей,
в которых преобладают
Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт. [1. C 144]
Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рисунке 3. На рисунке LAC и LMC - кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал", а цена P1 "очень высока". Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3.
Рис. 3 Естественная монополия и ее регулирование
Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества. [1. C 144-145]
Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.
Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.
Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль".
Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.
Информация о работе Антимонопольное регулирование в России и за рубежом