Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование антимонопольной политики государства.
-Исследование сущности и последствий монополизма;
-Изучение опыта антимонопольного регулирования в развитых странах;
-Исследование антимонопольной политики в переходной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ 5
2 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ 12
3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

АнтиМонопольная политика.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

В Беларуси сложилась  уникальная сверхмонополизированная  экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.

В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий но численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский (табл.1):

Если в 1970 г. средний  размер промышленного предприятия в Беларуси был существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР, 640 - в СССР), то к 1989 г. картина стала обратной: БССР — 1010 чел., СССР — 793 чел. В странах Западной Европы, Японии, Южной Корее на 1 предприятие в 1989 г. приходилось не более 80-90 чел [13, с. 111].

В белорусской экономике  господствует монополия государственной  собственности по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

Таблица 1 - Размер предприятий Республики Беларусь по численности занятых

Показатель

1970

1980

1985

1989

1990

2008

Средняя численность работающих на одном предприятии (чел.)

560

980

998

1010

890

430


[16].

Состояние монополизации белорусской промышленности отражено в табл. 2.

В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы), Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).

В настоящее время  уровень монополизации экономики  РБ характеризуется данными приведенными в таблице 2.

Таблица 2 - Доля продукции  предприятий-монополистов по отраслям промышленности Республики Беларусь в 2008 г.

Отрасль промышленности

Число предприятий-монополистов

Удельный вес предприятий-монополистов

в общем числе предприятий (%)

в общем объеме производства (%)

Вся промышленность

326

12,1

52,2

в том числе

     

топливная

1

2,5

28,5

черная металлургия

4

21,1

87,1


Продолжение таблицы 2

цветная металлургия

2

50,0

65,8

химическая и нефтехимическая

33

41,8

94,9

машиностроение и металлообработка

130

39,87

68,7

лесная, дерево-

обрабатывающая и

целлюлозно - бумажная      

30

9,2

35,6

строительных материалов

15

4,6

56,8

стекольная и фарфоро - фаянсовая

9

60,0

88, 7

легкая

56

12,1

67,3

пищевая

29

59,8

24,7


[13, с. 108].

В Республике Беларусь особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

К задаче построения стратегии  реформирования, отысканию эффективных методов регулирования  монополий следует подходить  как с позиций теории и современных подходов к ее реализации, так и с учетом мирового опыта регулирования в рассматриваемой области. К настоящему времени в развитых странах мира накоплен значительный опыт антимонопольного регулирования.

Соответствующие методологические положения сформулированы в виде ряда принципов.

1. Системность применяемого  инструментария.

- Сочетание    различных    мер    государственного    регулирования (структурного, ценового, организационного, законодательного).

- Исследование нормативных  и поведенческих аспектов формирования стратегии.

- Использование моделей  и методов современной теории  естественной монополии.

2. Этапность формирования  стратегии.

- Целесообразно выделять  два этапа:

- идентификация отраслевой  естественно-монопольной  структуры  (первый этап),

- оптимизация экономического  поведения (второй этап).

- Необходимо выполнение  каждого этапа, причем в указанной  последовательности.

3. Учет многопродуктовости.

- Необходима сегментация  рынков промежуточной и конечной  продукции (услуг) отраслей естественной монополии.

- Моделирование отрасли  как многопродуктовой для диверсификации мер регулирования по сегментам рынка.

4. Оптимизация стратегии  реформирования.

- Обеспечение деятельности  естественных монополий с высокой  эффективностью для всех участников.

- Выбор и осуществление  эффективного государственного  регулирования наиболее экономными средствами.

- Субоптимизация при  решении всех задач формирования  стратегии на каждом из указанных этапов.

5. Создание совместимых  с естественной монополией конкурентных сред.

- Анализ возможностей  использования конкуренции в  определенных сегментах многопродуктового рынка.

- Введение специальных  типов конкурентных сред (рынков  типа Демсеца, соntestable, монополистической конкуренции).

- Проведение необходимых институциональных преобразований.

- Адаптация к условиям  нестационарной экономики переходного  периода [12, с. 140].

Совершенствование ценообразования па продукцию естественных монополий не сводится только к способу нормирования прибыли в регулируемых ценах. Повышению эффективности использования производственных ресурсов способствовало бы внедрение в практику регулирования цен на них моделей ценообразования по предельным затратам, в частности, цен, дифференцированных по периодам времени, а также ценообразовании по Рамсею. Однако прежде всего следует перейти от "бухгалтерских затрат" к экономическим (альтернативным) затратам. Строить ли цены па показателях средних или предельных затрат вопрос второй. В основе тех и других должны лежать экономические затраты, следовательно, необходимо учитывать (альтернативную) стоимость капитала [5, с. 42].

Если в отрасли недостаточно производственных мощностей (их уровень ниже оптимального), то совсем необязательно, что цепы вырастут настолько, чтобы внутренних се накоплений хватило для финансирования всего прироста физического капитала. Кроме того, если бы такой рост цен был правилом, то не потребовались бы ни рынок капитала, ни

финансовые институты, обеспечивающие трансформацию сбережений в капиталовложения. Однако этот рынок и эти институты существуют, а цены хотя и растут в ответ на недостаток товарного предложения, прирост прибыли предприятии в отрасли лишь случайно может совпадать с суммой капиталовложений в отрасль в данном периоде [6, с. 139].

Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; па уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемником (ассоциаций, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).

Особенности антимонопольного регулирования в РБ состоят в том, что

1) его становление  происходит в нерыночной экономике,  находящейся в кризисном состоянии;

2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала;

3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;

  4) формально заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств [13, с. 109].

Демонополизация в Республике Беларусь должна проводиться с учетом:

- общеэкономической политики  государства;

- состояния экономики  страны:

- высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно России) и процессов глобализации мировой экономики:

- исторических причин  возникновения монополий в Республике Беларусь;

- закономерностей антимонопольного  регулирования, связанных с необходимостью длительного сбора данных (информации), изучения ситуации на товарном рынке, с отсутствием значительного опыта судебного разбирательства. Объектами демонополизации являются монополизированные рынки, на которых действуют хозяйствующие субъекты государственной и негосударственной форм собственности, их объединения, ассоциации, другие интегрированные структуры, занимающие доминирующее положение на рынках товаров и услуг республики [7, с. 30].

Проблема демонополизации, связанная в первую очередь с высокой степенью монополизации товарных рынков, является ключевым вопросом экономической политики республики в ближайшей перспективе.

Целью демонополизации  экономики и развития конкуренции является создание политических, правовых, экономических, социальных и институциональных условий для равной, добросовестной конкуренции.

В рамках демонополизации  экономики и развития конкуренции  должны быть обеспечены:

- равенство условий  деятельности юридических лиц всех форм собственности:

- защита интересов отечественных производителей;

- повышение конкурентоспособности  коммерческих организаций, улучшение их финансово-экономических показателей путем содействия внутренним преобразованиям в них.

Для реализации поставленной цели необходимо не только усиление антимонопольного регулирования, но и концентрация усилий в области экономических (рыночных) преобразований республиканских и местных органов государственного управления.

Приоритетными направлениями  демонополизации экономики и развития конкуренции на 2006-2010 гг. в Республике Беларусь являются:

- демонополизация товарных  рынков;

- ограничение монопольной  практики в сфере управления экономикой;

- совершенствование регулирования  естественных монополий.

- демонополизация товарных  рынков.

В ходе проведения демонополизации  товарных рыков деятельность республиканских и местных органов управления должна быть направлена на оптимизацию структуры товарных рынков для обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста [13, с. 110].

Сами по себе отрасли экономики не являются монополизированными формированиями. Их структуры многопрофильны и включают: производства, выпускающие различные товары (оказывающие услуги, выполняющие работы), сопутствующие производства, разветвленную сеть торгующих, перерабатывающих, заготовительных организаций, научные учреждения, строительный комплекс, финансовые учреждения.

С позиций конкурентной политики объектом исследований являются рынки различных товаров и услуг. Вместе с тем на товарных рынках хозяйствующие субъекты-монополисты это ключевые фигуры, определяющие рынок - и монополизированный, и конкурентный. Мероприятия по демонополизации хозяйствующих субъектов-монополистов уместны на региональном уровне (местных, локальных рынках), так - как собственно предприятия-монополисты, в подавляющем большинстве своем, доминируют именно на местных (локальных) рынках, услуги которых оказываются востребованными потребителем по территориальному принципу либо являются недостаточно транспортабельными и не могут быть реализованы вдали от места производства.

Информация о работе Антимонопольная политика