Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование антимонопольной политики государства.
-Исследование сущности и последствий монополизма;
-Изучение опыта антимонопольного регулирования в развитых странах;
-Исследование антимонопольной политики в переходной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ 5
2 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ 12
3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

АнтиМонопольная политика.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн — союз формально независимых  предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение [9, с. 81].

Монополизация рынка не случайна. Она расчищает рыночное пространство от конкурентов. Это дает те экономические выгоды, которые образуются в результате установления монопольных цен.

Социально - экономические  последствия монополизации экономики  не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это еще дополняется и снижением объема производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителя.

Чаще всего деятельность монополии связана с положительным  эффектом масштаба производства. Поэтому монополия в состоянии произвести требуемый объем продукции при более низких издержках (АТС), нежели мелкие предприятия. Но здесь может обнаружиться и неэффективность производства,  когда вновь созданные крупные мощности недоиспользуются в условиях ограниченного рынка. Отсутствие воздействия со стороны конкурентов позволяет отнести потери на потребителя.

Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Следовательно, чистый монополист будет иметь большие финансовые ресурсы для научно-технического прогресса, чем конкурентные фирмы [9, с. 263].

Степень экономической  власти монополии можно измерить разными способами. Например, если определить долю сверхприбыли в общей массе присваиваемой прибыли. Используется так же показатель монопольной власти Абба Лернера (1934 г.):

L = P – МС/Р, т.е. = прибыль/цена

Чем больше коэффициент  — тем больше монопольная власть.

Можно определить степень монопольной  власти при помощи индекса Герфиндаля.

Индекс Герфиндаля определяется по формуле:

i=N

HII = ∑ Кi2,                   

i=1

где Кi- доля предприятия на рынке.

Социально - экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это еще дополняется и снижением объема производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителя.

Итак, социально - экономические  последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это еще дополняется и снижением объема производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителя. Чаще всего деятельность монополии связана с положительным эффектом масштаба производства. Поэтому монополия в состоянии произвести требуемый объем продукции при более низких издержках (АТС), нежели мелкие предприятия. Но здесь может обнаружиться и неэффективность производства,  когда вновь созданные крупные мощности недоиспользуются в условиях ограниченного рынка. Отсутствие воздействия со стороны конкурентов позволяет отнести потери на потребителя.

 

2 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ

 

К настоящему времени  в развитых странах мира накоплен значительный опыт антимонопольного регулирования.

При регулировании цен  монополий часто используется концепция нормирования прибыли. Концепция определения уровня прибыли, закладываемого в регулируемые цены, несет на себе явный отпечаток переходного состояния экономики, ее рыночных институтов, частной собственности и конкуренции. Однако очень важной представляется  обратная связь: концепция нормирования прибыли, принимаемая регулирующими органами, в свою очередь, оказывает заметное влияние на развитие рыночных институтов, частной собственности и конкуренции [12, с. 140].

Вполне очевидно, что  совершенствование ценообразования па продукцию естественных монополий не сводится только к способу нормирования прибыли в регулируемых ценах. Повышению эффективности использования производственных ресурсов способствовало бы внедрение в практику регулирования цен на них моделей ценообразования по предельным затратам, в частности, цен, дифференцированных по периодам времени, а также ценообразовании по Рамсею. Однако прежде всего следует перейти от "бухгалтерских затрат" к экономическим (альтернативным) затратам. Строить ли цены па показателях средних или предельных затрат вопрос второй. В основе тех и других должны лежать экономические затраты, следовательно, необходимо учитывать (альтернативную) стоимость капитала [5, с. 42].

 За рубежом в  регулируемых отраслях широко используется метод   нормирования рентабельности по отношению к использованному капиталу. Суть метода заключается в том, что прибыльность компании должна быть достаточной, чтобы обеспечивать ее инвесторам тот уровень отдачи на вложенный капитал, какого они могли бы достичь, инвестируя капитал в другие направления со сравнимым риском [6, с. 139].

Сегодня известны вполне определенные, совместимые с естественной монополией типы рыночных сред, которые порождают стимулы «хорошего» поведения, т.е. дисциплинируют ее работу в социально желаемых направлениях. К таким типам рыночных сред относятся, прежде всего, конкуренция на рынках типа Демсеца, конкуренция на рынках типа contestable и монополистическая конкуренция по Чемберлину.

Конкуренция по Демсeцу - конкуренция за право работать в течение определенного периода на естественно-монопольном рынке, которое обеспечивается путем получения эксклюзивной франшизы в результате организованных специальным образом торгов (тендеров). Введение данного типа конкуренции предполагает выполнение ряда условий. Первое условие - свободный доступ на торги для всех желающих работать на данном рынке фирм; второе - участников торгов должно быть достаточно много; третье - сговор между потенциальными фирмами-производителями должен быть экономически нецелесообразен для них; четвертое - победившая на торгах фирма обязана полностью удовлетворять рыночный спрос в течение всего периода действия франшизы. Результатом торгов является выдача эксклюзивной франшизы фирме-производителю с наилучшей (минимальной при соблюдении всех условий торгов) ценой предложения [7, с. 30].

Конкуренции на рынках типа contestable (конкурентоспособных рынках) - конкуренция, которая складывается между доминирующими фирмами и фирмами-новичками в условиях отсутствия экономических барьеров входа и выхода. Понятие экономических барьеров часто связывают с асимметрией издержек между доминирующими фирмами и фирмами-новичками, т.е. с дополнительными затратами, которые несут фирмы-новички в связи с входом на данный рынок, - тогда как доминирующие на рынке фирмы имели возможность заблаговременно накопить капитал и в момент появления потенциального конкурента свободны от бремени этих затрат. По сути дела понятие экономических барьеров связано с разновидностью условно-постоянных издержек, рассматриваемых на краткосрочном периоде времени, когда они не успевают полностью окупиться - так называемыми безвозвратными (погруженными) издержками. В предельном случае, когда продолжительность периода деятельности фирмы может считаться бесконечной, любые безвозвратные издержки превращаются в условно-постоянные. И, напротив, если продолжительность периода производства близка к нулю, любые условно-постоянные издержки могут стать безвозвратными. В теории показано, что условно-постоянные издержки, в отличие от безвозвратных, не создают барьеров входа и не препятствуют достижению оптимальных (с точки зрения общественной полезности) режимов деятельности естественной монополии [7, с. 31].

Рынки типа contestable обладают следующими свойствами:

- потенциальные фирмы-новички  могут без ограничений взять  на себя, в случае вхождения  на рынок, обеспечение такого  же объема спроса, что и доминирующая фирма, при использовании аналогичных технологий;

- потенциальные фирмы-новички  оценивают выгодность входа на рынок по ценам, которые установлены доминирующими фирмами. Фирмы-новички понимают, что в соответствии с кривой рыночного спроса при расширении объемов выпусков цены должны снижаться. Тем не менее, они считают, что успеют войти на рынок, получить свою прибыль и выйти (не допустив возникновения безвозвратных затрат) до того, пока доминирующая фирма успеет отреагировать и изменить соответствующим образом цены.

Такая конструкция расширяет  принятые в неоклассической модели совершенной конкуренции аксиомы поведения, связанные с возможностями входа и выхода, и позволяет анализировать конкурентные отношения для малого числа фирм, исследовать случаи однопродуктового и многопродуктового выпуска, оценивать устойчивость и неустойчивость различных отраслевых структур.

Монополистическая конкуренция  по Чемберлину - третий способ образования конкурентной среды, совместимой с естественной монополией и обеспечивающей доступ к монопольному рынку других фирм, конкурирующих на дифференцированном рынке продуктов (услуг) со схожими, но несколько различающимися между собой потребительскими свойствами. Попробуем пояснить принцип формирования теоретической модели подобной конкурентной среды применительно к транспорту. Пусть установлено, что многопродуктовая отрасль (например, железнодорожный транспорт) на определенном сегменте рынка является естественной монополией. Тогда в рамках модели монополистической конкуренции «погружение» данного сегмента в рынок общетранспортных услуг позволяет исследовать возможность введения конкурентов (например, работающих на автомобильном транспорте) с целью ограничения возможностей получения фирмой-монополистом сверхприбыли и достижения на транспортном рынке положения равновесия при ценах на уровне « second best». Такая модель допускает, что на определенных сегментах рынка общетранспортных услуг конкурировать с железнодорожным транспортом могут и речной, и трубопроводный. При этом может оказаться, что эффективно конкурировать между собой будут две или более отрасли (подотрасли), каждая из которых на своем сегменте рынка является естественной монополией [7, с. 32].

Для инфраструктурных отраслей возможности  введения специальных типов конкуренции как регуляторов деятельности могут быть ослаблены из-за специфических особенностей отраслей естественной монополии: значительные экстерналии и характер асимметрии информации, сетевой характер производства, жесткие технологические связи по вертикальным цепочкам, доступность для каждого индивидуума определенного уровня обеспечения услугами отрасли, общественный характер потребления продукции и услуг монопольной отрасли данного типа [15, с. 30].

Итак, сегодня известны вполне определенные, совместимые с естественной монополией типы рыночных сред, которые порождают стимулы «хорошего» поведения, т.е. дисциплинируют ее работу в социально желаемых направлениях. К таким типам рыночных сред относятся, прежде всего, конкуренция на рынках типа Демсеца, конкуренция на рынках типа contestable и монополистическая конкуренция по Чемберлину.

 

3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% — находится в частной собственности и 4,2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю [11, с. 70].

Высока доля государства и в  собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Бел-легпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель — проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно [10, с. 80].

Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

Свобода экономических субъектов  в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.

Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг (например. «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.

Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых - розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономики» в республике составляет 21-25% ВВП [13, с. 110].

Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике су шествует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Информация о работе Антимонопольная политика