Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование антимонопольной политики государства.
-Исследование сущности и последствий монополизма;
-Изучение опыта антимонопольного регулирования в развитых странах;
-Исследование антимонопольной политики в переходной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ 5
2 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ 12
3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

АнтиМонопольная политика.doc

— 176.00 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                 3

1 СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ           5

2 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ            12

3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ             16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                     30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ               32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Монопольная власть обусловлена  экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти.

При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве или на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и, тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том, что, будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.

В республике и в настоящее время  доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов.

Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах.

Поэтому тема данной курсовой работы: «Антимонопольная политика государства» в настоящее время является актуальной.

Целью данной работы является исследование антимонопольной политики государства.

-Исследование сущности  и последствий монополизма;

-Изучение опыта антимонопольного регулирования в развитых странах;

-Исследование антимонопольной  политики в переходной экономике.

В соответствии с этими  задачами курсовая работа разбита на три главы, в которых предпринимается  попытка эти задачи решить. Кроме  этого в структуру работы входит введение, в котором обосновывается актуальность данной темы, ставится цель и задачи исследования, и заключение, в котором делаются общие выводы по работе.

При написании работы использовался широкий круг периодической  литературы, в том числе: Вопросы экономики, Предпринимательство в Белоруссии, Директор, ЭКО, Белорусский экономический журнал и другие издания.

Особо следует выделить статьи: Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике, Монополистов станет меньше: Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь, оказавшие существенную информационную помощь при написании третьей главы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ  И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ

 

Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Современная технология в некоторых отраслях такова, что  эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. При данном рыночном спросе достижение низких за

трат на единицу продукции  и, следовательно, низких цен единицы  продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность являются несколькими из многих отраслей тяжелой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно одинаковые доли рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь небольшой или не будут иметь никакого шанса для выживания и расширения. Потому что, являясь мелкими предприятиями, они не в состоянии получить экономию на издержках и, следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Новые конкуренты в базовых сталелитейной и автомобильной отраслях не появятся в результате успешного функционирования и расширения небольших производителей "с задворок отрасли". Они просто будут недостаточно эффективны, чтобы выжить. Другой вариант — войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы приобрести оборудование. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным [9, с. 133].

В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования — электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи — могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило.

Было бы чрезвычайно  расточительно для общества иметь  несколько фирм, снабжающих водой или электричеством. Технология в этих отраслях такова, что требуются большие постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Эта проблема обостряется тем, что капитальное оборудование должно быть пригодным, чтобы удовлетворять пиковым нагрузкам. Эти большие постоянные издержки означают, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются с числом кубических метров воды или киловатт-часов электроэнергии, поставленных каждой фирмой. Присутствие нескольких поставщиков воды и электроэнергии поделило бы весь рынок и сократило бы продажи каждого конкурента. Каждая фирма была бы отжата выше ее понижающейся кривой средних издержек. Фирмы стали бы использовать не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции и, следовательно, тарифы на электричество и воду были бы неоправданно высоки. Вдобавок конкуренция могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной. Например, присутствие нескольких телефонных компаний в городе могло бы повлечь за собой неудобство иметь несколько телефонов и несколько телефонных книг, не говоря о нескольких телефонных счетах, чтобы обеспечить связь со всеми другими постоянными жителями того же самого города [4, с. 30].

Естественные монополии  имеют низкие предельные издержки и считают выгодным расширять производство. В результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания. Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги [2, с. 10].

Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство будет обычно предоставлять исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является регулируемая или государственно-организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках [3, с. 92].

Правительство зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создает также легальные барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензии.

Вступление в отрасль  или род деятельности могут быть ограничены путем выдачи лицензий.

Собственность на важнейшие  виды сырья может быть использована монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

Соперники фирмы могут  быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными приемами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции теперь являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше чем исторический интерес. Например, хотя законодательство запрещает снижение цен, направленное для ослабления конкуренции, сложно на практике провести различие между законной ценовой конкуренцией, основанной на преимуществах в издержках, и ценовой конкуренцией, предназначенной для того, чтобы сделать банкротами соперников.

В зависимости от характера  и причин возникновения различают  следующие виды монополистических объединений:

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию. Естественной монополией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно  причислить формы монополизации, как  бы защищенные от конкуренции:

а) патентная система. Закон устанавливает, что выданный физическим

и юридическим лицам патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на их использование. Данный закон регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

б) авторские права. Закон  регулирует отношения, связанные с  созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права);

в) товарные знаки. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое  отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод. Искусственная монополия преднамеренно меняет структур рыночного пространства в своих интересах:

создает барьеры для  вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т.п.);

создает очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень  технологи и производства;

применяет более крупный  капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства;

теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии выступают  в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна [14, с. 30].

Картель — союз нескольких предприятий  одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Информация о работе Антимонопольная политика