Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:20, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики Республики Казахстан.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;
Дать анализ состояния инфляции;
Рассмотреть необходимость совершенствования мероприятий по предупреждению инфляции в Казахстане.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность, типы и показатели инфляции
1.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Механизм адаптационных ожиданий
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан
2.2 Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наглядно
цены на продовольственные товары в
сентябре 2008г. по сравнению с сентябрем
2007г. выросли на 23,7% представлены в
Таблице – 1.
Таблица -1 Рост цен в 2008 г. %
|
На
рынке продовольственных
Прирост цен на жилищно-коммунальные услуги составил 1,5%. Тарифы за электроэнергию выросли на 3,1%, газ сжиженный - на 6,3%, сбор мусора - на 1,2%, водоснабжение - на 1,1%, отопление центральное - на 0,9%, канализацию - на 0,3%. Услуги образования подорожали на 5,7%, пассажирского транспорта - на 1,5%, парикмахерских - на 1,4%, медицинских учреждений - на 1,2%, культуры - на 0,8%, ресторанов и гостиниц - на 0,7%.
Индекс
потребительских цен, характеризующий
уровень инфляции, показывает изменение
цен на товары и услуги, приобретаемые
населением для личного потребления. Набор
товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация
цен производится по выборочной сети предприятий
торговли и сферы услуг различных форм
собственности во всех областных центрах,
столице и определенному кругу городов
и районных центров. Используемая для
агрегирования система весов в части их
расходов рассчитывается на основании
материалов обследований домашних хозяйств
за предшествующий год. С января 2008 года
при построении ИПЦ используется обновленная
схема взвешивания. Доля продовольственных
товаров составляет 39,4%, непродовольственных
- 32,3%, платных услуг - 28,3%[10].
Таблица -2 Прожиточный минимум на душу населения в Республике Казахстан в сентябре 2008г.
тенге
|
Прожиточный минимум на душу населения в Республике Казахстан в сентябре 2008г. составил 13 183 тенге, по сравнению с декабрем месяцем 2007 г. данный показатель вырос на 122,4 %. Что касается социально-демографические группы, то на детей, до 13 лет приходится – 11 535 тенге, тогда как трудоспособное население, старше 18 лет приходится 15525 тенге, на пенсионеров и пожилых людей – 12159 тенге.
Индекс потребительских цен в декабре 2007 года к декабрю 2006 года составил 118,8 процентов. При этом инфляция 2007 года (18,8 процента) побила все рекорды десятилетнего существования Республики Казахстан.
Таким образом, уровень инфляции по итогам 10 месяцев 2008 г понижен до 8,8%.[11]
Надо разграничивать среднегодовую инфляцию и показатель декабря к декабрю. Обычно в последние два года было так, что среднегодовая у нас была выше показателя декабрь к декабрю. А в этом году, , произойдет обратный случай. Вот декабрь к декабрю у нас будет ближе к 9%, а среднегодовая - 8,5%. инфляция в Казахстане в июле 2007 г. составила 0,9% против 0,8% в июне. Вместе с тем, инфляция в годовом выражении (июль 2007 г. к июлю 2006 г.) составила 8,8%, среднегодовая (январь-июль 2008 г. к январю-июлю 2007 г.) - 8,1%. Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2006 г. составила 8,6%[12]. Уровень инфляции за 10 месяцев текущего года составил 8,8%,что соответствует годовому прогнозу не более 10%. На протяжении 2009-2010 годов будет наблюдаться не необоснованный рост цен, а скорее, их падение. По итогам 2008 года инфляция в Казахстане составила 9,5% в годовом исчислении. Кроме того, финансовый кризис в Казахстане связан с ростом инфляции. По официальным данным, в мае 2008 года инфляция в РК составила 19%, а по неофициальным (по основной группе товаров и услуг) - 40%. Уровень инфляции в Казахстане в 2009 году составит 11%
Уровень инфляции в Республике Казахстан в сентябре 2009 года
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике уровень инфляции в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года составил 4,7%, что на 3,4 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года (8,1%).
В
структуре ИПЦ лидером прироста
цен в сентябре 2009 года к декабрю
2008 года стали непродовольственные
товары, которые подорожали на 6,9% (по
сравнению с 6,1% за аналогичный период
прошлого года). Платные услуги составили
5,8% (9,1%). Рост цен на продовольственные
товары составил 2,4%, что на 6,5 процентных
пункта ниже, чем за аналогичный период
прошлого года (8,9%).
Рис. 2. Уровень инфляции и рост цен на составляющие ИПЦ в сентябре 2009 года, в % к декабрю предыдущего года
Из продовольственных товаров в сентябре текущего года к августу прирост цен отмечен на сахар – 6,0%, яйца – 3,4%, масло подсолнечное – на 1,3%, рыба и морепродукты – на 0,7%, молоко свежее – на 0,6%, рис – на 0,5%. Имело место снижение цен на фрукты и овощи – на 6,0%, муку пшеничная – на 1,0%, мясо баранины – 0,5%. [12]
В группе непродовольственных товаров больше всего подорожал бензин – на 5,6%, медикаменты – на 0,8%, одежда и обувь – на 0,4%, предметы домашнего обихода – на 0,3%. Дизельное топливо стало дешевле на 0,7%.
В
составе платных услуг в
Индекс потребительских цен в сентябре 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,4%.
цены на продовольственные товары снизились на 0,3%;
непродовольственные товары подорожали на 0,7%;
прирост
цен и тарифов на платные услуги
составил 1%.
Рис. 3. Уровень инфляции в 2008 – 2009 годах, в % к предыдущему месяцу
В
среднегодовом выражении
В
региональном разрезе в сентябре
2009 года к декабрю 2008 года наибольший
уровень инфляции, превышающий
Рис. 4. Уровень
инфляции в разрезе регионов в сентябре
2009 года к декабрю 2008 года, %
2.2
Направления антиинфляционной
Оценивая
характер антиинфляционной политики,
можно выделить в ней два подхода. В рамках
первого подхода (его разрабатывают представители
современного кейнсианства) предусматривается
активная бюджетная политика – маневрирование
государственными расходами и налогами
в целях воздействия на платежеспособный
спрос. При инфляционном, избыточном спросе
государство ограничивает свои расходы
и повышает налоги. В результате сокращается
спрос, снижаются темпы инфляции. однако
одновременно ограничивается и рост производства,
что может привести к застою и даже кризисным
явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения
спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен,
осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов, понижаются
налоги. Низкие налоги устанавливаются
прежде всего в отношении получателей
средних и невысоких доходов, которые
обычно немедленно реализуют выгоду. Считается,
что таким образом расширяется спрос на
потребительские товары и услуги. Однако
стимулирование спроса бюджетными средствами,
как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е
гг., может усиливать инфляцию. К тому же
большие бюджетные дефициты ограничивают
правительственные возможности маневрировать
налогами и расходами. Второй подход рекомендуется
экономистами неоклассического направления,
выдвигающими на первый план денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко воздействующее
на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования
проводится формально неподконтрольным
правительству Центральным банком, который
изменяет количество денег в обращении
и ставку ссудного процента, воздействуя
таким образом на экономику. Иными словами,
эти экономисты считают, что государство
должно проводить дефляционные мероприятия
для ограничения платежеспособного спроса,
поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное поддержание занятости
путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над
инфляцией. Современная рыночная экономика
инфляционна по своему характеру, поскольку
в ней невозможно устранить все факторы
инфляции (бюджетный дефицит, монополии,
диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные
ожидания населения и предпринимателей,
переброс инфляции по внешнеэкономическим
каналам и др.). В связи с этим очевидно,
что задача полностью ликвидировать инфляцию
нереальна. Видимо, поэтому многие государства
ставят перед собой цель сделать ее умеренной,
контролируемой, не допустить разрушительных
ее масштабов.[13]Фискальная политика –
это манипулированием государственным
бюджетом (правительственными расходами
и налогообложением) для достижения выдвинутых
целей увеличения производства и занятости
или снижения инфляции. Рассмотрим дискреционную
сдерживающую фискальную политику, под
которой понимается сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами
с целью контроля над инфляцией. Она включает
в себя: (1) уменьшение правительственных
расходов, или (2) увеличение налогов, или
(3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях
наблюдается сокращение равновесного
чистого национального продукта. Либеральные
экономисты, которые считают, что государственный
сектор должен быть расширен, для того
чтобы компенсировать разнообразные погрешности
рыночной системы, могут рекомендовать
ограничение совокупных расходов в период
роста инфляции за счет увеличения налогов.
Консервативные экономисты, считающие,
что государственный сектор излишне раздут
и неэффективен, могут выступать за сокращение
совокупных расходов в период роста инфляции
за счет сокращения государственных расходов.
Активная фискальная политика, направленная
на стабилизацию экономики, может опираться
как на расширяющийся, так и на сокращающийся
государственный сектор. В некоторой степени
необходимые изменения в относительные
уровни государственных расходов и налогов
вводятся автоматически. Эта так называемая
автоматическая, или встроенная стабильность
не включена в рассмотрение дискреционной
фискальной политики. Если налоговые поступления
колеблются в том же направлении, что и
ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют
тенденцию автоматически появляться во
время экономических подъемов, будут содействовать
преодолению возможной инфляции. Налогово-бюджетная
политика и инфляция. Фискальная политика
может сыграть позитивную роль в борьбе
с инфляцией. Предотвращение прогнозируемой
инфляции. Экономическая система какое-то
время находится в состоянии равновесия
в точке Е1 (реальный объем производства
поддерживается на естественном уровне).
Проект государственного бюджета на будущий
финансовый год пессимистичен: по мнению
экспертов, вероятно усиление инфляционных
моментов, которое обусловливается предполагаемым
ростом следующих компонентов совокупного
спроса: резким повышением спроса на экспортные
товары, бума потребительских расходов,
повышением уровня планируемых инвестиций
и затрат. Без принятия неотложных мер
такое положение вещей сдвинет экономическую
систему вправо - вверх (т.е. вызовет движение
вдоль кривой совокупного предложения
АS1 к точке Е2). Результатом явится общее
повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост
инфляции на этом не закончится. Общий
рост цен на товары и услуги заставит фирмы
со временем изменить свои ожидания относительно
заработной платы и цен на привлекаемые
факторы производства и другие ресурсы.
Вследствие этого на краткосрочных временных
интервалах кривая совокупного предложения
сместится вверх в положение АS2. Когда
реальный объем производства вновь упадет
до своего естественного уровня, уровень
цен будет продолжать увеличиваться до
тех пор, пока не достигнет состояния нового
долгосрочного равновесия Р3. Использование
«сдерживающей» налогово-бюджетной политики
– один из путей устранения угрозы инфляции.
Государственный бюджет на следующий
год может быть составлен таким образом,
чтобы сокращение объема государственных
закупок и заказов сочеталось с увеличением
чистых налогов, компенсируя ожидаемое
оживление совокупного спроса в частном
секторе экономики. Правильное сочетание
сокращения объема государственных заказов,
трансфертных платежей и повышения налогов
удержит кривую совокупного спроса в желаемом
положении АD1, а экономическую систему
– в состоянии стабильности. Изменения
уровня цен. Повышение уровня цен также
воздействует на обе части государственного
бюджета – доходную и расходную. При неизменном
уровне реального объема производства
повышение цен увеличивает номинальные
государственные (федеральные) доходы
от налогов. Там, где налоговые ставки
не индексируются, т.е. не изменяются автоматически
при изменении темпов инфляции, инфляция
также может вызвать увеличение доходов
от налогов. (Классический пример – федеральный
подоходный налог. Однако подоходные налоги
в экономической практике США ныне индексируются
и не ложатся дополнительным бременем
на плечи налогоплательщиков). В то же
время повышение уровня цен увеличивает
номинальные расходы. Это происходит отчасти
потому, что большинство трансфертных
программ не индексированы в зависимости
от роста стоимости жизни, отчасти – так
как инфляция поднимает цены на товары
и услуги, приобретаемые правительственными
органами в рамках госзаказа. Заметим,
что некоторые виды государственных закупок
«проходят» по статьям бюджета в номинальной
величине. Такое положение вещей приводит
к тому, что номинальное увеличение расходов
будет меньше необходимого при росте уровня
цен, так что реальные расходы снизятся.
Если все статьи бюджета индексируются
, то повышение уровня цен никак не влияет
на реальный дефицит государственного
бюджета. На практике бюджет индексирован
далеко не полностью, вследствие чего
номинальные размеры налогов как в абсолютном,
так и в процентном отношении растут быстрее,
чем номинальные величины государственных
закупок и затрат. Таким образом, повышение
уровня цен при прочих равных условиях
сокращает номинальный объем дефицита
государственного бюджета, а в реальных
переменных это сокращение еще более значительно.
Изменение процентных ставок. Рост номинальных
процентных ставок увеличивает реальные
расходы на погашение государственного
долга. Это увеличение лишь частично компенсируется
увеличением номинальных доходов государственных
органов от повышения норм процента и
банковских учетных ставок. Так что в целом
повышение номинальных процентных ставок
увеличивает как реальный, так и номинальный
бюджетный дефицит. Проблемы фискальной
политики: Временной лаг распознавания.
Проходит некоторый промежуток времени
между началом инфляции и тем моментом,
когда происходит сознание этого факта.
Административная задержка. Колеса правительства
часто крутятся довольно медленно.[14,C.32]
MV
= PQ,
где М – предложение денег,
V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;
P
– уровень цен или, точнее,
средняя цена, по которой продается
каждая единица физического
Q
– физический объем
Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, Монетаристы считают скорость обращения денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ). Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен. Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен.[15].Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП. С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или влево главным образом в результате соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП. Данный вывод следует из предположения, что если Центральный банк придерживается монетарного правила, то объем производства в экономике все время находится на уровне почти полной занятости. Если те, кто делают политику, попытаются использовать стабилизационные меры, их усилия окажутся напрасными. В результате смещения кривой совокупного спроса с AD1 к AD2 мы получаем скромный рост реального объема производства, но значительный рост уровня цен. За очень скромное увеличение объема производства и занятости экономика платит высокую цену в виде инфляции. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Экономисты признали также, что фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен – реальное производство. Некоторые экономисты убеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и следовательно, усиливают стимулу к труду. [16,C.61]. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов. Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий) трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек. Сторонники теории экономики предложения считают, что существование большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду. Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобы быть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике. Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду. Сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее. Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. [17].
Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Каазахстан