Антиинфляционная политика Республики Каазахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики Республики Казахстан.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;
Дать анализ состояния инфляции;
Рассмотреть необходимость совершенствования мероприятий по предупреждению инфляции в Казахстане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность, типы и показатели инфляции
1.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Механизм адаптационных ожиданий
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан
2.2 Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

kursovaya econom.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

     Умеренный прирост заработной платы в 1999году (на 2% для промышленных рабочих и 3% для служащих) вроде бы является одним из свидетельств отсутствия перегрева экономики. Вместе с тем существуют значительные различия между отраслями. Как уже указывалось, инфляция сохраняется на низ-ком уровне. Это характерное для последних лет явление во многом объясняется глубоким кризисом начала 90 годов, который привел к появлению крупных свободных ресурсов в стране. Высокая безработица как следствие кризиса сдерживала рост заработной платы. Установленные Рискбанком инфляционные рамки снизили инфляционные ожидания населения. Отмечающийся ныне рост цен отражает главным образом административные повышения тарифов и удорожание нефти.

     Рост  цен сдерживается также возросшей  конкуренцией, дерегулированием расценок в области телекоммуникаций и  энергоснабжения. За последний год  цены на продукцию и услуги в сфере телекоммуникаций снизились почти на 9%. Возросшая конкуренция, а также возможность импорта напрямую (без лишних посредников) позволили домашним хозяйствам приобретать легковые автомобили по более низким ценам, чем в предыдущем году. Однако при всех имеющихся успехах инфляцию хоронить еще рано. До сих пор экономика не достигла стадии полного использования производственных ресурсов и не прошла проверку на сопротивляемость инфляции.

     Экспорт рос высокими темпами, поскольку  последствия азиатского кризиса преодолевались быстрее, чем ожидалось. Во второй половине года заметно улучшилось положение экспортных отраслей промышленности в результате повышения спроса в странах ЕС и сохранения высоких темпов экономического роста в США.

     Положительную роль сыграли структурные сдвиги и упор на новую продукцию. Наиболее быстро росла доля фармацевтической продукции, составляющей уже 5% совокупной стоимости шведского экспорта. 60% экспорта фармацевтических товаров идет в страны ЕС, 11% - в США. Зато заметно сократился их экспорт в азиатские страны.

     В импорте почти половину стоимости  составляют сырье и полуфабрикаты, 30% - инвестиционные и свыше 20% - потребительские  товары. Незначительное увеличение импорта (на 55) можно объяснить использованием запасов, относительно низкой инвестиционной активностью, а также заметным сокращением импорта домашних компьютеров по сравнению с 1998годом. Тогда многие предприятия воспользовались возможностью предложить своим сотрудникам арендовать домашние компьютеры с налоговой скидкой.

     Несмотря  на значительный рост личного потребления, импорт потребительских товаров  вырос лишь на 1% (в 1998 году –на 11%). Это  связано с успехами отечественных  производителей. Например, покупка  легковых автомобилей населения  за первые три квартала 1999 года увеличилась на 34%, а их импорт возрос лишь на 13%.

     Регистрация новых иностранных автомашин  выросла на 11%, а автомашин «Вольво» и «СААБ» удвоилась главным образом благодаря выпуску новой модели «Вольво S80». В 1999 году торговый баланс страны был сведен с положительным сальдо в 130 млрд. крон, а платежный баланс - в 50 млрд. Условия торговли, то есть соотношение экспортных и импортных цен, ухудшились, прежде всего, из-за роста цен на нефть и нефтепродукты.

     Кроме того, снизился курс кроны, что привело к удорожанию импорта. Экономический рост последних лет обеспечивался главным образом внутренним спросом. В 1999 году личное потребление увеличилось на 4,3%. Этому способствовали значительный рост реальных располагаемых доходов, увеличение занятости, повышение уверенности населения в будущем и низкая инфляция. Создались условия для некоторого повышения нормы сбережения, снизившейся в 1999 году до 2,1%. Кроме того, низкие процентные ставки способствовали увеличению инвестиций и росту цен на недвижимость.

     Капиталовложения  в 1999 году увеличились на 8% , но при  этом в промышленности лишь на 0,6%. Снизились  инвестиции в пищевую, лесную и целлюлозно-бумажную отрасли. В химической промышленности они, напротив, увеличились на 30%.

     Продолжает  быстро расширяться жилищное строительство (правда, этот рост начался с весьма низкого уровня) – примерно на 15% в 1999 году. Объем нового жилищного строительства за первые девять месяцев года на 45% превы-сил уровень того же периода 1998 году.

     Успешное  развитие экономики позволило перенести внимание с государственных финансов и сбалансированности бюджета на более долгосрочные проблемы. Прежде всего, это – положение на рынке труда и динамика заработной платы. Снижены предельные ставки налогов, что должно увеличить предложение рабочей силы, повысить стимулы к труду и уровень образования, а также снизить утечку квалифицированной рабочей силы за границу.

     Таким образом, сохраняются хорошие предпосылки  для дальнейшего экономического роста.

     Профицит  госбюджета составил в 1999 году 2%, государственные расходы не превышают запланированных затрат. Бюджетно-финансовая политика государства направлена на то, чтобы стабилизировать такое положение, ибо высокая конъюнктура не вечна. Должны существовать такие «пределы безопасности», в рамках которых можно противостоять очередному спаду при помощи активной бюджетно-финансовой политики.

     Кроме того, необходимо сокращать размер государственного долга, который на начало 2005 года составлял 1374 млрд. крон. В 1999 году только на выплату процентов  потребовалось 90 млрд. крон. В рамках Программы экономической стабильности и роста ЕС Швеция взяла на себя обязательства поддерживать примерный баланс в сфере государственных финансов.

     В Норвегии в 1999 году после шести лет  высоких темпов развития экономики  прирост ВВП составил лишь 1,3%. В обрабатывающей промышленности сокращение производства началось еще в третьем квартале 1998 года. Его основные причины - нехватка рабочей силы, значительный прирост заработной платы, высокие процентные ставки, низкая мировая конъюнктура и слабая ди-намика внутренних инвестиций.

     В 1999 году произошло падение объема капиталовложений из-за значительного  их сокращения в нефтегазовую промышленность, а также снижения цен на нефть  в 1998 году. Это неблагоприятно отразилось на обрабатывающей промышленности, специализирующейся на нефтяном и газовом оборудовании для месторождений на континентальном шельфе. К этому добавилось снижение конкурентоспособности норвежской продукции на мировых рынках, связанное со значительным ростом заработной платы в течение предшествовавших лет экономического бума. В 1999 году положение на рынке труда несколько ухудшилось и число безработных увеличилось. Это относится, прежде всего, к традиционным отраслям обрабатывающей промышленности. Инфляция сохраняется на низком уровне. Ожидается, что ухудшение конъюнктуры продлится недолго и в 2005 году ситуация улучшится, а ВВП возрастет на 3%. Однако уровень нефтедобычи приблизился к максимуму и инвестиции в эту отрасль начнут значительно сокращаться. Такое развитие событий отражает неустойчивость цен на нефть.

     В 1999 году в Дании после шести  лет высоких темпов экономического роста активность на внутреннем рынке  снизилась. Это стало результатом  жесткой кредитно-финансовой политики в сочетании с повышением процентных ставок и падением оптимизма потребителей. ВВП страны увеличился лишь на 1.6%. Торговый и, следовательно, платежный баланс значительно улучшились благодаря повышению спроса на мировых и снижению курса датской кроны. Вследствие роста процентных ставок и ужесточения кредитно-финансовой политики сократились инвестиции в жилищное строительство. Напротив, возрастали капиталовложения в машины, оборудование и транспортные средства. В течение года заметно выросли потребительские цены в результате повышения цен на энергию и ослабления национальной валюты. Инфляция составила около 2.5%.

     В обществе продолжались дискуссии о  возможном вступлении страны в Европейский  валютный союз. Дата референдума по этому вопросу, возможно, будет назначена  на съезде Социал-демократической партии. Считается, что референдум произойдет не ранее начала 2006 года. Предполагается, что Дания станет членом ЕВС в 2002 году, еще до того, как она займет пост председателя ЕС летом того же года.

     В 1999 году в Финляндии продолжался  бурный экономический рост. ВВП увеличился на 3,5% (в среднем в 1995-1999 году его годовой прирост составлял 4,7%). При этом в связи с улучшением мировой экономической конъюнктуры основной движущей силой роста экономики стал не только внутренний спрос, но и экспорт.

     Личное  потребление в 1999 году вновь возросло, чему способствовали повышение реальной заработной платы в результате низких процентных ставок в Европе и низкая инфляция.

     Положительное воздействие на личное потребление  оказало и обещанное снижение подоходного налога. Продолжали увеличиваться инвестиции в жилищное строительство. Этому благоприятствуют такие важные факторы, как общий рост внутреннего спроса и перемещение сельского населения в города. Прирост государственного потребления оставался весьма скромным.

     В 1999 году улучшилась конъюнктура на мировых рынках для продукции таких отраслей финской промышленности, как электронная, лесная, металлургия и машиностроение. Основную роль в успешном развитии экспорта продолжает играть расширение телекоммуникаций отрасли. Инфляция в 1999 году составила примерно 1%. Столь низкая цифра отражает прежде всего незначительный рост цен на продовольственные товары и низкие процентные ставки по ипотичному жилищному кредиту. Если в 1998 году прирост этих двух позиций в индексе цен на продовольственные товары составил 0,6% при совокупной годовой инфляции 1,4%, то в 1999 году – лишь 0,2-0,3%. Но с 2005 года положительное воздействие этих факторов ослабло из-за повышения процентных ставок в ЕС и цен на недвижимость внутри страны. Кроме того, сказалось подорожание нефти и сырьевых товаров.

     инфляция  казахстан правовой антиинфляционный2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 

     2.1 Правовые основы регулирования  инфляционных процессов 

     В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для эффективной деятельности как хозяйствующих субъектов, так и потребителей. В силу этого правовое регулирование ценообразования и ценовая политика государства являются первостепенными в решении экономических и социальных задач, включая ограничение инфляции.

     В соответствии с Конституцией РК основы ценовой политики находятся в  исключительном ведении РК, что требует  принятия федерального закона, определяющего  ее основные принципы. Законодательного определения порядка установления и регулирования цен уполномоченными на то государственными органами требует также Гражданский кодекс РК.

     В настоящее время государственная  политика цен и порядок ценообразования  регламентированы в сфере естественных монополий. Кроме того, под государственным контролем находятся цены на продукцию оборонного значения и протезно-ортопедические изделия, оплата населением жилья, коммунальных, ритуальных и социальных услуг, надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, платные медицинские и санитарно-эпидемиологические услуги, цены на продукты детского питания и некоторые другие.

     Отсутствие  единого закона о ценообразовании  «компенсируется» множеством других законов  и подзаконных актов. Это более 30 законов, десятки указов президента и постановлений Правительства РК, а на региональном уровне они дополняются постановлениями (распоряжениями) субъектов РК и органов местного самоуправления. Во всем этом сложно разобраться даже специалисту.

     Еще тяжелее обстоят дела с правообеспечением  контроля за регулируемыми государством ценами. В последнее время президент страны и ряд политических деятелей не раз выражали озабоченность ростом цен на социально значимые товары, в первую очередь медикаменты. Однако в сфере ценообразования на важнейшие виды продукции, а также социально значимую продукцию (услуги) полностью отсутствует нормативная регламентация контроля за исполнением законодательства, а органы контроля за ценами, действующие во всех субъектах РК, не имеют никаких полномочий по проведению проверок, санкций за нарушение регулируемых государством цен.

     Единственный  действующий в настоящее время  правовой акт — Указ Президента РК, в соответствии с которым к  предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном  регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Нормы же, определяющие понятие правонарушения в сфере регулирования цен и порядок применения санкций, отсутствуют. Поскольку взыскание штрафов может производиться только по решению суда, а органы контроля, не имея законодательного статуса, лишены права предъявления в суд исков в защиту государственных интересов, большая часть выявленных нарушений остается безнаказанной.

Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Каазахстан