Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………….4
1.Сущность антиинфляционной политики в условиях рыночной
Экономикой…………………………………………………………………………5
1.1. Кейнсианское направление антиинфляционной политики…………………7
1.2. Монетаристское направление антиинфляционной политики………………8
2. Опыт реализации антиинфляционной политики в странах с
рыночной экономикой (на примере Израиля)…………………………………….11
3. Необходимость и особенности реализации антиинфляционной политики
в РБ………………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Приложение 1……………………………………………………………………….27
Приложение 2……………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика .doc

— 292.00 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что постоянное увеличение предложения денег на одну и ту же величину не будет влиять на равновесное состояние реальных переменных. Однако при изменении темпа роста предложения денег равновесное положение реальных переменных также будет меняться.

     Следует отметить  также и другие издержки инфляции. При значительных темпах инфляции фирма в основном расходует свои ресурсы не на увеличение эффективности производства или на маркетинг:

она расходует их на правильное ведение финансовых дел. Даже самая эффективная фирма в условиях 10—20% месячной инфляции станет банкротом, если она не будет вести как следует свои финансовые дела. Таким образом, в условиях высокой инфляции на первое место в любой фирме выходит финансовый отдел. Кстати, именно из-за этого фактора в последние годы резко возрос спрос на квалифицированных финансовых работников у нас в Беларуси. Также именно в связи с высокой инфляцией в 90-е годы в Беларуси очень быстрое развитие получили коммерческие банки.

     Но все же  издержки инфляции в Израиле  существовали. Но оценить их представляется достаточно сложным делом. В начале 80-х годов в Израиле наблюдался резкий рост банковской активности, причем он оценивался примерно в 1—2% ВВП. Это означает, что большую часть роста ВВП в начале 80-х годов можно отнести за счет роста банковского сектора. Если рассматривать предложение Саймона Кузнеца о том, что услуги банковского сектора являются не конечным, а лишь промежуточным продуктом, функцией которого является уменьшение трения в производственной сфере, а не чистый вклад в конечное потребление, тогда мы можем считать дополнительные ресурсы, используемые банковским сектором, издержками сферы обращения, возникшими в связи с инфляционным процессом. Или, если процитировать Дэвида Юма, «Деньги не являются колесами торговли: они являются тем маслом, которое делает движение колес более легким». И высокая инфляция вынуждает использовать больше масла для этого.

     Еще  один важный вопрос: зачем инфляция  нужна правительству? В качестве  ответа обычно цитируют работу  Дж. М. Кейнса «Трактат о денежной реформе», в которой говорится, что инфляция есть налог: государство печатает избыточные деньги, стоимость денег, находящихся на руках у населения, падает, и, таким образом, эта стоимость перераспределяется от населения к государству. Однако этот ответ неприменим в отношении израильской инфляции, так как именно в период инфляции в Израиле (конец 70-х — начало 80-х годов) правительство выдавало значительные кредиты как фирмам через различные программы помощи предпринимателям, так и населению для строительства жилья. Таким образом, получалось, что доход от печатания денег был даже отрицательным для государства. Почему же тогда правительство продолжало печатать деньги?

     Здесь  хотелось бы обратиться к Дону  Патинкину и напомнить, что так называемая «экономическая наука», «экономикс», раньше называлась «политической экономией». Поэтому естественно, что некоторые экономические явления необъяснимы с точки зрения одной лишь экономики: иногда необходимо привлекать политику для объяснения экономических явлений. При таком рассмотрении инфляцию можно объяснить как результат влияния на министра финансов различных лоббистских групп в экономике (например, профсоюзов, ВПК и т. д.). В результате отсутствия сплоченности правительства и отстаивания каждым министерством своих интересов возникает избыточное давление на министра финансов различных групп интересов. Если министр финансов не чувствует твердой поддержки премьер-министра или президента, то результатом этого является либо отставка министра финансов, либо его уступка лоббистам. В случае же отставки происходит назначение менее жесткого министра финансов, который, дабы не повторять опыт предшественника, вынужден уступать интересам различных групп.

     И наконец,  поговорим о самой стабилизационной программе. К июню 1985 г. у самых широких слоев израильской публики возникло настроение остановить инфляцию. Оно было связано с резким падением курса шекеля по отношению к доллару и катастрофическим сокращением валютных запасов страны. Более того, все увеличивающаяся инфляция вынудила фирмы откладывать уплату налогов, что' значительно уменьшило денежные поступления в казну.

     В начале  июня 1985 г. был создан специальный  комитет, состоявший как из представителей академической среды, так и из правительства. Он представил правительству программу жестких мер, затрагивающих одновременно кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, а также проблемы платежного баланса страны, фиксации заработных плат и доходов населения.

     Комитет решил зафиксировать обменный курс шекеля по отношению к доллару. На это были 2 причины: во-первых, ежедневные публикации растущего курса доллара стали для публики мерой инфляции, и стабилизация этого курса повысила бы доверие к этой программе. Во-вторых, единственной альтернативой было фиксирование номинального предложения денег. Но, как известно, стабилизация обычно сопровождается увеличением спроса на реальные запасы денежных средств, увеличением, которое трудно оценить заранее.

     При  решении вопроса, на каком уровне зафиксировать обменный курс, брались в расчет следующие факты. Во-первых, значительная часть сокращения государственных расходов приходилась в основном на уменьшение субсидий, выделяемых на основные виды продуктов (хлеб, молоко). Следовательно, одним из немедленных следствий программы был бы значительный разовый скачок в ценах, который должен был быть хотя бы частично скомпенсирован увеличением заработной платы. Соответственно, надо было провести девальвацию шекеля таким образом, чтобы потом зафиксировать обменный курс на уровне, который бы согласовался с ростом цен и заработных плат. И поскольку заработные платы индексировались с некоторым лагом по отношению к уровню цен, для успеха стабилизации было важно, чтобы после однократного повышения цен и заработных плат последние перестали бы индексироваться. Их индексация при стабилизации цен вызвала бы возобновление инфляционного процесса.

     В  соответствии с принятой стратегией  в конце июня—начале июля 1986 г.  шекель был девальвирован на 26%. В результате девальвации и значительного сокращения субсидий индекс потребительских цен в следующем месяце вырос на 27%, после чего увеличившиеся цены оказались под контролем. По мере того как контроль налаживался, индекс цен рос в течение трех следующих месяцев в среднем на 4%. Б дальнейшем в течение 1986—1987 гг. этот рост составил примерно 1,3% в месяц.

     Одной  из существенных частей стабилизационной  программы было замораживание  заработной платы. В середине  июля 1985 г. было достигнуто соглашение с Хистадрутом (всеобщим израильским профсоюзом) о том, что номинальные заработные платы должны быть подняты примерно в той же пропорции, в какой был девальвирован шекель, после чего заработные платы замораживаются на последующие 3 месяца. Другие номинальные переменные (например, объем кредитов, регулируемый банком Израиля) были также зафиксированы.

     Уже  указывалось, что достаточно зафиксировать  одну из номинальных величин для того, чтобы определить соответствующий равновесный уровень других. Но тогда возникает вопрос: зачем надо было фиксировать не только обменный курс, но и другие номинальные переменные? Дело в том, что если зафиксировать только обменный курс, то достижение равновесия другими переменными займет значительное время и не будет безболезненным. Это скорее всего привело бы к тому, что правительству пришлось бы оставить свою программу. Поясним это на примере. Итак, заработные платы в Израиле индексировались по темпам инфляции прошлых месяцев. Продолжение этой индексации на начальном этапе стабилизации вызвало бы рост реальной заработной платы, так как цены были бы уже зафиксированы, а заработная плата все еще индексировалась по старым индексам. 'Ничем не обоснованное увеличение заработной платы вызвало бы в свою очередь безработицу, что создало бы давление на правительство с целью проведения им стимулирующей кредитно-денежной политики и дальнейшей девальвации шекеля, а все это привело бы и возрождению инфляции.          

     Одним  из ключевых условий успеха стабилизационной программы было доверие к ней со стороны широкой публики. В июле 1985 г. ряд факторов был явно не в пользу создания этого доверия. В частности, по мере нарастания инфляции в начале 80-х годов правительство время от времени провозглашало новую программу борьбы с инфляцией. Эти программы предусматривали фиксирование цен и принятие политики ограничения заработной платы. Они также сопровождались заявлениями министерства финансов Израиля о его намерении сократить государственные расходы. Но одна за одной эти программы дотерпели крах.

     Тогда  возникает естественный вопрос: как, несмотря на столь неудачный опыт, израильская программа 1985 г. все же достигла успеха? Во-первых, к июню 1985 г. все увеличивающаяся инфляция создала настрой в самых широких кругах населения что-то предпринять и остановить инфляционный процесс. Во-вторых, люди поняли, что остановить инфляцию можно только путем жестких мер, они поняли важность этой программы и поверили в ее успех. Более того, факт, что американское правительство выделило под эту программу кредит в 1,5 млрд долл., повысил доверие к ней как со стороны правительства, которое должно было утвердить эту программу, так и со стороны публики.

     Может  ли успешный опыт борьбы с  инфляцией в Израиле быть применен в Беларуси? Думается, что да. Во-первых, как уже упоминалось, экономика Беларуси и Израиля имеет много общего. Как известно, в 50-х — 70-х годах Израиль был полусоциалистической страной, со всеми соответствующими атрибутами: значительной долей государственной собственности, контролем экономики со стороны государства. И период инфляции в Израиле также совпал по времени с переходом к более либеральной экономике. Во-вторых, политическая ситуация середины 80-х годов в Израиле очень схожа с нашей: существует коалиционное правительство, каждое министерство отстаивает свои интересы.

     Итак, каковы возможности применения  израильской программы у нас?  Из опыта последних лет видно,  что российское правительство  видит лишь один путь борьбы  с инфляцией — постепенное снижение ее темпов. Эта борьба продолжается уже несколько лет с переменным успехом. Фактически же происходит то, что происходило в Израиле в начале 80-х годов — инфляционный процесс продолжается, несмотря на все предпринимаемые меры. В чем была причина неудач всех предыдущих попыток остановить инфляцию? В половинчатости мер. Как только стабилизировалось предложение денег, начинали расти государственные расходы, выдавались дешевые кредиты. Периодически само же правительство устами некоторых своих членов раздувало инфляционные ожидания. Короче говоря, не было единой программы.

     Так  что же надо сделать, чтобы остановить инфляцию в Беларуси? Первый шаг, который должен быть сделан, это подготовка общественного мнения. Люди должны понять, насколько губительна инфляция для них и, в частности, для экономики Беларуси в целом. Потом должна быть опубликована сама программа. Должны пройти дискуссии в прессе, на телевидении по поводу этой программы с участием ведущих экономистов. В чем же должна состоять сама программа? Согласно системе, определяющей макроэкономическое равновесие и приведенной выше, вначале необходимо зафиксировать одну из номинальных переменных. Это может быть как обменный курс рубля по отношению к доллару, так и номинальное предложение денег (частично этот этап уже пройден — установлен валютный коридор). После определения уровня, на котором следует зафиксировать эту переменную, необходимо провести оценки тех уровней, на которых должны будут зафиксироваться остальные номинальные переменные. Основываясь на этих оценках, следует зафиксировать переменные на данных уровнях. Причины, почему это стоит сделать, приведены выше. Если при этом будет резко сокращен бюджетный дефицит и будут проведены другие подобные стабилизирующие меры, а также при поддержке программы со стороны МВФ, у нее будет много шансов оказаться успешной. Единственное отличие израильской инфляции от белорусской— это присутствие в нашей инфляции значительной доли инфляции издержек. Соответственно российская программа должна быть скорректирована в связи с этим. Одновременно с денежной реформой необходимо стабилизировать финансовую и банковскую системы с целью минимизировать влияние кризиса неплатежей, а также попытаться исключить другие причины инфляции издержек.

     Итак, опыт Израиля является, безусловно, очень важным для белорусской экономики. В борьбе с инфляцией нет смысла изобретать что-то новое; надо лишь умело использовать опыт других стран. [25; с. 61]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Если под  инфляцией подразумевать устойчивый и непрерывный рост цен, вызванный  избытком денег по отношению к  выпуску продукции, то, развивая производство и поощряя спрос, экономика могла  бы переварить большее количество денег. Какие же мероприятия проводятся в Республике Беларусь с целью снижения инфляции? Чтобы ответить на этот вопрос следует более подробно остановиться на рассмотрении антиинфляционной политики, проводимой в стране.

В функционировании экономики и характере антиинфляционной политики Республики Беларусь с момента обретения ею государственности можно выделить 4 периода.

Первый период (1991 – 1994 гг.) характеризовался спонтанностью  и отсутствием осознанной антиинфляционной политики, вызванных глубоким экономическим шоком, который был обусловлен крушением единой системы централизованно-планового хозяйства СССР и разрывом хозяйственных связей между республиками. Растерянность управленческих работников во многом определялась отсутствием опыта самостоятельного принятия решений. Кроме того, ускорению процесса формирования парадигмы антиинфляционной политики препятствовала политическая неопределенность, связанная с затянувшимся почти на 2 года и неудавшимся в итоге процессом объединения денежных систем России и Беларуси. Проводимая в этом периоде  экономическая политика была подчинена приспособлению к новым условиям, решению задач преимущественно текущего момента. Хотя белорусский рубль был введен в обращение уже в 1992 г. и выполнял функции национальной валюты, тем не менее, официальное его признание в этом качестве произошло лишь в конце 1994 г.

Возникшая в результате развала  СССР открытость внутреннего рынка  и связанная с этим объективная  необходимость либерализации цен  инициировали процесс рыночной корректировки глобальных ценовых пропорций, которые существенно отличались от ценовых пропорций в странах  с рыночной экономикой. В результате либерализации цен огромный отложенный спрос в виде сбережений населения, который при прежней системе не находил выхода на потребительском рынке из-за хронического дефицита, практически был ликвидирован.


Эти процессы вкупе  с нарастанием политики монетарной экспансии обусловили гиперинфляцию  в 1993-1994 гг., когда цены выросли за год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990 г. до 7% в 1994 г. Обменный курс за тот же период девальвировался более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата в пересчете на доллары составляла 20-25 долл. [9, с. 59]

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь