Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………….4
1.Сущность антиинфляционной политики в условиях рыночной
Экономикой…………………………………………………………………………5
1.1. Кейнсианское направление антиинфляционной политики…………………7
1.2. Монетаристское направление антиинфляционной политики………………8
2. Опыт реализации антиинфляционной политики в странах с
рыночной экономикой (на примере Израиля)…………………………………….11
3. Необходимость и особенности реализации антиинфляционной политики
в РБ………………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика .doc

— 292.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО  «Белорусский государственный экономический  университет» 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Кафедра экономической теории и ИЭУ 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    на  тему: " Антиинфляционная политика

    и ее особенности в Республике Беларусь " 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Исполнила студентка

    2 курс. ФМК,  гр. ДМП-1     Е.А.Филютчик 
 

    Руководитель, ассистент                 М.М. Третьяк 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МИНСК 2007 
 
 
 

    РеФЕРАТ 

Курсовая  работа:  28с., 21 источник, 2 прил.

     Предметом исследования является инфляция. Объектом исследования выступает непосредственно  антиинфляционная политика государства.

      Цель  работы заключается в изучении понятия  инфляции, рассмотрении антиинфляционной политики государства и выявлении особенностей такой политики в Республике Беларусь.

      При выполнении работы использовались методы диалектической логики, приемы системного подхода, критического анализа и  синтеза, а также экономические  методы. В совокупности эти методы позволили обеспечить достоверность и обоснованность выводов.

      Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    План  курсовой работы 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат………………………………………………………………………………2

    Введение…………………………………………………………………………….4

1.Сущность  антиинфляционной политики в условиях рыночной

    Экономикой…………………………………………………………………………5

    1.1. Кейнсианское направление антиинфляционной политики…………………7

    1.2. Монетаристское направление антиинфляционной политики………………8

    2. Опыт реализации антиинфляционной политики в странах с

    рыночной экономикой (на примере Израиля)…………………………………….11

    3. Необходимость и особенности реализации антиинфляционной политики

      в РБ………………………………………………………………………………..18

    Заключение………………………………………………………………………….24

    Список  литературы…………………………………………………………………26

    Приложение 1……………………………………………………………………….27

    Приложение 2……………………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

                     Инфляцию можно  назвать болезнью денег, она трудно излечивается,  особенно если недуг  приобрёл хроническую форму. 

    Проблема  инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

    Всеми экономистами мира признается, что  инфляция является тормозом

для естественного расширения производственной активности экономики. Так нынешний экономический советник Президента России А. Илларионов пишет: "...при возрастании темпов инфляции свыше 3-4% в год возможности

экономического  роста резко ухудшаются, а при  темпах больше 100% в год

экономический рост прекращается". Если экономисты еще соглашаются, что в условиях инфляции экономика может по инерции  сохранять уровень 

производства  и даже в отдельных случаях  увеличивать дозагрузку

существующих  мощностей, то все они категоричны – в условиях высокой

инфляции модернизация и стабильный экономический подъем невозможны.

Долговременная  инфляция губительна для экономики.

    Опыт  борьбы с инфляцией показывает, что  большая часть мероприятий малоэффективна, тогда как успех в борьбе с этим явлением возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те обусловленные местом и временем явления.

    Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что инфляционные процессы в  Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

    Основной  целью данной работы является попытка  проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

    При написании работы были использованы различные источники, включая учебные  пособия, интернет и периодические издания, авторы которых достаточно фундаментально рассматривают вопросы социально-экономических последствий инфляции, проблемы антиинфляционной политики, а также определяют пути ее реализации в Республике Беларусь.  

1.СУЩНОСТЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

     Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в  определенной мере сочетать рост  цен (незначительный) со стабилизацией  доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

     Итак, как уже отмечено выше цель  антиинфляционной политики  состоит  в том, чтобы установить над  инфляцией надежный контроль  и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для достижения этой цели разработан и многократно проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования. [2; с. 501]

     Реакция  государства на разрастающуюся  инфляцию может быть двоякой:

  1. формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;
  2. выработка системы мер, способных ей противостоять. В этом случае

государство пытается погасить негативные экономические  эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное  инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

     Умеренная  инфляция (до 10% в год) не считается опасной, поэтому современные правительства в этом случае выбирают тактику не противоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.

     При  сильной инфляции, погасить которую  за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценивать величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

  1. индексация потерь доходов;
  2. компенсация потерь от инфляции.

     Коэффициент  индексации должен строиться  с учетом темпов инфляции. Поскольку  инфляция не прекращается, время  от времени приходится проводить  индексацию. Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, устранение предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Следовательно, дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются ее последствия.

     Борьба  с инфляцией имеет место лишь  тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Как известно, инфляция связана с деформацией на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

1) регулирование  совокупного спроса;

  1. регулирование совокупного предложения.

     Эволюция  рыночного мировоззрения сформировала  два направления антиинфляционной  политики: кейнсианское и монетаристское. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. КЕЙНСИАНСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
 
 

Кейнс считал, что  поднять уровень предложения  можно, создав эффективный спрос, который  для предпринимателей должен стать  внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, делают им тоже соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Таким образом спад сокращается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом растет, что приводит в конечном счете к падению цен и сокращению инфляции.

     Особенностью  кейнсианских рецептов является  углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному  бизнесу представляет собой дополнительный  государственный расход. Общественные  работы, которые Кейнс рекомендовал  в качестве условия выживаемости для безработных, так же становились дополнительными расходами.

     Дефицит  государственного бюджета как  неизбежное следствие кейнсианских  программ ни в коем случае  не должен покрываться дополнительной  эмиссией денег. Последняя –  самая разрушительная форма инфляции, ибо мгновенно распространяется и имеет самый большой сектор действия.

      Кроме, того, в странах с неразвитой  инфраструктурой экономика не  может задействовать мультипликационный  эффект любого регулятора, используемого  банком или государством, так как нет возможности использовать оздоравливающий передаточный механизм взаимодействия предприятий.

     В  начале 70-х годов инфляция приняла  острые формы, в отдельных странах  она стала перерастать в гиперинфляцию.  В этих условиях ждать, когда задействуют стимулы предложения, невозможно. Необходимы срочные, «пожарные» меры, гасящие источники инфляции. Такая политика опирается на сокращение совокупного спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь