Антиинфляционная политика и ее особенности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Основными целями данной работы являются:
рассмотреть причины и следствия инфляции;
изучить инфляционную спираль;
изучить опыт реализации антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой ;
проанализировать особенности инфляционных и антиинфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт;
выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………….………....3
1. ИНФЛЯЦИЯ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.................................................5
1.1. Инфляционные ожидания экономических субъектов...........................5
1.2. Инфляционная спираль............................................................................8
2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИООНОЙ ПОЛИТИКИ В
СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.................................................10
2.1. Опыт стран Центральной и Восточной Европы...................................10
2.2. Государственная система антиинфляционных мер.............................15
3.НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ............................................................................21
3.1. Инфляционные процессы в национальной экономике.......................21
3.2. Первоочередные антиинфляционные меры.........................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………..……….…33

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 213.00 Кб (Скачать)
  1. Принять программу по переходу цен нашей экономики на уровень цен европейских стран.
  2. Установить монетарные нормативы, пропорции, значения на уровне европейских стран.

     На  уровень инфляции может влиять так называемый инфляционный перегрев экономики, когда быстрый прирост инвестиций не вызывает адекватного увеличения текущего объёма ВВП в силу его приближения к уровню потенциального ВВП. В период инфляционного перегрева стимулирование инвестиционного процесса наталкивается на ограничения в виде дефицита ресурсов, количество которых не может быть в надлежащей степени увеличено, вследствие чего прирост инвестиций вызывает подъём общего уровня цен без адекватного приращения ВВП.

     Таким дефицитным ресурсом для Республики Беларусь, России и Украины, безусловно, является денежный капитал. Важнейшим источником инфляции в наших странах следует считать технологическую деградацию производства. В самом деле, инвестиции в стареющие технологические уклады вызывают неизбежное нарастание инфляции издержек. Каждая технология развивается по закону S-образной (ло гистической) кривой: фаза латентного (скрытого) развития, фаза резкого взлёта, приносящая значительную прибыль при сравнительно небольших затратах, и, наконец, фаза отмирания, когда технология становится неэффек-тивным объектом инвестирования.

     Поскольку инфляционные процессы в современных макроэкономических системах, как правило, имеют много причин, для их преодоления нужно действовать в разных направлениях, но должен быть примат монетарной политики. Перечислим ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь: [2]

  • дедолларизация экономики;
  • введение ипотеки, которая значительно повысит монетизацию экономики;
  • обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы;
  • укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;
  • проведение взвешенной структурной политики государством.

     В Республике Беларусь антиинфляционная политика разрабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной политики. Национальный банк разрабатывает и совместно с правительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

     Национальный  банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

     Одним из основных инструментов, позволяющих  эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение.

     Характерной особенностью работ по экономии и  рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям: [3]

     • совершенствование отраслевой, технологической  и территориальной структуры  народного хозяйства в направлении  сокращения доли ресурсо- и энергоемких  производств;

     • увеличение масштабов внедрения  ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

     • расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

     • оптимизация топливно-энергетического  баланса страны на основе повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

     • приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.

     Таким образом, инфляция представляет собой  комплексную проблему, и чисто монетарными методами преодолеть ее невозможно. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований. Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, также нет смысла искать в ней готовые рецепты для решения наших проблем. 

   3.2 Первоочередные  антиинфляционные меры

     Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Нельзя не сказать, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

     Так, в Беларуси системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

     Подходы и инструменты регулирования  инфляционных процессов были подчинены обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития РБ. В рамках этого документа предполагалось закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики [1].

     Решение задачи снижения инфляции, которое  будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14%. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития.

     Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом [4].

     Также немаловажным инструментом, позволяющим эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.

     Принятый  курс на опережающий рост результатов  производства по сравнению с затратами  материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса  мер  законодательного, организационного, технического, финансово-экономического характера [1].

     Ещё одним системным фактором инфляции являются трансакционные издержки, которые в свою очередь влияют на увеличение цен. Поэтому меры, позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают серьезное влияние на снижение инфляции. Во всех странах государство тем или иным образом воздействует на процесс формирования цен. В этом процессе, однако, необходимо не перейти грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства. Главной целью государственной ценовой политики на было достижение и поддержание сбалансированной внутренней и внешнеторговой ценовой структуры. Наиболее существенными дисбалансами сегодня являются перекрестное субсидирование услуг ЖКХ; значительная дотационность городского и пригородного транспорта; низкие закупочные цены на продукцию животноводства и растениеводства. Несбалансированность ценовой структуры проявляется в заниженном уровне потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции, основным фактором чего является отставание роста доходов населения, что создает угрозу накопления инфляционного потенциала. Таким образом, изменения в ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости труда в нашей стране.

     Ещё одна цель государственной ценовой политики подразумевает качественное изменение системы индикативных показателей. Структурные изменения в системе цен должны были обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс осуществлялся как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в «западном» направлении. 

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в стране проводится ряд различных мероприятий, которые направлены на снижение инфляции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и  каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.

     Проведенный анализ позволил обобщить методы и  подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.

     Анализ  белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных  сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования  в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим:

     1. С учетом финансовой и экономической  ситуации в стране, размеров золотовалютных  резервов банковской системы  наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

     2. При осуществлении таргетирования  инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

     3. Для обоснования целевого значения  инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах.  При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в РБ