Антиинфляционная политика и ее особенности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Основными целями данной работы являются:
рассмотреть причины и следствия инфляции;
изучить инфляционную спираль;
изучить опыт реализации антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой ;
проанализировать особенности инфляционных и антиинфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт;
выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………….………....3
1. ИНФЛЯЦИЯ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.................................................5
1.1. Инфляционные ожидания экономических субъектов...........................5
1.2. Инфляционная спираль............................................................................8
2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИООНОЙ ПОЛИТИКИ В
СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.................................................10
2.1. Опыт стран Центральной и Восточной Европы...................................10
2.2. Государственная система антиинфляционных мер.............................15
3.НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ............................................................................21
3.1. Инфляционные процессы в национальной экономике.......................21
3.2. Первоочередные антиинфляционные меры.........................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………..……….…33

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 

   2.1. Опыт стран Центральной и Восточной Европы

           В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.

       Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.

           Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. Но гиперинфляцию можно контролировать доказательство этого следует из реального факта обеспечения контроля над ней, как это произошло, в Германии в 20-е годы. Во второй половине 1923 года ежемесячный темп инфляции в Германии достиг 35 000 %. Однако уже к концу года решительное изменение в проводимой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике, сопровождавшееся обещанием добиться конвертируемости немецкой марки в доллары (что означало тогда обратимость в золото), резко остановило развитие инфляционных процессов.

     В 90-е годы некоторые страны, подверженные гиперинфляции, предпринимали аналогичные изменения в режиме проводимой ими экономической политики и добивались при этом переменного успеха. В 1990 году к решительным изменениям в режиме экономической политики приступили Бразилия и Польша, переживавшие в предыдущем году гиперинфляцию.

           С 2008 г. в сопредельных с Беларусью странах уровень инфляции значительно возрос по сравнению с 2007 г. Наибольший рост потребительских цен отмечен в Латвии и Украине - 114,1 и 116,6% соответственно. Значительно превышен среднеевропейский уровень инфляции в Польше и Литве.

           Более подробно опыт реализации антиинфляционной политики мы рассмотрим на примере таких стран, как Россия, Венгрия и Казахстан.

           Однофакторные теории инфляции  полезны для объяснения воздействия отдельных факторов на ситуацию в России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых ставок. В стране в больших масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения привела к инфляционному перераспределению прибыли промышленных и других производственных корпораций в пользу теневого и финансово-банковского секторов. Если за рубежом велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения, то в нашей стране эта проблема решалась без необходимых профессиональных и политических обсуждений.

     Прежде  всего инфляцию провоцировали:

  • спекуляции на рынке ресурсов, получаемых по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам;
  • проедание накоплений путем расходования прибыли и амортизации на непроизводственные нужды;
  • деградация кредитно-денежной системы в результате перевода безналичного оборота в наличный.

     Для борьбы с инфляцией правительство  выбрало либерализацию цен и  сокращение денежной массы. Предположение  о том, при ликвидации фиксированных цен “ невидимая рука” установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалось с точностью до наоборот. После того, как ценообразование освободилось от “якоря” фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.

     Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота.

     Положение в экономике России достаточно очевидно объясняется при сравнении с  экономической политикой промышленно  развитых стран. Их антиинфляционная политика в отличие от российской строится не просто на снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении диспропорций относительных цен. В России отход от мирового опыта состоит в отрыве проблемы подавления инфляции от задач борьбы диспаритетами относительных цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не приведет к оживлению экономики, если не будут ликвидированы непомерно большие диспаритеты товарных цен – цены труда, процентной ставки – цен инвестиционных ресурсов – рентабельности реального сектора и т.д.

     Таким образом, в сложившейся ситуации России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи:

  1. повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местного бюджетов соответствующим группам работников;
  2. привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат;
  3. сократить, а в перспективе ликвидировать, диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.д.

     решение названных задач осложняется  наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных “синдикатов”, теневых и криминальных механизмов. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.д. Наибольшую сложность представляет недопущение всплеска инфляции при неизбежном увеличении массы платежных средств в экономике.

       В Венгрии и Казахстане   после валютных кризисов 90-х годов наибольшее распространение получил взгляд, что режим обменного курса имеет право на существование в своих крайних выражениях (corner solutions): либо свободное плавание, либо currency board. Последний вариант, по-видимому, станет менее популярным в свете событий в Аргентине в 2001г., которые к концу года вылились в массовые беспорядки, отставку президента и правительства и дефолт по внешнему долгу. Свободное плавание курса национальной валюты увязывается рядом специалистов, в т.ч. и руководством МВФ, с применением режима, основанного на непосредственном целеполаганиии органами денежно-кредитного регулирования количественно определенных инфляционных ориентиров.

     В обзоре за 2000г. показано, что существует отчетливая тенденция к отказу от использования промежуточных целей денежно-кредитной политики, наблюдаемая в странах Восточной Европы. Так же указывалось на то, что Венгрия планировала выход из режима фиксированного курса, а денежная политика Словении строилась не только и не столько на декларируемом режиме таргетирования денежного предложения. Кроме того была подчеркнута растущая популярность такой формы организации денежно-кредитной политики как таргетирование инфляции. В политике двух упомянутых стран произошел в 2001 г. ряд модификаций, которые заслуживают более внимательного рассмотрения.

     В 2001г. в денежно-кредитной политике Венгрии произошли существенные изменения. Первое касается радикальной либерализации системы валютного регулирования и капитального контроля: на заседании Правительства Венгрии было принято решение о снятии всех ограничений на операции с иностранной валютой и об обеспечении полной конвертируемости форинта.

     Однако  Национальный банк Венгрии счел, что  негативные последствия данного  явления для экспортеров будут  носить краткосрочный характер, и  это вполне приемлемая цена за улучшение  ситуации с инфляцией. Динамика золотовалютных резервов Венгрии заслуживает также особого внимания. Еще рано делать какие-то выводы, но пока ясно, что ни удорожание национальной валюты, ни открытие капитального счета не оказали серьезного негативного воздействия на их состояние. Прекращение движения величины резервов в сторону увеличения после провозглашения реформ вполне вписывается в антиинфляционную политику.

     Кстати, политика ближайшего соседа России –  Казахстана развивается примерно в том же ключе. 8 декабря 2006 г. Правлением Национального банка Казахстана утверждены Основные направления денежно-кредитной политики на 2007-2009 гг. Программный документ носит среднесрочный характер, а в самой программе сказано, что, начиная с 2007 г., ориентиры денежно-кредитной политики будут определяться Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности.

     В своей программе Национальный банк объявил о переходе к новому режиму денежно-кредитной политики. Основным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка Казахстана в ближайшие 3 года станет подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции.

     Национальный  Банк планирует сохранить режим  свободно плавающего обменного курса  тенге и не будет вмешиваться  в его формирование, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке

     Предполагается, что основными инструментами  денежно-кредитной политики в 2007-2009 годах останутся операции открытого рынка, официальные ставки и переучетные операции с векселями. Национальный Банк будет делать упор на операции открытого рынка.

     Перспективным направлением денежно-кредитной политики, по мнению Национального банка, также является осуществление дальнейшей либерализации валютного режима, что предполагает, в первую очередь, изменение валютного регулирования и контроля над вывозом и ввозом капитала. Либерализация вывоза капитала будет включать в себя поэтапную отмену лицензирования или расширение круга не лицензируемых операций по некоторым видам валютных операций, связанных с движением капитала. 

  2.2. Государственная система антиинфляционных мер

       Отдельное предприятие, конкретный бизнес не могут бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста. [2]

       Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодолларовый стандарт.

     После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения, как один из важнейших способов восстановления экономики, проводилась при помощи следующих методов: нуллификации (реставрации), девальвации и деноминации.

     Нуллификация  означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты.

     Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925—1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару. А затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы.

     Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны - официального валютного курса к доллару США. Так, золотое содержание доллара США было снижено в декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. - на 10%. После введения плавающих валютных курсов в 1973 г. девальвация проводилась лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами - в Европейской валютной змее, на базе которой была создана Европейская валютная система.

     В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.

     Дефляционная  политика - это методы ограничения  денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т. п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

     Политика  доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся. [11]

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в РБ