Антиинфляционная политика и ее особенности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Основными целями данной работы являются:
рассмотреть причины и следствия инфляции;
изучить инфляционную спираль;
изучить опыт реализации антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой ;
проанализировать особенности инфляционных и антиинфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт;
выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………….………....3
1. ИНФЛЯЦИЯ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.................................................5
1.1. Инфляционные ожидания экономических субъектов...........................5
1.2. Инфляционная спираль............................................................................8
2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИООНОЙ ПОЛИТИКИ В
СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.................................................10
2.1. Опыт стран Центральной и Восточной Европы...................................10
2.2. Государственная система антиинфляционных мер.............................15
3.НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ............................................................................21
3.1. Инфляционные процессы в национальной экономике.......................21
3.2. Первоочередные антиинфляционные меры.........................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………..……….…33

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     Деноминация - метод укрупнения масштаба цен, т. е. метод «зачеркивания нулей». Практически все эти разновидности реформ по методам проведения делятся на три типа: [11]

     а) обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;

     б) временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;

     в) сочетание методов а) и б).

     Денежные  реформы могут осуществляться в  различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

     Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

     В числе общеэкономических мер  немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. тарифов и квот и т. д.

     Антиинфляционное  регулирование в сфере финансов направлено на сокращение дефицита бюджета и стимулирование уменьшения совокупного спроса. К прямым фискальным методам регулирования в сфере финансов относится снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышения налогов на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшения налоговых льгот, сокращения не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т. д. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объема инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения нормы ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен. [11]

     Одной из главных проблем проведения эффективной антиинфляционной денежно-кредитной политики в настоящее время является определение ее целевых ориентиров. Важность правильного определения промежуточных монетарных целей обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, для органов денежно-кредитного регулирования невозможно прямое достижение целей денежно-кредитной политики. Во-вторых, довольно сложно оценить эффективность мер регулирования на основе наблюдения только за конечными целями, так как воздействие на них денежно-кредитной политики происходит с лагом времени. Кроме того, промежуточные цели обычно таргетируются, чтобы снизить инфляционные ожидания экономических агентов и соответствующим образом скорректировать их решения относительно цен на товары и услуги.

     Страны  с малой открытой экономикой, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в качестве промежуточных целей используют валютный курс, который с разной степенью жесткости фиксируется по отношению к стабильной иностранной валюте или корзине валют. Преимуществом является его наглядность (информация о его динамике постоянно доступна и понятна всем экономическим агентам), а также непосредственная связь с уровнем внутренних цен. Стабилизация валютного курса снижает инфляционные ожидания, укрепляет доверие к национальной денежной единице.

     Для проведения устойчивости национальной денежной единицы может быть проведена денежная реформа. Под ней понимают изменение денежной системы, направленное на упорядочение и стабилизацию денежного обращения в стране. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства во внешнеэкономической сфере.

     Основные  меры антиинфляционного регулирования  представлены в табл. 1..

     Таблица 1. Меры государственного антиинфляционного регулирования. 

     
В сфере

экономики 

Структур-

ная

политика. 

Ограниче-

ние

деятельнос-

ти монопо-

лий.

В сфере

финансов 

Снижение

государ-

ственных

расходов. 

Увеличение

ставок

налогообло-

жения. 

Сокращение

дефицита

госбюджета

и госдолга.

В денежно-

кредитной

сфере 

Ограничение

или прекра-

щение

эмиссии

денег. 

Снижение

скорости

оборота

денег. 

Общие и

селективные

методы

денежно-

кредитного

регулирова-

ния.

В сфере

ценообразо-

вания 

Регулирова-

ние моно-

польного

ценообразо-

вания. 

Установление

пределов

роста цен. 

Контроль над

ценами в

государ-

ственном

секторе

экономики.

В рамках

«политики

доходов» 

Контроль за

ростом цен

для ограниче-

ния доходов. 

Установление

нормативных

пределов

роста

заработной

платы. 

Политика

зарплаты в

госсекторе. 

«Заморажива-

ние» заработ-

ной платы и

цен.

В валют-

ной

сфере 

Ревальва-

ция

националь-

ной

валюты. 

Ограниче-

ние

притока

краткос-

рочного

иностран-

ного

капитала.

 

     В целом можно сказать, что стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Это признают представители различных научных школ и течений. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики путем применения различных методов.

     Представители монетаристской теории пытаются достичь  стабильности в экономике с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности, путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. НЕОБХОДИМОСТЬ И  ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ 

  3.1. Инфляционные процессы  в национальной  экономике

     Жесткое административное регулирование белорусской  экономики в 1997-2000 гг. было оправданно, ибо либерализация цен в отсутствие рыночных институтов в начале 90-х гг. привела к неуправляемому росту цен. Сегодня необходимости в жестких командных мерах нет. Правительство знает о проблемах белорусской экономики (в первую очередь, о дефиците инвестиций в развитие) и подготовило план ее оздоровления. Среди первоочередных мер оно назвало снижение налоговой нагрузки, рост реальных доходов населения, борьбу с «теневыми» доходами в бизнесе.

     Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.

     Проанализировав 11 месяцев 2008 года, можно сказать, что инфляция в Беларуси составила 12,1% при прогнозе на год 8-10% [12].

     В Беларуси темпы роста цен по компонентам  потребительской корзины были следующими: продовольственные товары - 115,9%; непродовольственные товары - 105,9%; платные услуги населению- 110,5%

     Цепы  на непродовольственные товары по сравнению с другими компонентами увеличивались в течение года в соответствии с прогнозными среднемесячными темпами - 0,5%. Традиционно с сильно опережающими темпами возросли за год цены на бензин - 120.0%, существенно повысились цены на моющие средства, печатные издания, строительные материалы — 111,8; 110,7 и 107,8% соответственно.

     Увеличились за год на 16,8; 23,6 и 32,4% цены на кирпич, шифер, цемент соответственно. Рост цен на основные стройматериалы определяется как постоянно увеличивающимся спросом, так и недостатком предложения по данным позициям со стороны предприятий строительной индустрии.

     Рост  цен по продовольственной группе товаров оказал наиболее заметное влияние на итоговый уровень инфляции. Следует отметить, что только в IV квартале 2008г. темпы роста цен на продовольствие составили 109,1%, в то время как за предыдущие девять месяцев они равнялись 106,3%.

     В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. уровень возмещения установлен в размере 62%. Для его достижения в 2008-2010 гг. необходимо определить траекторию повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, корреспондирующую с ростом доходов населения.

     Вклад составляющих потребительской корзинки в прирост цен за год составил: продовольственные товары - 8,3; непродовольственные - 1,5; платные услуги населению - 2,3 п.п. Вклад сезонных товаров (овощи и фрукты) в прирост цен потребительского рынка равнялся 0,8 п.п. (рост цен по этой группе - 123,3%); регулируемой группы товаров и услуг - 3,1 п.п. (111,9%); нерегулируемой -8,2 п.п. (111,6%).

     Таким образом, на долю базовой инфляции в  истекшем году пришлось 67,8% общего прироста потребительских цен. Кстати отметить: высокий уровень базовой инфляции не был результатом ухудшения параметров денежно-кредитной политики. Рублевая денежная масса увеличилась всего на 1,9% за 11 месяцев 2008г., т.е. со стороны монетарных факторов давление на цены было незначительным. Рост цен инициирован со стороны издержек, при этом основную роль сыграл резкий рост цен на импортируемые энергоносители. Увеличение цен на энергоносители самым непосредственным образом сказалось на ценах производителей, а затем на ценах потребительского рынка. [2]

     Индекс  цен производителей промышленной продукции в 2008г. составил 117,1%; продукции производственно-технического назначения- 118,9; потребительских товаров - 112,7%. Достаточно близкие к установленному параметру среднемесячные темпы прироста цен отмечены в машиностроении и металлообработке (0,55%), химической (0,6%) и легкой промышленности (0,67%). Более всего превышены целевые параметры в электроэнергетике (2,5%) и топливной промышленности (2,3%), цены на продукцию которых непосредственно зависят от цен на энергоносители. На долю этих отраслей приходится 49,5% прироста цен производителей промышленной продукции. Значимым был вклад в рост цен и производителей пищевой промышленности - 12,4%. Если в энергетике и топливной промышленности ценовую динамику определял I квартал, то в пищевой промышленности цены на продукцию резко возросли в IV квартале (8,6 из 15,8% годового прироста).

     Рекомендации  Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций по обеспечению финансовой стабилизации сводятся к следующему комплексу мер: [2]

  • жёсткий контроль над объёмом денежной массы;
  • обеспечение (насколько это возможно) стабильности валютного курса и привязка эмиссии любых долговых обязательств государства к объёму валютных резервов;
  • последовательное снижение, а затем ликвидация бюджетного дефицита.

     В первую очередь, вызывает возражения требование сжатия объёма денежной массы с целью обуздания инфляционных процессов. Если резкое увеличение денежной массы провоцирует инфляцию, то из этого не следует, что сжатие денежной массы является рецептом эффективной борьбы с инфляцией. Единственным объяснением, почему сжатие объёма денежной массы должно привести к подавлению инфляции, является формула И. Фишера: MV = PV. Тем самым органы управления не добиваются объявленных целей подавления инфляции, а только утрачивают важнейший рычаг контроля над монетарной системой страны.

     Сжатие  денежной массы негативно сказывается  на реальном секторе экономики. Потому как в здоровой, растущей экономике имеет место мультипликатор спроса, так же в кризисной экономике включается обратный мультипликатор. Попытка сжатия денежной массы, которая проводилась в России, Украине и в Республике Беларусь, ничего хорошего не могла дать ещё и потому, что не учитывался низкий коэффициент монетизации, который имеет место в экономиках этих стран.[2]

     Возникает закономерный вопрос: в чём причина  белорусской инфляции? Из экономической теории известно, что основной причиной инфляции является превышение денежной массы над товарной. Известно, что курс белорусского рубля занижен более чем в 4 раза от паритета покупательной способности. По этой причине наши внутренние цены в 4 раза меньше внешних. Поскольку экономика страны открытая, то по закону «сообщающихся сосудов» внутренние цены  будут постоянно стремиться достичь уровень мировых, что мы и наблюдаем на практике. Поэтому растут издержки наших товаропроизводителей, что вызывает рост цен товаров и услуг и, соответственно, инфляцию. Что в такой ситуации следует предпринять?

     1. Необходимо путём взвешенных и продуманных мер провести дедолларизацию экономики. Такой процесс уже начался, население поверило в белорусский рубль, и эту тенденцию надо укреплять.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в РБ