Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Реферат………………………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………….4
1.Сущность антиинфляционной политики в условиях рыночной
Экономикой…………………………………………………………………………5
1.1. Кейнсианское направление антиинфляционной политики…………………7
1.2. Монетаристское направление антиинфляционной политики………………8
2. Опыт реализации антиинфляционной политики в странах с
рыночной экономикой (на примере Израиля)…………………………………….11
3. Необходимость и особенности реализации антиинфляционной политики
в РБ………………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Так что же надо сделать, чтобы остановить инфляцию в Беларуси? Первый шаг, который должен быть сделан, это подготовка общественного мнения. Люди должны понять, насколько губительна инфляция для них и, в частности, для экономики Беларуси в целом. Потом должна быть опубликована сама программа. Должны пройти дискуссии в прессе, на телевидении по поводу этой программы с участием ведущих экономистов. В чем же должна состоять сама программа? Согласно системе, определяющей макроэкономическое равновесие и приведенной выше, вначале необходимо зафиксировать одну из номинальных переменных. Это может быть как обменный курс рубля по отношению к доллару, так и номинальное предложение денег (частично этот этап уже пройден — установлен валютный коридор). После определения уровня, на котором следует зафиксировать эту переменную, необходимо провести оценки тех уровней, на которых должны будут зафиксироваться остальные номинальные переменные. Основываясь на этих оценках, следует зафиксировать переменные на данных уровнях. Причины, почему это стоит сделать, приведены выше. Если при этом будет резко сокращен бюджетный дефицит и будут проведены другие подобные стабилизирующие меры, а также при поддержке программы со стороны МВФ, у нее будет много шансов оказаться успешной. Единственное отличие израильской инфляции от белорусской— это присутствие в нашей инфляции значительной доли инфляции издержек. Соответственно российская программа должна быть скорректирована в связи с этим. Одновременно с денежной реформой необходимо стабилизировать финансовую и банковскую системы с целью минимизировать влияние кризиса неплатежей, а также попытаться исключить другие причины инфляции издержек.
Итак,
опыт Израиля является, безусловно,
очень важным для белорусской
экономики. В борьбе с инфляцией нет смысла
изобретать что-то новое; надо лишь умело
использовать опыт других стран. [25; с.
61]
3. НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Если под инфляцией подразумевать устойчивый и непрерывный рост цен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции, то, развивая производство и поощряя спрос, экономика могла бы переварить большее количество денег. Какие же мероприятия проводятся в Республике Беларусь с целью снижения инфляции? Чтобы ответить на этот вопрос следует более подробно остановиться на рассмотрении антиинфляционной политики, проводимой в стране.
В функционировании экономики и характере антиинфляционной политики Республики Беларусь с момента обретения ею государственности можно выделить 4 периода.
Первый период (1991 – 1994 гг.) характеризовался спонтанностью и отсутствием осознанной антиинфляционной политики, вызванных глубоким экономическим шоком, который был обусловлен крушением единой системы централизованно-планового хозяйства СССР и разрывом хозяйственных связей между республиками. Растерянность управленческих работников во многом определялась отсутствием опыта самостоятельного принятия решений. Кроме того, ускорению процесса формирования парадигмы антиинфляционной политики препятствовала политическая неопределенность, связанная с затянувшимся почти на 2 года и неудавшимся в итоге процессом объединения денежных систем России и Беларуси. Проводимая в этом периоде экономическая политика была подчинена приспособлению к новым условиям, решению задач преимущественно текущего момента. Хотя белорусский рубль был введен в обращение уже в 1992 г. и выполнял функции национальной валюты, тем не менее, официальное его признание в этом качестве произошло лишь в конце 1994 г.
Возникшая в результате развала
СССР открытость внутреннего рынка
и связанная с этим объективная
необходимость либерализации
Эти процессы вкупе с нарастанием политики монетарной экспансии обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены выросли за год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990 г. до 7% в 1994 г. Обменный курс за тот же период девальвировался более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата в пересчете на доллары составляла 20-25 долл. [9, с. 59]
Второй период
(ноябрь 1994 г. – 1996 г.). В результате осуществленного
комплекса стандартных
Изменение ситуации
главным образом было обусловлено
переходом к жесткой денежно-
Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9%, а среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте достигла 100-105 долларов. Однако в дальнейшем произошел отказ от завоеванных позиций в связи с резким поворотом экономического курса в направлении реставрации экономической системы с усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности предприятий с использованием денежной экспансии в целях поддержки реального сектора экономики. [9, с. 59]
Третий период (1997 – 1999 гг.). Как правило, первоисточником высокой инфляции и девальвации, поддерживаемых на продолжительных отрезках времени, является избыточное предложение денег в экономике. В Республике Беларусь чрезмерно «мягкая» денежно-кредитная политика явилась следствием избранной экономической стратегии эволюционного реформирования народного хозяйства на основе государственной поддержки неконкурентных в новых условиях хозяйствования производств.
В условиях дефицита финансовых ресурсов, объективно присущего экономике переходного типа, в качестве основной формы государственной поддержки предприятий выступало предоставление льготных централизованных кредитов реальному сектору экономики. Другой источник финансирования экономического развития, играющий важнейшую роль в странах с переходной экономикой, - иностранные инвестиции, оказался в экономике Беларуси невостребованным в силу непривлекательности инвестиционного климата, внешнеэкономической изоляции страны, нерешенности вопросов частной собственности (в частности, на землю) и др.
Высокая инфляция
в республике в 1998 – 1999 гг. имела
ярко выраженный монетарный характер
и была обусловлена главным образом
проводимой экспансионистской денежно-
Фетишизация идеи экономического роста как главной цели экономической политики, игнорирующая его качественные характеристики, неоправданная погоня за объемными показателями за счет монетарной экспансии привели к раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали. В рассматриваемом периоде в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной базы в национальной валюте.
Именно в рамках этого периода были допущены наиболее существенные ошибки в экономической политике, приведшие к негативным деформациям в денежной сфере и нарушению макроэкономического равновесия. Если в 1998 г. в существенном росте темпов инфляции значительную роль сыграли внешние факторы, а именно негативное влияние финансового кризиса в России и более тем трехкратной девальвацией российского рубля к доллару США, то в 1999 г. активизация инфляционных процессов полностью была обусловлена денежно-кредитной политикой.
Множественность курсов валюты сыграло крайне негативную роль в нарастании темпов инфляции в рамках рассматриваемого периода, способствуя росту инфляционных ожиданий в связи с неопределенностью в отношении удешевления белорусского рубля на теневом рынке валюты. Вкупе с административным сдерживанием роста цен это привело к образованию инфляционного навеса. Потенциал подавленной инфляции выплеснулся в дальнейшем в процессе осуществления мер по выходу на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного курса в 2000 г., что проявилось в существенном опережении темпов роста индекса цен производителей промышленной продукции, который вырос в 2,67 раза за год, по сравнению с темпами роста индекса потребительских цен (соответственно в 2,08 раза). Стабильности национальной денежной единицы не способствовала также выдача разрешений на использование в розничной торговле расчетов в СКВ.
Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе сократился до 6%. [9, с. 61]
Четвертый период (2000 – 2001 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике, характеризующейся достижениями по следующим позициям. Произошло снижение темпов инфляции до 208% за год. В результате ускоренной девальвации официального курса белорусского рубля к середине сентября 2000 г. был обеспечен выход на единый курс на всех сегментах валютного курса. Уровень монетизации ВВП снизился до 5%. Среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте в декабре 2000 г. составила 76 долл.
Осуществленный комплекс мер обеспечил предпосылки для достижения в 2001 г. финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. Произошло закрепление, а в ряде отраслей и улучшение позитивных результатов. Замедлились темпы инфляции, тяготы которой остро ощущало на себе население в предыдущие годы. По итогам 2001 г. темпы роста индекса потребительских цен составили 146,3% или 3,2% в среднем за месяц. Таким образом, текущая ситуация в Республике Беларусь по своим характеристикам в целом соответствовала признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные организации рассматривают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%. [11, с. 69]
Существенное снижение темпов инфляции было достигнуто благодаря сохранению и укреплению в денежной сфере позитивных тенденций, наметившихся в 2000 г. Несмотря на существенное превышение фактических темпов роста эмиссии и денежной массы по сравнению с целевыми параметрами Основных направлений денежно-кредитной политики на 2001 г. уровень инфляции не вышел за целевые рамки. Относительно безболезненное наращивание денежного предложения без существенного ущерба для целевого параметра инфляции стало возможным главным образом благодаря связыванию определенной части ликвидности посредством привлекательной депозитной политики.
Как показывает
опыт многих стран, в условиях
перехода от экспансионистской
к жесткой монетарной политике
в экономике возникает
Темпы инфляции в республике, начиная с 2000 года, постоянно снижались. Если в 2000 году среднемесячный уровень инфляции составлял 6,3%, в 2001 году - 3,2%, в 2002-м - 2,5%, в 2003-м - 1,9%, в 2004-м - 1,1%, то в 2005 году он составил 0,6% и был самым низким за последние 15 лет. [20]
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь