Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Современный термин «инфляция» (от латинского слова inflation – вздутие, разбухание) был позаимствован из медицины. А применительно к денежному обращению это слово стали употреблять лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1864-1865 гг. Приоритет введения в научный оборот термина «инфляция» приписывают А.Дельмару, издавшему в 1864 г. в Нью-Йорке пропагандистский памфлет «Предупреждение народу: Бумажный пузырь»

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Инфляция как показатель макроэкономической нестабильности………………….…….6

2. Антиинфляционная политика в странах рыночной экономики ……………………...…17
3. Антиинфляционная политика в переходной экономике Республики Беларусь…………25 Заключение ……………………………………………………………………………………..32

Список использованной литературы …………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя11.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, в современной экономике  можно выделить три основных центра: США, Японию и интегрированную Европу. 

   Не  менее важной характеристикой современного этапа развития мировой экономики  является распад мировой социалистической системы и переход этих стран от командно-административной к рыночной системе.

   Несмотря  на серьезные страновые различия в проведении экономических реформ, все они условно делятся на две группы: радикальные и эволюционистские. Практика показывает, что страны, вставшие на путь радикальных преобразований, добились лучших результатов. Они прошли период экономического кризиса и продемонстрировали стабилизацию или уже начавшийся рост производства. К их числу относятся Польша, Чехия, Словения, Венгрия, Румыния. Страны, осуществляющие медленную или постепенную трансформацию своей командной экономики в рыночную (Россия, Болгария, Македония, Хорватия, большинство стран СНГ), добились меньших результатов.

   Страны  радикальных экономических реформ добились существенных результатов  не только в либерализации своей  экономики, ликвидации бюрократических  институтов прежней системы управления, но и в практическом осуществлении макроэкономической или финансовой стабилизации, создании рыночной инфраструктуры.

     Небольшой экскурс в историю экономического развития стран и борьбы с экономическими кризисами был сделан для того, чтобы показать что основные методы антиинфляционного регулирования формировались в развитых странах начиная с 60-х годов ХХ века. Они являлись общими для большинства стран, хотя их применение различалось в зависимости от состояния экономики, уровня инфляции.

      В настоящее время развивающиеся станы по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.

      К первой группе относятся развивающиеся  страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.

      Ко  второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер.  Отмечается высокий уровень безработицы.

      Страны  третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлениями иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

      Страны  четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

      К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру. Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

     В современной рыночной экономике  основным и наиболее эффективным  инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам.

     В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков - это издержки избыточных резервов. Поэтому, когда национальный банк понижает ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. А повышая учетную ставку, национальный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег. 

     В большинстве стран  мира ответственными за проведение денежно-кредитной и  валютной политики являются центральные банки или приравненные к ним институты. Например, в США таким институтом является Федеральная резервная система (ФРС). При возникновении инфляционного давления на рынок сложившаяся ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования. Например, с июня 2004 года по декабрь 2005 года ФРС тринадцать раз повышало ставку в среднем на 0,25 % доведя её до 4,25 % к концу 2005 года.

     В Европейском союзе функции аналогичные  ФРС выполняет Европейский центральный  банк. Главной функцией Европейского центрального банка, является поддержание стабильности цен. Под стабильностью цен понимается уровень инфляции не превышающий 2 процента в год. В первой половине декабря 1998 года центральные банки Европейского валютного союза впервые одновременно понизили процентные ставки с 3,3 % до 3,0 %. Вслед за странами Европейского союза до такого же уровня процентные ставки понизила и Великобритания. Следует подчеркнуть, что одновременное понижение ставок в 11 европейских странах, а затем и в Великобритании свидетельствовало о формировании единого механизма регулирования инфляционных процессов в объединенной Европе. Инфляция и методы ее регулирования А. Андрианов

       В 2009 году большинству стран Еврозоны удалось удержать рост цен на достаточно низком уровне (табл.2.2).

     Таблица 2.2

Индексы потребительских цен в отдельных  странах*

(в процентах)

  К предыдущему  месяцу
октябрь 
2009 г.
ноябрь 
2009 г.
декабрь 
2009 г.
январь 
2010 г.
Германия 100,1 99,9 100,8 99,4
Италия 100,1 100,0 100,2 100,1
Нидерланды 100,1 99,9 99,4 100,0
Польша 100,1 100,3 100,0 100,4
Великобритания 100,2 100,3 100,5 99,9
Франция 100,1 100,1 100,3 99,8

      * Информация подготовлена на основе публикаций ОЭСР, Евростата, национальных статистических служб и данных, размещаемых в сети Интернет в соответствии с требованиями Специального стандарта распространения данных (ССРД) МВФ.

     Мощным  инструментом кредитно-денежной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР). Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Существует зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте и тем, соответственно, ниже темпы роста цен. Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы. Европейский  центральный банк и центральные банки стран Еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы. В начале 2004 года ставка отчислений в  обязательные резервы составляла в Швеции- 2,5%, в Германии – 2 %, во Франции – 2 %, в Великобритании – 0,45%,в России 7-10%, в Японии – 0,125-2,5 %, в США – 1,25 %. Следует подчеркнуть, что некоторые страны с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики. В частности это относится к Австралии, Канаде, Швеции, Мексике и другим.

     В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используют операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всего  посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам ценные бумаги или иностранную валюту. Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке: защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов; динамические операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста. Инфляция и методы ее регулирования А. Андрианов

      Результативность антиинфляционной политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Антиинфляционная  политика в переходной экономике Республики Беларусь

     Конец ХХ века для экономики Беларуси был судьбоносным - распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создавать собственную государственность, национальную банковскую систему и национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.  В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформ, Беларусь пошла по эволюционному пути рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, незначительно изменились функции банковской системы. Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов.  Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции.  Наряду со структурными особенностями   экономики Беларуси  постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать:

     - кризис в сфере производства, обусловленный его технической отсталостью, дефицитами, хроническими неплатежами;

     - либерализацию цен в условиях  высокого монополизма, замедляющего  структурную перестройку;

     - слабую вовлеченность белорусских  производителей в мировое разделение  труда, обусловленную неконкурентоспособностью отечественной продукции;

     - рост цен на сырьё и энергоносители. Стр.370-371    

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования