Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Современный термин «инфляция» (от латинского слова inflation – вздутие, разбухание) был позаимствован из медицины. А применительно к денежному обращению это слово стали употреблять лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1864-1865 гг. Приоритет введения в научный оборот термина «инфляция» приписывают А.Дельмару, издавшему в 1864 г. в Нью-Йорке пропагандистский памфлет «Предупреждение народу: Бумажный пузырь»

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Инфляция как показатель макроэкономической нестабильности………………….…….6

2. Антиинфляционная политика в странах рыночной экономики ……………………...…17
3. Антиинфляционная политика в переходной экономике Республики Беларусь…………25 Заключение ……………………………………………………………………………………..32

Список использованной литературы …………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя11.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

     Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявления инфляции, но  и  причин, ее порождающих и поддерживающих. Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию в принципе невозможно, так как современная экономика инфляционна по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

     Для количественной оценки инфляционных процессов  применяют показатели инфляции. Инфляция определяется как рост среднего уровня цен. Уровень цен обычно измеряется при помощи индекса цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как

     

                                                                             (1.1)

     где Р — средний уровень цен  в текущем году;

       — средний уровень цен в прошлом году.

     Индекс  цен — это отношение стоимости  опредёленного набора товаров или  услуг (рыночной корзины) в данном периоде  к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100:

     Индекс  цен = стоимость рыночной корзины  в данный период /

     стоимость аналогичной рыночной корзины в  базовом периоде   

          (1.2) 
 
 
 

     [1, c.149-150].

     Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен.

     Индекс  потребительских цен часто называют индексом стоимости жизни. По изменениям этого индекса можно судить о  том, насколько увеличение доходов или заработной платы обесценивается вследствие роста цен.

     Индекс  потребительских цен рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или  индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):

     

                                        (1.3)

     где и - цены i-го блага соответственно в базисном (0) и текущем (t) периоде,

      - количество i-го блага в базисном периоде [1, c.151].

      (1.4)

     [2, c.139].

     Темп  инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем (прогнозируемом) периоде по отношению к предыдущему.

     Выделяют  и другие индексы: индекс цен производителя (отражает в среднем изменение  цен товаров, закупаемых товаропроизводителями  на оптовых рынках, т.е. изменение цен, которые платят производители товаров, а не их конечные потребители); дефлятор валового национального продукта (ВНП), или индекс цен ВНП.

     Дефлятор  ВНП рассчитывается по типу индекса  Пааше, т.е. индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода:

     

         (1.5)

     где - количество i-го блага в текущем периоде.

     Фактически  он равен отношению номинального ВНП к реальному в текущем  периоде

     Дефлятор  ВНП более пригоден, чем индекс потребительских цен, для измерения общего уровня цен. Индекс цен ВНП шире, чем индекс потребительских цен, поскольку включает цены не только потребительских товаров и услуг, но и инвестиционных товаров, товаров, приобретаемых правительством, а также товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке.

     Существование множества индексов цен обусловлено  сложностью определения уровня инфляции. Невозможно определить уровень инфляции только с помощью одного индекса. Дело в том, что каждый индекс должен отражать стоимость покупок. В условиях инфляции будут расти все индексы цен, несмотря на их различия. 20538 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Антиинфляционная  политика в странах  рыночной экономики

     Немного истории. В экономической литературе 50-е года обычно называют “серебряными”, а 60-е – “золотыми”, что связано с необычайно высокими темпами экономического роста.

     Самым влиятельным из всех факторов послевоенного  развития западных стран являлся феномен так называемого "наверстывания". "Наверстывание" – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров. Содержание стратегии “навёрстывания”: стимулирование спроса: увеличение уровня потребления населения, принятие социальных программ; стимулирование предложения: структурная перестройка, рост вложенных инвестиций, увеличение производительности труда. Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно-технической революции. НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.

Третьим важнейшим фактором динамичного  роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики. Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.

     Главными  целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой "одышки" или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.

     Экономические кризисы 1980-1982 гг. и 1992-1993 гг. были более глубокими и продолжительными, чем все остальные циклические кризисы послевоенной экономики. При этом они переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего сырьевыми и энергетическими, и структурными кризисами. Среди факторов, вызывающих разбалансированность экономики, можно отметить новый виток научного прогресса, исчерпание возможностей экстенсивного типа экономического роста, а также ограниченность традиционных мер государственного регулирования экономических процессов. Особое значение приобретает глобализация производства и потребления, которая становится главным фактором мирового экономического развития. Глобализация – это вхождение всех стран в зависимости от достигнутого уровня развития в мировое хозяйство, их интеграция и взаимодействие, размывание границ между национальными комплексами, образование единого экономического пространства.

   На  рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической  и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам. Начало 80-х гг. оказалось трудным периодом для Западной Европы (табл.2.1). Ограничительная политика правительств, направленная на борьбу с инфляцией и оздоровление государственных финансов, снижение уровня инвестиций в промышленность и рост структурной безработицы стали причинами стагнации европейской экономики. Но после мирового экономического кризиса 1980-1982 гг. экономика Западной Европы прошла фазы депрессии и оживления и с 1985 г. вступила в фазу подъема, которая длилась до 1992 г. Особенностью этого периода стало одновременное решение совокупности макроэкономических задач: роста ВНП, уменьшения безработицы, падения темпов инфляции, поддержания стабильности западноевропейских валют, расширения мирового товарооборота и улучшения состояния платежных балансов, роста прибылей и доходов трудящихся, облегчения налогового бремени и снижения дефицитов государственных бюджетов.

   Таблица 2.1

Динамика  ВВП развитых стран

(% роста  или падения  по сравнению  с предыдущим годом)

Среднегодовые темпы прироста 1991 1992 1993 1994 1995
  1971-80 гг. 1981-90 гг.          
США 2,8 2,7 -0,6 2,3 3,1 4,1 3,2
Япония 4,5 4,2 4,3 1,1 -0,2 0,6 1,3
Германия* 2,7 2,1 5,0 2,2 -1,1 2,2 2,8
Франция 3,3 2,3 0,8 1,3 -1,5 2,7 3,0
Великобритания 2,0 2,7 -2,0 -0,5 2,2 3,8 3,4
ЕС 3,0 2,3 1,6 1,0 -0,6 2,7 3,0
 

* – Здесь до 1991 г. – ФРГ, затем – объединенная Германия. 

   В Великобритании поворот в экономической политике был связан с неоконсервативной программой правительства М. Тэтчер. Идеологической основой ее курса являлись несколько основополагающих элементов: свободное предпринимательство; личная инициатива; крайний индивидуализм. В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели стали ослабление налогового контроля за функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей. Для борьбы с инфляцией было предпринято сокращение займов, предоставляемых государством частному сектору, осуществлялся контроль над темпами роста денежной массы в обращении, а контроль над ценами и заработной платой был отменен. В целях стимулирования капиталовложений правительство сдвинуло акцент с прямого налогообложения на косвенное, были повышены ставки налога на добавленную стоимость с 8 до 15 %. Кроме того, до 17 % были повышены учетные ставки Банка Англии. Следствием проводимой экономической политики был экономический рост Великобритании в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4% в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах.

   С 1 июля 1990 г. со вступления в силу экономического и валютного союза с ГДР началось объединение Германии. Экономическая политика правительства была по существу "шоковой терапией" для пяти новых земель. "Шоковая терапия" – комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, нарушающий привычное течение хозяйственных отношений, явлений и сопровождающийся рядом отрицательных последствий: ростом цен, инфляцией, падением занятости и так далее.

   Япония  – первая из стран, не принадлежавших к западному миру, заняла место  среди крупнейших экономических  центров в период 80-х годах. Это стало результатом структурной перестройки экономики, когда в ходе второго этапа НТР появились новые производства и целые отрасли – производство микроэлектронной техники, больших и сверхбольших интегральных схем, новых видов учетно-измерительных приборов, биотехнологии. Перестройка промышленности привела к развитию экспортной модели экономического роста, который в определенной степени был усилен укрепле нием позиций доллара и улучшением конкурентоспособности японских товаров. В 1985 г., когда позиции доллара начали ослабевать, темпы роста японской экономики замедлились. С 1987 г. Япония избрала новую стратегию – "внутреннюю" ориентацию политики экономического роста. Получило значительную государственную поддержку строительство жилья, начали реализовываться проекты в области инфраструктуры, некоторые отрасли, например, сфера телекоммуникаций, стали объектом дерегулирования и налоговой реформы. Последняя предусматривала снижение налога на прибыль для стимулирования потребления.

     В конце 80-х гг. экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. Депрессивное состояние американской экономики в 1989-1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок. Спад затронул в основном автомобильную промышленность в связи с расширением мощности японских фирм в США.. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы. Острой экономической проблемой в США начала 90-х годов стал дефицит государственного бюджета, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире. В связи с этим главной задачей демократической администрации Била Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса. Экономическая стратегия Била Клинтона: акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер; использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса; усиление роли государства в решении социальных проблем. Новый экономический подъем в американской экономике начался с марта 1991 года, однако начало зрелой фазы подъема на рубеже 1994-1995 годов сопровождалось замедлением экономического роста. Сдерживающее влияние на экономический рост продолжала оказывать государственная бюджетная политика. Ее особенностью стало сокращение федеральных закупок при медленном увеличении бюджетных расходов властей штатов и местных органов самоуправления.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования