Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему:
- ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения;
- рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов;
- определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену;
- выявить основные факторы, которые предопределяют спрос и предложение на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Цена, спрос и предложение как экономические категории……………5
Понятие и сущность спроса……………………………………………..5
1.2 Экономическое обоснование предложения в механизме рынка……...8
1.3 Равновесная цена. Рыночное равновесие……………………………...10
Глава 2. Исследование эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности………………………………………………………………………..14
2.1 Эластичность спроса и предложения. Коэффициент
эластичности…………………………………………………………………..14
2.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения………17
2.3 Применение теории эластичности спроса и предложения………….20
Глава 3. Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………...24
3.1 Спрос и предложение на ресурсы……………………………………..24
3.2 Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………………...26
3.3 Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Цена,спрос и предложениею.Эластичность спроса и предложения.Коэффициент эластичности..doc

— 687.00 Кб (Скачать)
="right">      Таблица 2

     Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях несовершенной конкуренции (гипотетические данные)

Единицы ресурса Всего продукта Предельный  продукт(МР)∆(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный  продукт в денежном выражении (МRP)∆(5)
    0     0     0     2,80     0     0
    1     7     7     2,60     18,20     18,20
    2     13     6     2,40     31,20     13,00
    3     18     5     2,20     39,60     8,40
    4     22     4     2,00     44,00     4,40
    5     25     3     1,85     46,25     2,25
    6     27     2     1,75     47,25     1,00
    7     28     1     1,65     46,20     1,05

        Данные производительности из таблицы 1 сохранены в колонках 1—3, но теперь в колонке 4 предполагается, что цена на продукцию должна быть снижена, чтобы реализовать предельный продукт, произведенный каждым дополнительно нанятым рабочим. МRР продавца, действующего в условиях чистой конкуренции, снижается по одной причине: уменьшается предельный продукт, а МRР продавца, действующего в условиях несовершенной конкуренции, снижается по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции.

    Проиллюстрируем: предельный продукт второго рабочего равен 6 единицам. Эти 6 единиц можно продать по 2,4 доллара за каждую или 14,4 долларов за все. Но это не МRР второго рабочего, потому что, чтобы продать эти  6 единиц,  фирма  должна снизить на 20 центов цену 7 единиц  продукции, произведенных первым рабочим, — единиц продукции, которые  могли  бы  быть  проданы  по 2,6 доллара за каждую. Итак, МRР второго рабочего составляет лишь 13 долларов. Аналогично: МRР третьего рабочего— 8,4 долларов. Хотя 5 единиц, которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 доллара каждая, третий рабочий не дает прироста общего дохода фирмы на 11 долларов, если учесть снижение цены на 20 центов для 13 единиц продукции, произведенных первыми двумя рабочими. В данном случае МRР третьего рабочего составляет лишь 8,4 долларов. И так далее для последующих значений колонки 6.

    В итоге кривая МRР — кривая спроса на ресурс — производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя в условиях чистой конкуренции. При ставке заработной платы, или МRС, равной 11,95 долларов, предприниматель как в условиях чистой, так и несовершенной конкуренции будет нанимать двух рабочих. При ставке 9,95 долларов фирма в условиях чистой конкуренции будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции — только двух. При ставке 7,75 долларов фирма в условиях чистой конкуренции примет на работу четырех человек, а при несовершенной конкуренции — только трех. Разницу в эластичности можно легко увидеть, выразив графически, как на рисунке 5, данные МRС из таблицы - 2 и сравнив их с рисунком 4.

    

    Цена  ресурса (Заработная плата) 

    Рисунок 5. Спрос производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции. 

          Кривая спроса производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции падает вниз, поскольку предельный продукт уменьшается и снижается цена продукта по мере роста выпуска продукции.

    Неудивительно, что производитель в условиях несовершенной конкуренции меньше реагирует на снижение заработной платы  при найме рабочих, чем производитель в условиях чистой конкуренции. Относительное нежелание производителя при несовершенной конкуренции использовать больше ресурсов и соответственно производить больше продукции при снижении цен на ресурс является просто реакцией рынка ресурса на тенденцию к сокращению объема продукции на рынке при несовершенной конкуренции.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         

          Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

      Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение  дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.

      Товары, на которые потребитель предъявляет  спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

      Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.   Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.

      Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями  микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые  подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители  готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

      Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

      Чрезмерная  монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

      В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

     Итак, рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где  намерения продавцов и покупателей  совпадают. Изменения в спросе и предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. Таким образом, для каждого вида товара рыночная цена зависит от соотношения предложения его на рынке и спроса на него.

Список  литературы 

1. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 1997. – 568 с.

2. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.: ил.

3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – СПб.: - Москва-Харьков-Минск, 1997.

4. Долан Э.Дж.,  Линдсей Д. Микроэкономика/ пер. с англ. В.Лукашевича и др.; под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. – СПб., 1994. – 448 с.

5. Иванова  С. И. Основы экономической  теории: Ученик для 10 – 11 кл. общеобразоват.  Учрежд. С углубленным изучением  экономики/ Гос. Унив. Высшая школа  экономики: - 2-е изд. перераб. – в 2-х книгах. Книга 1. – М.: Вита – Пресс, 2000. 336 с.: ил.

6. Макконнел, Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 1 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 399 с.

7. Макконнел, Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 2 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 400 с.

8. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 784 с.

9. Рефераты, курсовые, дипломы, библиотека - http://www.allbest.ru/

10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М.: Экономика-Техлит, 1996.

11. Самуэльсон Пол А., Вильям Д. Нордхаус Экономика: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 1997. – 800 с.: ил.

12. Сумцева Н.В. Орлова Л.Г. Экономическая теория / Н.В. Сумцева, Л.Г. Орлова – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2002

13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 1999. – 864 с.

14. Ховард К. и др. Экономическая теория / Г. Журавлева, Н. Эриашвили. – М.: Банки и Биржи; ЮНИТИ, 1997.

.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  1

    Различные случаи эластичности 

    

    а) Эластичный спрос

     

    

    б) Неэластичный спрос

        

    в) Единичная унитарная эластичность 

                   

    г) Бесконечно эластичный спрос

    

 

д) Абсолютно неэластичный спрос

    

е) Классификация  товаров по степени эластичности спроса на них по цене

Приложение 2

    Таблица 1

    Реакция покупателей на изменение цены

Коэффициент эластичности 
Характер  спроса 
    Поведение покупателей, когда
цена  снижается цена возрастает
Ed= 0 Абсолютно неэластичный  
Количество покупаемого товара не изменяется
0< Ed <1 Относительно  неэластичный Темп роста  спроса меньше темпа снижения цены Темп снижения спроса меньше темпа роста цены
  Единичная эластичность Темп роста  спроса равен темпу снижения цены Темп снижения спроса равен темпу роста цены
1 < Ed < ∞ Относительно  эластичный Темп роста  спроса выше темпа снижения цены темп снижения спроса выше темпа роста цены
Ed = ∞ Абсолютно эластичный Объем покупок  неограниченно возрастает Объем покупок  падает практически до нуля

Информация о работе Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции