Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа
Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему:
- ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения;
- рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов;
- определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену;
- выявить основные факторы, которые предопределяют спрос и предложение на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Цена, спрос и предложение как экономические категории……………5
Понятие и сущность спроса……………………………………………..5
1.2 Экономическое обоснование предложения в механизме рынка……...8
1.3 Равновесная цена. Рыночное равновесие……………………………...10
Глава 2. Исследование эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности………………………………………………………………………..14
2.1 Эластичность спроса и предложения. Коэффициент
эластичности…………………………………………………………………..14
2.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения………17
2.3 Применение теории эластичности спроса и предложения………….20
Глава 3. Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………...24
3.1 Спрос и предложение на ресурсы……………………………………..24
3.2 Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………………...26
3.3 Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………
Глава
3. Анализ спроса и предложения на ресурсы
в условиях совершенной и несовершенной
конкуренции
3.1 Спрос и предложение на ресурсы
В развитой экономике со сложившейся инфраструктурой производители имеют адаптивную реакцию на меняющиеся рыночные сигналы. Движение товарных цен на продукцию фирмы (предприятия) заставляет ее менять структуру производства, его профиль и масштабы, что обусловливает смену стратегии управления. Новая стратегия предполагает ориентирование уже на новые виды ресурсов. Но проблема заключается не только в том, чтобы определить, какие ресурсы необходимы. Важно знать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольший доход. Поэтому фирма начнет поиск возможных вариантов сочетания ресурсов для выбора наилучшего из них. Итак, фирма должна выбирать. Но для этого рынки ресурсов должны представить для продажи богатый ассортимент и характеризоваться достаточной товарной насыщенностью. Проблема выбора альтернативных вариантов сочетания ресурсов по-настоящему встает в условиях конкурентного предложения ресурсов, когда проблема заключается не в том, чтобы найти нужный ресурс, а в том, чтобы профинансировать его покупку.
В
нашей экономике с распадом Советского
Союза разорвались
Положение
усугубляется недостатком накоплений,
характерным для спада
Тем не менее требование получить равный доход на единицу затрат, ресурсов уже во многом определяет поведение наших бизнесменов, когда они меняют вид деятельности. Так называемые «челноки» обычно меняют ассортимент закупок, если доходность их начинает падать.
Следует особо отметить характерные особенности формирования рынка земли. Земля в условиях государственного социализма была национальным достоянием. Теперь она стала переходить в частную собственность граждан. Это касается дачных участков, участков садоводческих товариществ и приусадебного хозяйства сельских жителей.
При сложившемся
Пока не решен вопрос о собственности на землю предприятий. Но каковы бы ни были перспективы претворения его в жизнь, ясно одно - плата за землю, за пользование природными ресурсами, так называемые «рентные платежи» должны найти свое законное место в хозяйственной жизни.
Определив
эти упрощающие допущения, можно
выделить наиболее важный момент: спрос
на ресурсы является производным спросом,
то есть производным от готовых товаров
и услуг, которые производятся с помощью
данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют
потребности потребителя не прямо, а косвенно,
через производство товаров и услуг. Домохозяйства
желают потреблять различные продукты
питания или продукты, изготовленные с
помощью ресурсов, а не сами ресурсы.
Конкуренция совершенная - конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место, на так называемом идеальном рынке (идеальная конкуренция, чистая конкуренция), где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного схожего, взаимозаменяемого товара, свободнообращающихся между собой. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния ни на цену, ни на масштабы продаж.
Наименее
сложный метод определения
Роль производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощи таблицы 1.
Таблица 1
Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях чистой конкуренции (гипотетические данные)
Единицы ресурса | Всего продукта | Предельный продукт(МР)∆(2) | Цена продукта | Общий доход (2х4) | Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) |
0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
1 | 7 | 7 | 2 | 14 | 14 |
2 | 13 | 6 | 2 | 26 | 12 |
3 | 18 | 5 | 2 | 36 | 10 |
4 | 22 | 4 | 2 | 44 | 8 |
5 | 25 | 3 | 2 | 50 | 6 |
6 | 27 | 2 | 2 | 54 | 4 |
7 | 28 | 1 | 2 | 56 | 2 |
Предполагается, что фирма приобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные в колонках 1—3 напоминают нам о возможности применения в данной ситуации закона убывающей доходности, в соответствии с которым предельный продукт труда (МР) падает ниже определенной точки.
Для упрощения предполагается, что уменьшение предельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.
В колонке 4 даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта является постоянной, в данном случае равна 2 доллара, ибо мы предполагаем существование конкурентного рынка продукции.
Умножая данные колонки 2 на данные колонки 4, получаем общий доход в колонке 5. Из данных об общем доходе легко вычислить предельный продукт в денежном выражении (МRР) - прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства (в данном случае — труда). Он указан в колонке 6. Цифровые данные МRР — колонки 1 и 6 — показывают значения спроса фирмы на труд.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения, как прироста общих издержек, так и прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек, называется предельными издержками на ресурсы (МRС). Итак, для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRР последнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемых таково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает рабочих, которые "не оплачивают сами себя", и поэтому она может увеличить свою прибыль, лишь уволив какое-то число рабочих.
Поскольку цена на продукт и предельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма использует ресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается совокупным, или рыночным, предложением труда или рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы, потому что она нанимает весьма небольшую долю совокупного объема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсы возрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции.
Соответственно, используя данные колонки 6 таблицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 долларов, то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост совокупного дохода на 14 долларов и чуть меньше — 13,95 долларов — прирост совокупных издержек. Для каждого последующего рабочего, однако, МRС превышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 долларов, то, применяя ту же аргументацию, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом графике (кривой) показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы. Графически это дано на рисунке 4.
Цена ресурса
(ставка
з/платы)
Рисунок
4. Спрос производителя на ресурс в условиях
чистой конкуренции.
Кривая МRР — это кривая спроса на ресурс. Расположение кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой конкуренции цена продукта является постоянной; следовательно, исключительно из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается.
Конкуренция несовершенная - конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции; конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность частично или целиком контролировать цены на продукцию, которую они производят, в отличие от совершенной конкуренции, при которой цены формируются рынком как равновесные зависимости спроса и предложения.
Наш анализ спроса на труд ненамного усложняется, если предположить, что фирма продает свою продукцию на рынке с несовершенной конкуренцией. Чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса на продукцию фирмы отлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену на продукт, чтобы увеличить его реализацию; в таблице 2 это учтено.