Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему:
- ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения;
- рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов;
- определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену;
- выявить основные факторы, которые предопределяют спрос и предложение на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Цена, спрос и предложение как экономические категории……………5
Понятие и сущность спроса……………………………………………..5
1.2 Экономическое обоснование предложения в механизме рынка……...8
1.3 Равновесная цена. Рыночное равновесие……………………………...10
Глава 2. Исследование эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности………………………………………………………………………..14
2.1 Эластичность спроса и предложения. Коэффициент
эластичности…………………………………………………………………..14
2.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения………17
2.3 Применение теории эластичности спроса и предложения………….20
Глава 3. Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………...24
3.1 Спрос и предложение на ресурсы……………………………………..24
3.2 Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………………...26
3.3 Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Цена,спрос и предложениею.Эластичность спроса и предложения.Коэффициент эластичности..doc

— 687.00 Кб (Скачать)

 

      Рисунок 2. Предложение

      Условные  обозначения:                                  

      S – кривая предложения.

      Если  кривая спроса устанавливает отношение  между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, значит, кривая предложения характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. При этом, в отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.

      Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.

    Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а по мере их падения — меньшее.

    На  предложение могут влиять неценовые факторы:

  • изменение издержек производства в результате технических 
    нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
  • выход на рынок новых фирм, что увеличит предложение вне зависимости от цен;
  • изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
  • технологические возможности производства;
  • уровень налогов и дотации;
  • перспективы развития отрасли;
  • природные катастрофы, политические действия, войны. Разрушая экономику, они влияют на сокращение предложения.

        Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий [10 с. 43].

      Итак, товары, на которые потребитель предъявляет  спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение. 

    1.3 Равновесная цена. Рыночное равновесие 

      Равновесная цена – это такая цена, при  которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом [14 с. 45]. На рисунке 3 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.

      

      Рисунок 3. Равновесие на рынке

      Условные  обозначения:

                                            Р – равновесная цена;

                                            Q – равновесный объем продаж;

              Е – точка  равновесия.

      Равновесие означает, что все покупатели, которые могут или хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

      Что произойдет, если цена повысится и  станет равна Р1? В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 – Q1 представит собой излишек товара на рынке, который не будет куплен. Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий. Оно является так же следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельствах. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р.

      Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна  Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 – Q2. Такая нехватка благ возникает по разным причинам: когда выпускается мало изделий, пользующихся повышенным спросом; если цены искусственно занижаются (ниже стоимости или равновесной цены), что вызывает растущий спрос; когда денежные доходы населения повышаются быстрее, чем расширяется производство. Постоянный дефицит товаров может перерасти в кризис недопроизводства. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия.

      На  рынке действует закон рыночного  ценообразования, который состоит в следующем:

     1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

    1. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в

спросе  или предложении, то установится  новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения [11 с. 118].

      Вальрас формирует «закон действительных предложения  и спроса или закон установления равновесных цен» для случая обмена двух товаров друг на друга: если даны два товара, то чтобы имелось рыночное равновесие по отношению к ним, необходимо и достаточно, чтобы действительный спрос на каждый из двух товаров был равен его действительному предложению; если это равенство не существует, то чтобы прийти к равновесной цене, необходимо повышение цены товара, действительный спрос на который выше его действительного предложения, и понижение цены того товара, действительное предложение которого выше действительного спроса на него [7 с. 23].

     Возвращению цены к равновесному уровню могут  препятствовать только два обстоятельства:

     - монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу;

     - административное регулирование  цен (отсюда, в частности, видна  ответственность государства за  установление цен, приводящее, как  правило, к дефициту или перепроизводству).

     Таким образом, при всем, казалось бы, необъятном диапазоне возможных цен они на классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.

     Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон:

     а) по горизонтали – стремлением  участников рынка к преодолению  дефицита или перепроизводства (изменением количества товаров);

     б) по вертикали – стремлением к  достижению предельной выгодности (изменением уровня цен).

     Понимание сущности равновесной цены позволяет  рассматривать все иные (неравновесные) цены как аномалию. Вот почему существует множество учений, которые видят свою задачу в создании условий, обеспечивающих в рыночной экономике систему стабильных равновесных цен (т.е. на каждом локальном рынке).

     Точка равновесия – самая большая загадка  в экономике, ее анализом и предсказанием  заняты все экономисты, в ее непредсказуемости, заставляющей «крутиться» производителей и потребителей, – истоки жизни экономики.

     Между тем, «блуждание» точки равновесия вынуждает к постоянному повышению  эффективности, обеспечивающему запас  рыночной прочности. 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование эластичности спроса и  предложения. Коэффициент эластичности. 

2.1  Эластичность спроса и предложения. Коэффициент

    эластичности 

    Возможность возникновения трудностей при сбыте  товаров заставляет любого продавца изучать спрос на своем рынке сбыта и прогнозировать реакцию покупателя на те или иные изменения цен и величин предложения товаров. В решении этой задачи помогает информация о степени эластичности спроса по цене [11, с. 70].

    Понятие эластичности позволяет выяснить, как  происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.                            Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены. Различные случаи эластичности представлены в приложение 1 [13, с. 15].

    Эластичность  спроса по цене – масштаб изменения  величины спроса (%) при изменении  цены на один процент.

    Если обозначить цену через Р, а величину спроса через Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Еd будет равен:

    

        (1)

    где Δ — символ (дельта), обозначающий изменение;

    ΔQ—  изменение спроса;

    ΔР  — изменение цены.

    В соответствии с законом спроса коэффициент эластичности Ed почти всегда имеет отрицательный знак. Это объясняется тем, что при снижении цены объем спроса вырастет, и наоборот. Исключение составляет спрос на престижные товары. Кроме того, при некоторых процессах в экономике, например постоянном росте цен в долгосрочном периоде, люди вынуждены делать запасы впрок, что приводит к увеличению спроса на продукцию. Например, если при снижении цены с 20 до 15 рублей количество покупаемой продукции возрастает с 10 до 15 единиц, мы получим:

    ΔQ= 15 – 10 = 5,

    а процентное изменение объема спроса составит:

    

 
Аналогичным образом снижение цены в процентах выражается как:

    

    Следовательно, из нашей формулы абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности будет равно:

    

    Наличие связи между ценой и объемом товаров, который покупатели готовы приобрести при том или ином ее уровне, чрезвычайно важно для всех изготовителей и торговцев. 

    Дело  в том, что любой торговец, изменяя  цену своего товара, должен быть осторожен  и просчитывать, как при этом изменится величина спроса на его товар, а значит – как изменится выручка от продаж [9, с. 23 -24].

    Коэффициенты  эластичности позволяют разбить  все товары на две основные группы:

  1. товары эластичного спроса;
  2. товары неэластичного спроса.

    Таблица реакции покупателей на изменение цены товара при различном характере эластичности спроса представлена в приложение 2.

    Существуют  два способа вычисления коэффициента эластичности. Первый позволяет определить точечную эластичность (эластичность в точке). Она характеризует относительное изменение спроса при бесконечно малом изменении цены. Это в реальности встречается либо на монополизированном рынке, либо в определенной точке сбыта товара в краткосрочном периоде. Но в зависимости от того, какой из двух уровней цены и количества продукции используется при определении второго сомножителя, уравнение эластичности имеет, по крайней мере, два решения, позволяющие получить различные результаты:

               

                               (2)

    где P0, P1, — цена продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точках;

    Q0, Q1, — количество продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точках.

    Во  избежание неопределенности в расчетах обычно используют средние для анализируемого периода значения цены и количества продукции. Такой способ расчета  позволяет вычислить коэффициент дуговой эластичности.

Информация о работе Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции