Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:39, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Государственное
регулирование рынка труда – это комплекс
экономических, законодательных, административных
и организационных мер, направленных на
стимулирование роста занятости, подготовку
и переподготовку работников, содействие
найму рабочей силы и введение системы
социального страхования безработицы
и обязательного пенсионного обеспечения.
[5, стр. 413]
Государственное
регулирование рынка труда
Для регулирования отношений между работодателем и работником применяется ряд актов и законов, прописанных в «Трудовом кодексе Российской Федерации» (ТК РФ). ТК РФ состоит из 13 разделов [Приложение 4]
Целями
трудового законодательства являются
установление государственных гарантий
трудовых прав и свобод граждан, создание
благоприятных условий труда, защита прав
и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства
являются создание необходимых правовых
условий для достижения оптимального
согласования интересов сторон трудовых
отношений, интересов государства, а также
правовое регулирование трудовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними
отношений по:
- трудоустройству у данного работодателя;
-
профессиональной подготовке, переподготовке
и повышению квалификации
-
социальному партнерству,
-
участию работников и
-
материальной ответственности
- надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
- разрешению трудовых споров.
Огромное
внимание в своих выступлениях на
проблемы безработицы и трудоустройства
обращает президент РФ В. В. Путин. В очередной
прямой линии, прошедшей 18 октября 2007 года,
он отметил, что: «
Положительный эффект или положительный
результат последнего года, уходящего
года – это снижение уровня безработицы.
В прошлом году от трудоспособного населения
у нас было безработных 6,5 процента, в этом
году – 5,7 процента. Чтобы понимать, что
это такое, что стоит за этими процентами:
это 600 тысяч человек, которые нашли свое
место в жизни и были трудоустроены за
последний год.»
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово-кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов политики и в рамках своей компетенции и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и в конечном счете смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы.
Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне.
В настоящее время можно выделить три основных звена инфраструктуры рынка труда:
-
государственная и
-
организации, занимающиеся
-
система социального
Деятельность всех звеньев инфраструктуры регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.
Государственная и негосударственные службы занятости, кадровые службы предприятий и фирм являются основным звеном инфраструктуры рынка труда.
Основной обязанностью государственной службы занятости является обеспечение (если необходимо, в сотрудничестве с другими заинтересованными государственными, общественными и частными учреждениями) эффективной организации рынка труда в качестве неотъемлемой части национальной стратегии достижения и поддержания эффективной занятости.
Помимо государственной службы занятости в Оренбургской области, как и в других регионах России, на рынке труда действуют негосударственные (частные) организации и фирмы. Одни из них оказывают помощь в трудоустройстве отдельным категориям работников (например, биржи труда молодежи), другие оказывают помощь работодателям в подборе (на коммерческой основе) необходимых им кадров, в основном из числа работающих, предлагая им более подходящую и высокооплачиваемую работу (наиболее популярны агентство “Карьера”, “Стимул - Р”, “Альма”). Негосударственные службы действуют в соответствии с законом, на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти, при наличии заключения органов службы занятости.
Как показывает зарубежная и отечественная практика, роль негосударственных служб занятости будет возрастать, так как возрастает значение более активного, тщательного и эффективного подбора кадров. Это же более профессионально и качественно могут сделать узко специализированные агентства по найму.
Органы профориентации, профобучения, переподготовки и повышения квалификации работников. Развитие этого блока инфраструктуры рынка труда важно для сбалансирования спроса и предложения рабочей силы по профессиям и квалификации, для насыщения рынка труда новыми рыночными профессиями, переподготовки работников, высвобождаемых в связи со структурной перестройкой и невостребованных в настоящее время. К входящим в него организациям относятся профтехучилища, учебно-курсовые комбинаты предприятий, специализированные колледжи, технические лицеи, высшие и средние специальные учебные заведения, центры переподготовки на базе служб занятости.
Региональный центр не только осуществляет обучение и повышение квалификации персонала государственной службы, но и ведет активную научную деятельность. Одним из основных направлений этой деятельности является создание и совершенствование технологий управления деятельностью государственных и муниципальных органов власти. Другим направлением научной деятельности Центра является поддержка системы управления региональным и территориальным социально-экономическим развитием, в рамках которого осуществляются разработка и апробирование методик обучения персонала органов местного самоуправления.
Самыми острыми проблемами в данной области являются: отсутствие соответствия между профессионально - квалификационным спросом на рынке труда и структурой подготовки кадров в действующих учебных заведениях; узкая профессиональная специализация выпускников ВУЗов не удовлетворяет требованиям рынка труда в универсальном работнике, что, в общем, обуславливает необходимость пересмотра программ в системе подготовки и переподготовки работников.
Система социального партнерства на рынке труда. Положение на рынке труда в немалой степени зависит от взаимодействия работодателей, наемных работников и органов государственной власти. Правила игры на этом рынке определяются не только рыночными регуляторами и системой законов, но и соглашениями сторон.
Организационным звеном социального партнерства на рынке труда выступают координационные комитеты содействия занятости населения. Они создаются из представителей профсоюзов или иных представительных органов работников, из представителей работодателей и органов службы занятости; в них могут участвовать представители и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Вопросы содействия занятости, профилактики безработицы находят воплощение в генеральных соглашениях, заключаемых между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Администрацией Оренбургской области.
На территории области в порядке социального партнерства органы местного самоуправления, работодатели, объединения профсоюзов и служба занятости проводят совместную работу по обеспечению социальных гарантий в области труда и занятости граждан. В целях осуществления контроля за соблюдением коллективных договоров в большинстве территорий области действуют комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Кроме этого, органы службы занятости, в целях решения проблем занятости, активно взаимодействуют со всеми заинтересованными структурами, устанавливают договорные отношения службы занятости с органами исполнительной и законодательной власти, общественными организациями, работодателями широко применяются в совместной практике.
Следует
отметить, что эффективность социального
партнерства и его воздействие на рынок
труда зависит от организованности и работоспособности
всех ее участников.
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).
На предприятиях осуществляется управление персоналом. Развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете именно на предприятиях производятся сохранение и создание новых рабочих мест, «деление» рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации
В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предприятиями субъектами создания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов регулирования рынка труда. [12, стр. 103-108]