Анализ экономических систем, и их структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ экономических систем, и их структуры.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
Дать классификацию экономическим системам.
Дать определение понятию «экономические системы» рассмотреть их сущность и структуру.
Изучить рынок как экономическую структуру.
Исследовать субъекты и цели рыночного хозяйства и выявить и определить проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры.
Проанализировать основные направления проблемы и перспективы государственного регулирования в рыночных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Классификация экономических систем: понятие, сущность и структура........................................................................................................6
1.2. Рынок как экономическая система.....................................................12
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ
2.1. Субъекты и цели рыночного хозяйства.............................................17
2.2. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры....19
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ
3. 1. Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях......................................................................................23
3.2. Проблемы и перспективы государственного регулирования рыночной системы в России......................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................34

Работа содержит 1 файл

Курс. Эконом.систем.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

       Что касается российской экономики, она  исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что  и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.       

       Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества. 12

       Если  оценивать экономические цели современной  системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

       1. Обеспечение экономического роста  и более высокого уровня и  качества жизни населения.

       2. Повышение эффективности использования  ограниченных производственных  ресурсов в масштабе всего  общества, то есть достижения  наилучших результатов при минимальных затратах.

       3. Достижение полной занятости  трудоспособного населения. Все  кто может и желает работать  должны быть обеспечены рабочими местами.

       4. Стабильный уровень цен. Постоянно  изменяющиеся цены ведут к  изменению поведения людей и  предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.

       5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие  субъекты должны обладать в  своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

       6. Справедливое распределение доходов.  Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.

       7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

       Государство – предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

       Кроме предоставления услуг, государство  осуществляет различные денежные выплаты  фирмам и домохозяйствам. Главным  образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные  денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства. 13    

       Таковы  в общих чертах основы и характерные  признаки рыночной экономики.  
 

       2.2. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры 

       Для нормального функционирования рынка  необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

       Рыночную  инфраструктуру определяют по-разному:

    • как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
    • как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
    • как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
    • движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

       В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих  определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

       Основными элементами инфраструктуры рынка в  современных условиях являются: биржи, аукционы, ярмарки и другие формы  организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки, система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования различных рисков и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов и т.д. 14

       Инфраструктура  призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

       К основным функциям инфраструктуры рынка  относят:

    • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
    • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
    • организационное оформление рыночных отношений;
    • облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

       Для успешного функционирования рынка  и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий (принципов):

    • свобода законной экономической (предпринимательской) деятельности всех участников общественного производства;
    • всеобщность рыночных отношений;
    • договорный характер экономических отношений;
    • равноправие экономических агентов;
    • определенный уровень экономической ответственности;
    • свободное рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
    • конкуренция, которая является основой рынка;
    • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
    • многообразие форм собственности;
    • устойчивые денежная и финансовая системы;
    • стабильная политическая обстановка.

       Рынок как эффективный механизм координации  деятельности экономических субъектов  характеризуется следующими преимуществами:

    • эффективное распределение ресурсов;
    • возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
    • гибкая приспособляемость к изменениям конъюнктуры (высокая мобильность);
    • восприимчивость к достижениям НТП и оперативное их внедрение в производство;
    • свобода выбора и действий;
    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

       Вместе  с тем рынок характеризуется  и рядом негативных сторон:

    • не сохраняет невоспроизводимые ресурсов;
    • не сохраняет окружающую среду;
    • не регулирует мировые богатства и ресурсы (например, рыбные);
    • не создает коллективных товаров и услуг (образование, оборона, здравоохранение);
    • не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);
    • не обеспечивает фундаментальных исследований;
    • удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;
    • подвержен нестабильности, периодическим спадам и подъемам.

       В завершение отметим особенности современной рыночной экономики:

    • гибкое, адаптивное производство;
    • целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;
    • насыщенность товарами и услугами;
    • изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса;
    • государственное регулирование и стимулирование конкуренции;
    • формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих (рабочая акционерная собственность).15

       Таким образом, рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, являются цены, уравновешивающие спрос и предложение.  
 
 

3  ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ

3. 1. Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях 
 
 

       Для эффективной реализации экономической  политики важно обеспечить комплексность и взаимосвязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства. После отказа от директивного планирования таким основным документом, характеризующим социально-экономические процессы и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. При этом их содержание выходит за рамки чистых прогнозов как предположений о состоянии и характере последующего развития страны, поскольку в них содержатся предложения по объемам государственных инвестиции, по реализации государственных программ, по амортизационной политике и некоторые другие элементы государственного воздействия на экономику.

       В условиях осуществления рыночных преобразований меняются и функции органов централизованного управления (представленных министерствами экономики, финансов, труда и социального развития, министерствами и ведомствами отраслевой направленности) в сфере планово-прогнозной деятельности. Они должны сосредоточить свою деятельность:

  • во-первых, на определении среднесрочных и долгосрочных перспектив экономического, социального и научно-технического развития страны, а также

отраслей  народного хозяйства;

  • во-вторых, на формировании и организации выполнения общегосударственных программ на основе широкого использования программно-целевых и индикативных методов планирования, имея в виду, что управление экономикой в условиях перехода к рынку должно представлять собой синтез макроэкономического планирования и прогнозирования, определения целей и приоритетов социально-экономической политики в неразрывном единстве с формированием всей системы экономических регуляторов и созданием экономической среды для успешного функционирования рынка. При этом определение целей, приоритетов, макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства в развитии экономики страны должно осуществляться на основе новых подходов к структурной политике, призванной обеспечить поворот сферы материального производства к нуждам человека.[8]

       Объектами общегосударственного прогнозирования и макропланирования в условиях перехода к рынку должны быть:

  • Основные пропорции расширенного воспроизводства, характеризующие уровень решения социальных проблем, развития ключевых сфер экономики.
  • Направление общегосударственной научно-технической и инвестиционной политики в целях структурной перестройки экономики.
  • Формирование межгосударственных внешнеэкономических связей.
  • Создание резервов для осуществления обще государственных программ и локализации чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение обороноспособности страны на принципах разумной достаточности.

В системе  государственного управления и регулирования развития экономики должны быть принципиально изменены содержание и роль плановых решений. Они должны быть нацелены:

  • на комплексный экономический анализ, обеспечивающий оценку текущего состояния народного хозяйства в сопоставлении с мировыми тенденциями с учетом рыночной конъюнктуры, а также перспектив развития экономики страны;
  • разработку макроэкономических, демографических, социально-экономических и научно-технических прогнозов, а также прогнозов по размещению производительных сил;
  • формирование на анализе и прогнозах задач социальной защиты населения, целей и приоритетов в развитии народного хозяйства страны;
  • определение потребностей в продукции (работах, услугах) для общегосударственных нужд;
  • разработку общих принципов ценовой, антиинфляционной, налоговой, финансово-кредитной, внешнеэкономической и антимонопольной политики с целью достижения сбалансированности экономического 
    развития и поощрения конкуренции на рынке;
  • существенное увеличение во всех сферах экономики удельного веса отраслей, обеспечивающих развитие социальных секторов народного хозяйства и производств, выпускающих товары (работы, услуги) и продовольствие для населения- обеспечение приоритетного и комплексного развития рыночной инфраструктуры, создающей условия для беспрепятственного движения финансовых, материальных и информационных потоков в народном хозяйстве.16

Информация о работе Анализ экономических систем, и их структуры