Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ экономических систем, и их структуры.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
Дать классификацию экономическим системам.
Дать определение понятию «экономические системы» рассмотреть их сущность и структуру.
Изучить рынок как экономическую структуру.
Исследовать субъекты и цели рыночного хозяйства и выявить и определить проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры.
Проанализировать основные направления проблемы и перспективы государственного регулирования в рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Классификация экономических систем: понятие, сущность и структура........................................................................................................6
1.2. Рынок как экономическая система.....................................................12
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ
2.1. Субъекты и цели рыночного хозяйства.............................................17
2.2. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры....19
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ
3. 1. Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях......................................................................................23
3.2. Проблемы и перспективы государственного регулирования рыночной системы в России......................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................34
Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.
Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества. 12
Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:
1.
Обеспечение экономического
2.
Повышение эффективности
3.
Достижение полной занятости
трудоспособного населения.
4.
Стабильный уровень цен.
5.
Экономическая свобода. Все
6.
Справедливое распределение
7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.
Государство – предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства. 13
Таковы
в общих чертах основы и характерные
признаки рыночной экономики.
2.2.
Проблемы и перспективы
развития рыночной инфраструктуры
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.
Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:
В
целом инфраструктуру можно определить
как совокупность институтов, систем,
служб, предприятий и организаций,
обслуживающих рынок и
Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются: биржи, аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки, система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования различных рисков и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов и т.д. 14
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
К основным функциям инфраструктуры рынка относят:
Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий (принципов):
Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:
Вместе с тем рынок характеризуется и рядом негативных сторон:
В завершение отметим особенности современной рыночной экономики:
Таким
образом, рыночная экономика представляет
собой многосложную систему связей,
посредством которой
3 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ
3.
1. Основные направления
государственного регулирования
в рыночных условиях
Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимосвязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства. После отказа от директивного планирования таким основным документом, характеризующим социально-экономические процессы и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. При этом их содержание выходит за рамки чистых прогнозов как предположений о состоянии и характере последующего развития страны, поскольку в них содержатся предложения по объемам государственных инвестиции, по реализации государственных программ, по амортизационной политике и некоторые другие элементы государственного воздействия на экономику.
В условиях осуществления рыночных преобразований меняются и функции органов централизованного управления (представленных министерствами экономики, финансов, труда и социального развития, министерствами и ведомствами отраслевой направленности) в сфере планово-прогнозной деятельности. Они должны сосредоточить свою деятельность:
отраслей народного хозяйства;
Объектами общегосударственного прогнозирования и макропланирования в условиях перехода к рынку должны быть:
В системе государственного управления и регулирования развития экономики должны быть принципиально изменены содержание и роль плановых решений. Они должны быть нацелены:
Информация о работе Анализ экономических систем, и их структуры