Анализ экономических систем, и их структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ экономических систем, и их структуры.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
Дать классификацию экономическим системам.
Дать определение понятию «экономические системы» рассмотреть их сущность и структуру.
Изучить рынок как экономическую структуру.
Исследовать субъекты и цели рыночного хозяйства и выявить и определить проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры.
Проанализировать основные направления проблемы и перспективы государственного регулирования в рыночных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Классификация экономических систем: понятие, сущность и структура........................................................................................................6
1.2. Рынок как экономическая система.....................................................12
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ
2.1. Субъекты и цели рыночного хозяйства.............................................17
2.2. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры....19
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ
3. 1. Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях......................................................................................23
3.2. Проблемы и перспективы государственного регулирования рыночной системы в России......................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................34

Работа содержит 1 файл

Курс. Эконом.систем.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

       Либерализация экономики на современном этапе  рыночных преобразований включает в себя прежде всего:

  • институциональные преобразования в отношении собственности, расширения свободы здоровой конкуренции во всех сферах;
  • либерализацию деятельности предприятий всех форм собственности, прежде всего субъектов малого и среднего бизнеса;
  • отмену госзаказа на производство стратегических видов сельхозпродуктов;
  • либерализацию внешнеэкономической деятельности, в том числе валютного рынка.
  • Таким образом, можно сделать вывод: государственное регулирование необходимо как в переходный крыночным отношениям период, так и в процессе функционирования сформировавшейся рыночной экономики
 
 
 

3.2.  Проблемы и перспективы государственного регулирования рыночной системы в России 

       По  мере подъема производства, развязывания кризиса неплатежей и стабилизации финансового положения будут  все более расширяться возможности  для снижения налогового бремени  и роста налоговой базы. Эти  процессы должны быть взаимоувязаны  со стратегическими положениями макроэкономической и инвестиционной политики на перспективу, которая, в свою очередь, должна предусматривать создание экономических стимулов для инвестиционной активности предприятий и банков. Создание благоприятных налоговых условий для развития производства обусловливает целесообразность внедрения в практику инвестиционного налогового кредита. Должна четко просматриваться перспектива "дедолларизации" российской экономики за счет использования инструментов для вложения рублевых средств, которые были бы более выгодны, чем вложения в доллары. Это позволит существенно повысить обеспеченность хозяйства деньгами, а предприятий - оборотными средствами без риска усиления инфляции. Пока же основным источником инвестирования предприятий продолжают оставаться их собственные средства - прибыль и амортизация. Однако прибыль поглощается инфляцией, а при отсутствии денежных средств амортизационные отчисления используются предприятиями для уплаты налогов. 17

       Преодоление кризиса производственного сектора  требует переориентации денежно-кредитной политики на цели рефинансирования экономического роста и создания условий для привлечения внебюджетных денежных средств. В рамках реструктуризации банковской системы, ее переориентации на кредитование производственной сферы, важнейшей функцией банков должно стать аккумулирование сбережений и их трансформация в инвестиции. Поэтому предоставление государственной поддержки реструктурируемым коммерческим банкам целесообразно увязывать с расширением их операций по кредитованию производственной сферы. Банки, обслуживающие реальный сектор экономики, целесообразно выделить в отдельную категорию, как это имеет место в мировой практике. При этом, если в структуре активов банка кредиты промышленности превышают 50 %, то к нему как к инвестиционному банку следует применять нормативы, отличные от банка, занимающегося спекуляциями с ГКО.

       Такую перестройку целесообразно осуществлять с учетом мирового опыта построения системы кредитно-банковских учреждений, состоящих из нескольких основных форм, различия между которыми определяются спецификой их активных (приносящих банку доход) и пассивных (привлечение денежного капитала) операций (см. таблицу 1 Приложение А). В структуре банковской системы следует выделять банки различных уровней: общенационального, отраслевого, регионального. Четкая специализация кредитно-банковских учреждений должна способствовать усилению регулирования и контроля со стороны государства и налоговых органов за их деятельностью, наведением должного порядка со сбором налогов. Выдача банкам разрешения на тот или иной вид деятельности должна основываться на объективных критериях, утвержденных Правительством РФ.

       Реалистическая  промышленная политика с обозначением национальных приоритетов, отвечающая требованиям экономической безопасности страны, должна поддерживаться за счет создания льготного финансово-кредитного налогового механизма и прямых государственных вложений. Целесообразно предоставлять преимущества предприятиям и кредитным учреждениям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели. Производственный сектор экономики должен получить оборотный капитал в виде нормальных (30-35 % годовых) кредитов на сроки, предполагаемые в бизнес-планах. При такой ставке и месячной инфляции до 2 % появятся стимулы для интенсификации работы предприятий, будут доходы и соответственно налоговые поступления; отпадет нужда в предоставлении различного рода льгот

       Оздоровление  финансовой системы предприятий, зависящее  от улучшения положения дел в  реальном секторе экономики, связано  с повышением доходов бюджетной системы страны, стимулированием инвестиций и экономическим ростом.

       В то же время этому препятствует гипертрофированное развитие льготного и теневого секторов российской экономики, масштабы которых, по оценкам специалистов, достигли угрожающих размеров (до 30-40 % ВВП). Таким образом, есть принципиальная возможность увеличения доходов бюджета в 2 раза при сокращении примерно в 1,5-2 раза бремени налогов для отечественных товаропроизводителей в целом. Предоставление льгот должно быть жестко увязано с достижением нужного обществу результата. Целесообразно провести инвентаризацию налоговых льгот и увязать их с системой государственных приоритетов и политикой стимулирования легальной экономической деятельности. Ликвидация льгот не должна вести к ослаблению стратегически важных звеньев хозяйства и социальной сферы. В частности, необходима проработка концепции "гибкого налогообложения" организаций, выполняющих военно-промышленный заказ, "градообразующих предприятий", предприятий стратегического значения. 18

       Задача  поддержки производства и приоритетных отраслей национальной экономики обусловливает  необходимость превращения государственной  собственности в высокодоходную, что потребует эффективного управления государственным имуществом, включая  пакет акций государственных акционерных обществ. В этой ситуации требуется усиление государственного финансового контроля прежде всего в сфере деятельности естественных монополий, юридически контролируемых государством.

       Исходя  из результатов и тенденций социально-экономического развития основное внимание в экономической политике должно быть обращено прежде всего на нормализацию текущего финансового положения предприятий, что будет способствовать запуску рыночного механизма аккумуляции доходов как на уровне хозяйствующих субъектов, так и в государственном бюджете через функционирование налоговой системы.

       Решение комплексной проблемы расширения налоговой  базы неразрывно связано  с созданием такого хозяйственного механизма, который обеспечит  перераспределение  ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в  освоение новых технологий, концентрацию ресурсов в перспективных направлениях экономического роста, повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На решение этой задачи и должна быть нацелена финансово-кредитная, промышленная и научно-техническая политика государства.[10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

       В заключение курсовой работы необходимо отметить, что в самом общем значении термин «система» (от греч. « systema » – целое, составленное из частей) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

       С учетом этого экономическая система  может быть определена как упорядоченная  совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются  в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ. При таком подходе должны выделяться субъекты и объекты экономических отношений, различные формы связей между ними.

       В современных условиях рыночная система  хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство). 19

       Одной из наиболее характерных  особенностей организации  и функционирования экономических систем в современных  условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

       Следует отметить, что понятия «рынок «и «рыночная экономика» не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий  уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм); свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества. 20

         В стабильно развивающихся странах роль государства в сфере экономики весьма значительна. Смещаются лишь акценты экономической политики.

       Очень поучителен опыт западных стран и Японии в области государственного регулирования и программирования экономики, в сфере межгосударственной интеграции.

       Влияние государства особенно велико в разработке и осуществлении программы реформ, охватывающей определенные этапы и относительно длительный период времени. Такая программа в наших условиях тем более важна, что вне зависимости от субъективных желаний экономика не в состоянии моментально перейти на рельсы рыночного хозяйствования.

       Реальная  экономическая политика государства в общих чертах выражается в степени и методах его воздействия на объекты регулирования экономики. Таковыми могут выступать сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности и проблемы, которые не разрешаются автоматически или же могут быть разрешены в отдаленном будущем. В то же время скорейшее снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Государство должно если не ликвидировать, то, по крайней мере, ослабить негативные процессы в социально-экономическом развитии общества и всемерно способствовать развитию процессов позитивных.

       Правильно сочетая экономические, организационные (в том числе административные и индикативные), правовые и иные методы, государство и в рыночных условиях прямо или косвенно способно стимулировать или ограничивать развитие отдельных отраслей, производств, предприятий, решать стоящие перед ним экономические и социальные задачи.21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 
 

 
  1. Андрианов, В. Механизмы саморегуляции рыночной экономики на микроэкономическом уровне / В. Андрианов // Общество и экономика. - 2008. - №2. - С. 5-35.
  2. Ковнир, В. Оценка и соизмерение экономических систем в современной мировой экономике / В. Ковнир // Экономист. - 2008. - №6. - С. 67-74.
  3. Микроэкономика : учебное пособие / О. М. Калашникова, Н. В. Родионова, Н. Г. Барышникова, Л. Н. Ивашутина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2010 - Ч. 1. - 2010. - 143 с.
  4. Мищенко, В. В. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / В.В. Мищенко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 480 с. -
  5. Орешин, В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие/ В.П. Орешин. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 124 с
  6. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008 
    год и период до 2010 года. . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2007/06/ budpol_08-10_050607.pdf. – загл с экрана
  7. Понятие, сущность и структура экономической системы общества. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://economy-bases.ru/t3r2part7.html. загл.с экрана
  8. СалаховС.В. Основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условиях. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://elibrary.ru/item.asp?id=9458821. – загл.с экрана
  9. Столяров, В. И. Экономика : учебник / В. И. Столяров. - М. : Академия, 2008. - 508, [1] с.

Информация о работе Анализ экономических систем, и их структуры