Аграрный сектор в экономике Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан за годы независимости прошла сложный путь реформирования всех сфер АПК. Сегодня сельское хозяйство преодолело пик спада производства, который был на этапе перевода экономики на рыночные механизмы управления, и начиная с 1999 г. отрасли сельскохозяйственного производства и связанные с ним сферы переработки продукции развиваются во всех регионах достаточными темпами. Этому в немалой степени способствовали адаптация товаропроизводителей к новым экономическим условиям, развитие других отраслей народного хозяйства, повышение доходов населения, несколько увеличивших спрос на продукты сельского хозяйства и его переработки, проводимая государством аграрная политика, развитие экспорта.

Содержание

Введение.

Глава 1. Аграрный сектор в Казахстане.

1.1 Аграрный сектор КЗ.

1.2 Проблемы и перспективы аграрного сектора при вступлении в ВТО.

1.3 Современный аграрный сектор в РК

Глава 2. Развитие аграрного сектора независимого Казахстана.

2.1 Социально-экономическая роль аграрного сектора экономики.

2.2 Проблемы развития аграрного сектора.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 52.63 Кб (Скачать)

В Послании Президента особо подчеркивается необходимость  государственной политики, направленной на поддержку сельских территорий, перспективных с позиций жизнедеятельности человека и функционирования рынка.

Мировой опыт государственного регулирования  развития сельских территорий также  показывает, что в основе госрегулирования развития сельских регионов большинства стран лежат показатели уровня доходов (ВВП на душу населения, душевой доход, доля безработных), которые напрямую связаны с экономикой сельских территорий.

По классификации  Всемирного Банка, Казахстан относится  к группе стран с низким уровнем  дохода по показателям производства ВВП на душу населения. Уровень ВП сельского хозяйства на 1 сельского жителя в Казахстане в 1,8 раза ниже, чем в России, в 1,3 раза ниже, чем в Украине, в 3 раза ниже, чем в Турции, в 7,5 раза ниже, чем в Южной Корее, Германии, в 8,8 раза ниже, чем во Франции, в 43 раза ниже, чем в Бельгии.

На основании  изложенного сделан вывод, что концептуальной основой государственной политики развития сельских территорий является обусловленность ее перспективами развития сельской экономики.

Объектом  Государственной программы развития сельских территорий (далее – Программа) определен сельский населенный пункт - поселение на компактно заселенной территории, где население занято преимущественно сельским хозяйством. Понятие "сельский населенный пункт" отличается от понятия "аул (село)", обозначенного в Законе Республики Казахстан "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан". Так, в соответствии с положениями Закона отличительными признаками аула (села) являются:

а) учет и регистрация населенного пункта в установленном порядке;

б) управление им местными представительными и  исполнительными органами;

в) численность не менее 50 человек, из которых занятые в сельскохозяйственном производстве работники и члены их семей составляют не менее половины населения.

Из 7660 сельских населенных пунктов, официально представленных областными акиматами, в более 500 проживает менее 50 человек, существуют многочисленные станции и разъезды (257), села, включенные в территориальные границы городов (317), где население практически занимается сельскохозяйственной деятельностью. Численность населения, проживающего в них, составляет 579 540 чел., оно считает себя сельским и надеется на внимание государства к проблемам села.

В Программе  дается классификация сельских населенных пунктов по группе критериев, характеризующих уровень социально-экономического развития, среди которых приоритетным является оценка экономического потенциала. Меры государственной поддержки будут направляться на развитие инфраструктуры жизнеобеспечения прежде всего в сельские населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития, обеспечивающим необходимый уровень доходов сельских жителей.

Масштабы  и новизна решаемых в рамках Программы  проблем, необходимость координации  разрабатываемых мер с возможностями  республиканского и местных бюджетов обусловливают ее реализацию в два этапа.

На первом этапе (2007-2009 гг.) предполагается решение  первых трех задач. Необходимо также подготовить и утвердить национальные стандарты социальной и инженерной обеспеченности сельских жителей для формирования на их основе сбалансированной по доходам и стоимости услуг модели оптимального сельского расселения, наметить программу мер государственного регулирования оптимизированных миграционных потоков и поддержки сельских мигрантов, провести ревизию имеющейся законодательной базы и разработать необходимые нормативные правовые документы.

На втором этапе (2007-2010 гг.) произведена оценка потенциальной емкости каждого  СНП*, реализованы меры по оптимизации  сельского расселения, обеспечению  более высокого уровня жизни сельских жителей, созданы основы устойчивого  развития сельских территорий.

На нынешнем этапе перехода к рыночной экономике  забота о создании гарантии предпринимателям, решение проблем нахождения и обеспечения возвратности финансовых средств приобретают еще большую актуальность.

Глава 2.2 Проблемы развития аграрного сектора.

Казахстан  интенсивно  ищет  новые  пути  выхода  из  создавшегося  за последние  годы  глубокого  экономического  и  социального   кризиса   путем оздоровления прежде всего своих базовых отраслей экономики. Одним из  таких направлений  становится  передача   крупных   промышленных   предприятий   в контрактное управление отечественным и иностранным фирмам  (за  последние 2 года было заключено 42 контракта).

      Внутриконтинентальное положение   Казахстана,  удаленность  от  морских путей и международных транспортных артерий создают  серьезные  проблемы  для его экономического  развития.  К  тому  же,  в  результате  целенаправленной политики советского периода  его  транспортная  и  коммуникационная  системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные  по  уровню  развития  и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.

      Инфраструктура Казахстана до  сих пор,  в  основном,  ориентирована   на обслуживание  экономики  СНГ:  здесь  все   еще   отсутствует   нефтепровод, соединяющий  основные  месторождения  на  западе   Казахстана   с   крупными нефтеперерабатывающими  заводами  на  северо-востоке   и   юге   республики; передаточные и распределительные электросети на севере и юге  Казахстана  не соединены, хотя его мотаная северная система подключена  к  российской  сети (куда  уходит  значительная  доля  электроэнергии),  а южная -   к   сетям Кыргызстана и Узбекистана  (оттуда  Казахстан  получает  также  значительную долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как  промежуточная зона для большого  потока  природного  газа  из  республик  Средней  Азии  в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки  переправляет  также в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе,  где газ добывается.  И  поэтому  сейчас  главной  задачей   для   Казахстана   стала необходимость  совершенствования  внутриреспубликанских  связей,   а   также модернизация большей части существующей инфраструктуры.

      К сожалению, за период  независимости   Казахстана  несырьевые  секторы экономики  находились  на  периферии  интересов  каждого   из   правительств республики. Как следствие, теперь у нас аграрная, пищевая и  другие  отрасли остаются неразвитыми.

       Однако  ограничение  в  данном   случае   одной   только   негативной характеристикой   было   бы   проявлением   необъективности.   Есть    сферы деятельности, где наличествуют примеры успешного развития. За  эти  12  лет, скажем, были достигнуты  определенные  положительные  результаты  в  вопросе организации коммунального хозяйства. 

     Но   все   же   факт   остается   фактом:   Казахстан    не    обладает конкурентоспособной  несырьевой   экономикой.   Конечно,   такой   результат является следствием вполне  объективных  причин.  Сейчас  ситуация  начинает меняться. В этом году  руководство  страны  разработало  программу  развития сельского хозяйства. Оно же с некоторых пор стало  уделять  больше  внимания проблемам малого и среднего бизнеса. Но  внимания  эти  отрасли  удостоились довольно поздно. И это выглядит уже как попытка наверстать упущенное.

Нынешний  принцип комплексного экономического развития Казахстана  «step by step» - «шаг за шагом». Сырьевой сектор дает  толчок  для  развития  иных сфер – промышленной, аграрной, производственной.  Он  же  при  возникновении каких-то трудностей поддерживает их  в  плане  финансирования.  Основной  же акцент  ставится  на  развитие  одной   определенной   отрасли   в   течение определенного периода времени.

 Интересно,  что  государства,  находившиеся  ранее  в  схожих  условиях, являют в основной своей массе примеры отрицательного свойства.  Страны,  чей экономический  рост  обеспечивался  главным  образом   за   счет   природных ресурсов, либо  заболевали  «голландской  болезнью»,  либо  просто  проедали запасы своих недр. Исключение же составляют некоторые  государства  Западной Европы, к примеру Норвегия, которая одновременно поднимала все сферы своей экономики.

      Если рассматривать страны Юго-Восточной  Азии, которые многие аналитики часто  ставят  в  пример  Казахстану,  то  надо  отметить   следующее.   Они развивались по иному, не  во  всем  приемлемому  пути.  Эти  государства  не обладали большими запасами  углеводородов  и  металлов,  а  упор  делали  на наращивание интеллектуального капитала. И в  отличие  республики  Казахстан, страны Юго-Восточной Азии изначально определили собственное место в  системе мирового производства, добились  создания  необходимых  условий  и  получили поддержку со стороны США и ряда европейских держав.

       
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

1. Проблема  повышения эффективности сельскохозяйственного  производства, решаемая аграрной наукой и практикой на современном этапе социально-экономических преобразований, во многом зависит от степени научно-методологической обоснованности концепций совершенствования экономического механизма хозяйствования во взаимосвязи с общими принципами экономики. Складывающаяся ситуация и практика управления сельскохозяйственными предприятиями показывают, что на современном этапе развития АПК необходимо модернизировать экономический механизм хозяйствования, адекватный условиям многоукладности экономики и рыночным отношениям. Это и подтверждает социальная ситуация на селе. Основной причиной этого, на наш взгляд, является не проработанная и научно-обоснованная экономическая политика государства в сельском хозяйстве. Создание действующего и социально-ориентированного экономического механизма хозяйствования направленного, прежде всего развитие среднего и крупного сельскохозяйственного предприятия – одно из самых значительных достижений правительств и научных учреждений развитых зарубежных стран. Наличие четкой системы экономического регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях рыночной экономики, позволяет аграрному сектору этих стран не только опережать другие страны мира по производству продукции на душу населения, но и гарантировать, что не мало важно, социальную стабильность общества.

2. Существующий  уровень разработки методологических основ теории и практического применения элементов экономического механизма хозяйствования нельзя признать удовлетворительным. Сельскохозяйственные предприятия не располагают достаточно надежной системой взаимосвязанных приемов, методов и стимулов регулирования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и повышения эффективности принимаемых хозяйственных решений. И здесь первоочередное значение приобретает государственное регулирование, которое должно обеспечить проведение интервенционной политики с целью сбалансирования спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию, защиту интересов сельхозтоваропроизводителей. На сегодняшний день преобладает подход минимального вмешательства государства в рыночные отношения аграрной, в том числе и зерновой отрасли. Основные направления государственного вмешательства на рынке сельхозпродукции сводятся к следующим положениям: отмене госзаказа на большинство видов сельхозпродукции, госзакупки на контрактной основе проводятся только по операции с зерном; предоставление полной хозяйственной самостоятельности в производстве и реализации продукции товаропроизводителям; переходу на самообеспеченность областей и регионов.

3. Одной из первоочередных задач на современном этапе развития национальной экономики выходит повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и эффективность их финансово-производственной деятельности.

Поэтому дальнейшее развитие сельского хозяйства  и повышение его экономической эффективности невозможны без обновления и модернизации производства, что требует привлечения инвестиций в эту сферу экономики. Однако без повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и восстановления их платежеспособности эту проблему нельзя решить. В сложившейся ситуации в целях преодоления дефицита инвестиционных ресурсов для развития сельского хозяйства необходимо мобилизовать все возможные источники: внутренние и внешние. Для широкого использования внешних источников необходимо повышать эффективность производства. Поэтому особую актуальность приобретает привлечение в сферу сельского хозяйства иностранных кредитов и инвестиций. Для повышения внутренних источников необходимо расширить государственную финансовую поддержку в виде субсидий и дотаций. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

1. Лизинг – фактор повышения эффективности аграрного производства Казахстана // «Проблемы агрорынка», №2, Алматы, 2004

Информация о работе Аграрный сектор в экономике Казахстана