Аграрный сектор в экономике Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан за годы независимости прошла сложный путь реформирования всех сфер АПК. Сегодня сельское хозяйство преодолело пик спада производства, который был на этапе перевода экономики на рыночные механизмы управления, и начиная с 1999 г. отрасли сельскохозяйственного производства и связанные с ним сферы переработки продукции развиваются во всех регионах достаточными темпами. Этому в немалой степени способствовали адаптация товаропроизводителей к новым экономическим условиям, развитие других отраслей народного хозяйства, повышение доходов населения, несколько увеличивших спрос на продукты сельского хозяйства и его переработки, проводимая государством аграрная политика, развитие экспорта.

Содержание

Введение.

Глава 1. Аграрный сектор в Казахстане.

1.1 Аграрный сектор КЗ.

1.2 Проблемы и перспективы аграрного сектора при вступлении в ВТО.

1.3 Современный аграрный сектор в РК

Глава 2. Развитие аграрного сектора независимого Казахстана.

2.1 Социально-экономическая роль аграрного сектора экономики.

2.2 Проблемы развития аграрного сектора.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 52.63 Кб (Скачать)
align="justify">- недостаток  квалифицированных кадров и рост  численности самостоятельно занятых,  что является одно из причин  низкой производительности труда  в сельскохозяйственном производстве;

- низкий  уровень доходов сельского населения.

Сегодняшний Казахстан, отнесенный к разряду  развивающихся стран, уникален тем, что страна входит в число крупнейших в мире экспортеров пшеницы –  главного стратегического аграрного  продукта. Девятая в мире по площади  страна могла бы еще много что  с избытком производить в своем  сельскохозяйственном секторе на экспорт, если бы не разного рода искусственные  барьеры в сфере международной  торговли. Для Казахстана, где около  половины населения до сих пор  проживает в сельской местности, такая перспектива была бы очень  кстати. Но пока о ней можно только мечтать. В действительности же для  казахстанской пшеницы дорога на емкие аграрные рынки развитых стран  закрыта. В 2002 году, к примеру, из-за того, что в США и Канаде, а также в Румынии урожай был низкий, для продукции из Казахстана, казалось бы, открылась широкая возможность на рынке Западной Европы. Но тогда те же американцы и канадцы поставили перед ЕС вопрос о недопущении казахстанского зерна в Европу в больших объемах. Таких проблем у Казахстана окажется еще больше, когда он вступит в ВТО.

1.3 Современный аграрный сектор.

В Казахстане началась одна из самых фундаментальных реформ в истории независимого государства - земельная. В стране вводится частная  собственность на землю. Таким образом, по мнению экспертов, республика вновь  подтвердила право быть во главе  списка лидеров либеральных реформ на постсоветском пространстве.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает  земельную реформу новым этапом в политико-экономической жизни  государства и по значимости и  масштабности сравнивает ее с приватизацией.

По мнению казахстанского лидера, сегодня одной из приоритетных отраслей страны является сельское хозяйство, которое должно стать "стабильным звеном роста экономики". Правительство  Казахстана обозначило три приоритета в развитии села: обеспечение продовольственной  самодостаточности, увеличение производства сельскохозяйственной продукции на экспорт и создание на селе "достойной  среды обитания". В принципе государство  и так помогает селянам, например, каждый год выделяет около 30 млрд. тенге (около 204 млн. долл.) в качестве дотации. Кроме того, дважды были списаны  долги аграриев на 7 и 5 млрд. тенге (соответственно 47,5 и 34 млн. долл.). Однако одного бюджетного вливания недостаточно - нужны инвестиции. "Именно для привлечения инвестиций сельского хозяйства и вводится частная собственность на землю, - отметил глава Казахстана. - Мы создадим рачительного хозяина земли, который  будет заботиться о том, чтобы  передать ее своим детям". В то же время Нурсултан Назарбаев  подчеркнул, что "никому земля бесплатно  отдаваться не будет", но государство  обязуется помогать "эффективному хозяину". "Сейчас земля эксплуатируется  на износ. Те, кто варварски использует земельные угодья, должны знать, что  государство их отберет - пришло время  привести законы в соответствие с  жизнью", - особо подчеркнул президент  Казахстана.

Действительно, по данным республиканского Агентства  по управлению земельными ресурсами, случаи самовольного занятия земельных  участков в Казахстане фиксируются  очень часто. Также специалисты  агентства отмечают большой процент  случаев нерационального использования  земли сельскохозяйственного назначения - на сегодняшний день в республике имеется свыше 176 тыс. гектаров земель, где возделывание сельскохозяйственных структур проводилось вопреки существующим правилам. Примечательно, что среди  нерадивых землепользователей числятся несколько министерств: энергетики и минресурсов, транспорта и коммуникаций, природных ресурсов и охраны окружающей среды... Поэтому в агентстве надеются, что земельная реформа поспособствует рациональному использованию казахстанской земли.

По мнению большинства  экспертов, частную собственность  на землю вводить надо, потому что  само понятие "государственная собственность" до сих пор в постсоветском  сознании воспринимается как "ничья". Причем земельная реформа поспособствует не только привлечению инвестиций на село. Сегодня неопределенный статус сельскохозяйственных угодий помогает уходить от налогов и государственного контроля: бесхозность земель создает дополнительный соблазн для чиновников, поэтому в большинстве случаев официально не обрабатываемые участки на самом деле используются, и их хозяева имеют весьма неплохие доходы.

Однако, несмотря на очевидные плюсы реформы, по поводу принятия Земельного кодекса в республике разгорелись нешуточные споры. Приватизация земли - традиционный объект политических баталий в молодых странах Содружества. В Казахстане на этот раз земельный вопрос стал причиной острого противостояния между правительством и парламентом. Депутаты внесли более 700 поправок в подготовленный правительством документ, пять из которых наиболее радикально противоречат правительственной редакции. В результате бурной полемики Мажилис (нижняя палата парламента) республики фактически выразил недоверие кабинету министров.

Проведение реформы  в этой области всегда вызывает сложную  реакцию и в обществе, и в  политике, однако в новейшей истории  республики подобное произошло впервые, - комментирует председатель Мажилиса Казахстана Жармахан Туякбай. - Прежде всего депутаты не договорились с правительством о механизмах выкупа земельных угодий. Насколько под силу будет казахстанским фермерам покупать землю по цене от 35 тыс. тенге (230 долл.) за гектар? Для того чтобы на севере страны получить хороший урожай, необходимо приобрести 350 гектаров. На юге, где земля орошается, ее стоимость еще дороже - 1000-1200 долл. за гектар. Еще немаловажный вопрос: куда направлять средства, полученные от продажи земли, - в национальный или специальный фонд?"

Вопрос о введении частной собственности на землю  стал риторическим и для простых  тружеников села. Действительно, обычному крестьянину покупка своего куска  земли вряд ли будет по карману. Однако, согласно соцопросам, 70% фермеров высказались  за принятие Земельного кодекса. А фермерских хозяйств в Казахстане сегодня насчитывается  около 115 тыс., причем ежегодно их число  увеличивается - только в прошлом  году в стране появилось 16 тыс. фермеров.

В принципе казахстанские  крестьяне к приватизации сельскохозяйственных земель готовы. Многие уже давно  подсчитали, смогут ли выкупить или  расширить свои пашни. Впрочем, до начала продажи земли еще как минимум  два месяца. Как утверждают в Агентстве  по управлению земельными ресурсами, еще  предстоит разработать целую  серию подзаконных актов, которые  будут регулировать механизмы нового кодекса. Местные же органы власти в  ближайшее время должны определиться с максимальными размерами землевладений.

За период своей  независимости Казахстан делает уже третью попытку отрегулировать земельные отношения. Первая была предпринята в 1995 году тогда вышел соответствующий указ президента "О земле", имеющий силу закона. Этот документ сразу же окрестили "коммерциализированным", потому что он содержал такие категории, как "первичное и вторичное землепользование", и делал землю объектом бесконечного торга. Через пять лет появился Закон "О земле", в котором круг временных хозяев - арендаторов был четко очерчен. Этот документ, действующий до сих пор, предусматривает частную собственность на землю, однако допускает лишь приватизацию огородов и приусадебных участков, а земли сельскохозяйственного назначения (90 млн. га из 270 млн. га территории всей республики) могут только арендоваться. Оттого и этот закон сразу же был назван документом временного пользования.

Новое положение  о приватизации сельхозземель тоже вряд ли будет безупречным, однако есть все основания полагать, что именно этот документ наведет порядок в сельском хозяйстве страны.

Казахстан - девятое  в мире по территории государство. Но 67% его земель относится к разряду  пустынь и полупустынь. То есть порядка 180 млн. га земли ни на что не пригодны, однако оставшиеся земли могли бы стать стабильным источником дохода для крестьян и соответственно существенно  пополнить государственную казну.

Главным политическим аспектом акции можно считать  тот факт, что с введением частной  собственности на землю с помощью  механизмов, отвечающих основным международным  стандартам, Казахстан становится в  ряд государств с окончательно укрепившимися  рыночными отношениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие аграрного сектора независимого Казахстана.

2.1 Социально-экономическая роль аграрного сектора экономики.

Становление и развитие рыночных отношений в  Казахстане связано с возникновением, функционированием и тесным взаимодействием  всех видов предпринимательства  в сфере производства, торговли, финансов и страхования. В переходных условиях при ограниченности финансовых возможностей государства по подъему экономики, тотальном кризисе неплатежей, фактическом банкротстве многих предприятий (при формальном непризнании таковыми) существуют определенные предпосылки дальнейшего развития частной инициативы.

Казахстан и другие страны СНГ, признавая роль и важность развития малых и средних  предприятий (МСБ) для успеха проводимых экономических реформ, ищет собственный  путь стимулирования, укрепления данного  сектора экономики, расширения возможностей эффективной работы предпринимателей в условиях свободной конкуренции, где каждый хозяйствующий субъект действует в условиях риска и неопределенности.

Согласно  Посланию Президента Республики Казахстан  Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2009 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» «Фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками только сырьевого сектора. Это экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества»

Вместе  с тем на общем фоне экономического кризиса усиливается диспропорция в уровне жизни городского и сельского  населения, значительны региональные различия в доходах. В сельской местности  проживает 43% населения страны, из них  около одной трети, по данным официальной  статистики, имеют доход ниже прожиточного минимума. Дальнейшая консервация этого состояния усиливает дифференциацию населения страны по уровню жизни, негативно сказывается на социально-политической атмосфере общества, отражается на показателях человеческого развития и инвестиционном имидже страны.

С учетом особенностей развития агропродовольственного сектора и роста доходов от сельскохозяйственной деятельности имеющийся переизбыток сельского населения является одной из причин сдерживания роста уровня жизни населения и превращается в серьезную проблему при планировании устойчивого развития страны.

Проблема  еще больше усугубляется нерациональными  схемами расселения, сохранившимися со времен административной экономики, в результате чего при формировании инвестиционных программ продолжается неэффективное вложение средств, направляемых на развитие социальной инфраструктуры села, миграционные процессы носят стихийный, неуправляемый характер.

Отличие сельскохозяйственного производства от других отраслей и его специфика  состоят в том, что сельское хозяйство - это не только сфера производства, но и сфера жизни большой массы  населения страны. Сельская экономика  и сельское поселение неразрывно связаны: сельские поселения исторически  формировались на основе сельскохозяйственной деятельности и переставали существовать с прекращением последней. Новейшая история только подтверждает эту закономерность: кризис в сельхозпроизводстве повлек за собой отток населения и развал систем жизнеобеспечения сельских населенных пунктов. Этот процесс продолжается и сегодня. Только за 2003-2005 годы самоликвидировались около 300 населенных пунктов. По данным акиматов, сегодня насчитывается 136 неупраздненных СНП, где нет населения.

Процесс реформирования агропроизводства, перевод его на рыночные рельсы, применение маркетинговых стратегий для оценки роста сельскохозяйственного потенциала обнажили проблему переизбытка сельского населения. Емкость внутреннего рынка недостаточна для сбалансированного потребления производимой в стране сельскохозяйственной продукции. Доходы, получаемые от ее производства, не обеспечивают минимальные стандарты жизнеобеспечения сельских жителей. Расчеты показывают, что для достижения среднедушевого уровня, равного величине прожиточного минимума (4,6 тыс. тг.), численность сельского населения должна составлять 5,6 млн. чел., т.е. необходимо высвободить около 900 тыс. чел., а при уровне среднедушевого денежного дохода по РК, равного 7,7 тыс. тг, численность сельского населения должна сократиться почти в 2 раза и составлять около 3,5 млн. человек.

Аграрный  сектор, несмотря на последние благоприятные  по погодным условиям годы, остается высокорисковой и низкоприбыльной сферой экономики. С учетом емкости внешних и внутренних рынков прогнозируемый прирост продукции сельхозпроизводства по оптимистическому сценарию составит к концу 2009 г. чуть более 10% (57 млрд. тг. без учета инфляции). Можно констатировать, что возможности для увеличения роста доходов в аграрном секторе являются ограниченными. Низкий уровень агротехнологий и технологий переработки сельхозпродукции является основной причиной неконкурентоспособности отечественной продукции на мировых и внутренних рынках, сокращает потенциальные доходы в агросекторе. Поэтому в Государственной агропродовольственной программе на 2006-2008 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан, предусмотрены меры по интенсификации аграрной экономики, сокращению издержек за счет использования научно обоснованных агротехнологий, что в перспективе неизбежно приведет к дополнительному высвобождению занятых в отрасли. В свете этого актуализируется проблема сельского перенаселения и обеспечения достойных условий жизнедеятельности сельских сообществ. Проблема подъема аула не должна решаться старыми затратными методами, когда каждое ведомство или орган местной власти, ответственные за отдельные вопросы государственного регулирования, пытались их решить на своем уровне целесообразности. Привлекались значительные государственные ресурсы на решение текущих задач без должного осознания проблемы в целом. Таким образом ситуация оставалась прежней, а имеющиеся средства использовались неэффективно.

Информация о работе Аграрный сектор в экономике Казахстана