Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Задачами данного исследования являются следующие:
рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании
Соответственно, согласно новой редакции данного определения, теперь к крупным сделкам относятся и сделки, влекущие приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно не только имущества, как было ранее, но и денежных средств. Изменена минимальная стоимость такого имущества (и денежных средств) – теперь это двадцать и более процентов балансовой стоимости активов общества (ранее – двадцать пять процентов). После внесения изменений в статью 58 Закона о хозяйственных обществах в ней указано, какие именно суммы сопоставляются балансовой стоимостью активов. Важным новшеством в определении круга крупных сделок является включение в статью 58 Закона о хозяйственных обществах указания на то, что положения данной статьи по общему правилу не распространяются на сделки, совершаемые хозяйственным обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности. Практикой еще не выработаны четкие критерии отнесения крупных сделок к таковым. По мнению Т.В.Сысуева и А.Малаховой, сделками, совершаемыми в процессе обычной хозяйственной деятельности, должны признаваться сделки, обслуживающие текущую деятельность общества, а также сделки, систематически заключаемые в процессе такой деятельности. При этом во внимание должны приниматься не только виды (типы) совершаемых сделок, но и их условия. Очевидно, например, что сделки по приобретению и реализации товаров для организации, осуществляющей торговую деятельность, либо договор строительного подряда для организации, осуществляющей деятельность в области строительства, должны быть квалифицированы как сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности [16. С. 41].
В статье 58 Закона о хозяйственных обществах установлен также порядок совершения крупных сделок – они подлежат утверждению общим собранием участников (акционеров) общества или советом директоров, если уставом принятие такого решения не отнесено к его компетенции. Иной порядок может быть установлен Президентом Республики Беларусь.
В решении о совершении крупной сделки хозяйственного общества должны быть указаны иные лица, являющиеся ее сторонами, предмет сделки, ее сумма (общая сумма взаимосвязанных сделок), условия такой сделки, которые определены законодательством как существенные для сделок данного вида, а также другие условия сделки по решению органа управления хозяйственного общества, принимающего решение о совершении крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований статьи 58 Закона о хозяйственных обществах, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета). Определение круга лиц, которые вправе подавать иски о признании крупных сделок недействительными, являются весьма значимой новеллой действующего законодательства.
Однако, несмотря на целый ряд нововведений, в законе все же остались неразрешенные проблемы. В частности, спорными вопросами являются следующие:
-
сложность определения сделок, косвенно
влекущих приобретение, отчуждение
или возможность отчуждения
-
отсутствие среди положений о
крупных сделках
-
вопрос о том, какой период
признается последним отчетным
периодом при определении
-
не урегулирован вопрос о
В связи с данным обстоятельством хозяйственное общество обратилось в суд с требованием о признании соглашения о расторжении договора недействительной сделкой по причине нарушения порядка совершения крупной сделки.
Суд первой инстанции признал указанное соглашение недействительной сделкой в связи с нарушением порядка совершения крупной сделки. Вторая и третья судебные инстанции признали данное решение законным [19. С. 52].
В действующем законодательстве о порядке совершения крупных сделок существуют и другие проблемы, требующие своего разрешения.
Определяя правовой статус хозяйственных обществ, нельзя забывать, что он в значительной степени зависит от конкретной организационно-правовой формы общества.
Белорусский законодатель выделяет три вида хозяйственных обществ:
Акционерное общество может быть открытым или закрытым.
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством о ценных бумагах.
Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено.
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти.
После
внесения изменения в Закон о
хозяйственных обществах
Все названные этапы должны быть пройдены последовательно; этап, названный пятым, является новеллой действующего законодательства о хозяйственных обществах.
К
сожалению, в рамках настоящей работы
нет возможности более подробно
остановиться на вопросах правового
регулирования создания и деятельности
различных организационно-
Подводя
итог проведенному исследованию, можно
отметить, что правовое регулирование
хозяйственных обществ в Республике Беларусь
за последний год претерпело существенные
изменения. Понятие хозяйственных обществ,
его учредительные документы, процедура
создания, порядок формирования уставного
фонда, полномочия и порядок деятельности
органов управления, порядок совершения
крупных сделок и сделок с заинтересованностью
аффилированых лиц, порядок продажи акций
ЗАО и многие другие нормы законодательства
о хозяйственных обществах были существенно
модернизированы и дополнены. Некоторые
практические вопросы были урегулированы,
некоторые остались без изменения. Целый
ряд пробелов остался невосполненным
в рамках института крупных сделок. Поэтому,
на наш взгляд, не смотря на столь значительные
изменения, внесенные в Закон о хозяйственных
обществах, он все еще нуждается в доработке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итог проведенному исследованию, можно
отметить, что правовое регулирование
хозяйственных обществ в
Информация о работе Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь