Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Задачами данного исследования являются следующие:
рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании
Аналогом акционерных соглашений для обществ с ограниченной ответственностью в российском законодательстве с 2009 года является договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью.
Согласно п.3 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» под договором об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью понимается договор, по которому участники общества обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.
Данный договор не является обязательным и заключается по желанию участников общества. Он не является учредительным документом, поскольку может быть заключен только после государственной регистрации общества. Договор об осуществлении прав участников общества носит неимущественный, организационный и конфиденциальный характер [5. С. 71].
Полагаем, что было бы целесообразно включить нормы о возможности заключения договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью и в белорусское законодательство.
В других странах, особенно странах англо-саксонской правовой семьи, положения о хозяйственных обществах существенно отличаются от норм, существующих на постсоветском пространстве.
Так, в Великобритании выделяются три группы компаний в зависимости от характера ответственности их участников по долгам компании:
Кроме того, все компании в Соединенном Королевстве делятся на частные и публичные. Акт о компаниях 2006 года устанавливает два принципиальных отличия между данными организациями:
- частная компания не вправе предлагать свои ценные бумаги широкой публике;
- требования к капиталу частных компаний отсутствуют (минимальный размер уставного фонда равняется 1 фунту стерлингов) [21. С. 71].
Любая компания может быть создана одним лицом (физическим или юридическим), максимальное количество участников не ограничено. Данное положение существенно упрощает процесс создания юридических лиц. Следует отметить, что в Российской Федерации для создания хозяйственного общества также достаточно одного участника.
В законодательстве некоторых стран (например, Франции, ФРГ) предусмотрена возможность создания так называемой акционерной коммандиты. Суть акционерной коммандиты (так, как она сложилась во Франции) заключается в том, что данное товарищество имеет два вида участников. С одной стороны, полные товарищи-коммерсанты, которые несут полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, с другой - акционеры, которых не может быть менее трех. Таким образом товарищество как бы заставляет «сожительствовать» внутри одного и того же юридического лица полных товарищей и акционеров [17. С. 285]. Основным достоинством такой организационно-правовой формы является стабильность управления.
Не
раз были озвучены предложения по
внедрению такой
В
настоящее время создание акционерных
коммандит законодательством
Подводя
итог всему вышесказанному, можно
заметить, что законодательство Республики
Беларусь о хозяйственных обществах
имеет длительную историю развития.
Оно отражает потребности своего
времени и модифицируется в зависимости
от развития других нормативных правовых
актов. Принимаемые изменения способствуют
наиболее правильному регулированию деятельности
хозяйственных обществ, устраняют пробелы
и проблемы, возникающие на практике. Кроме
того, белорусский законодатель анализирует
и учитывает практику других государств
в регулировании данного вопроса.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Одной из самых востребованных в экономическом обороте правовых форм юридических лиц является хозяйственное общество - коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников.
В отличие от хозяйственных товариществ, которые представляют собой объединение лиц, хозяйственные общества рассматриваются как объединения капиталов. Их участники не обязаны принимать личное участие в делах общества (хотя по своему желанию они могут это делать) [10. С. 233].
Хозяйственные общества, бесспорно, являются коммерческими юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.
Правоспособность хозяйственного общества возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Создание хозяйственных обществ регулируется ГК, Законом о хозяйственных обществах, а также Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1), которым утверждены Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования и о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Хозяйственное общество может создаваться путем его учреждения или путем реорганизации иных юридических лиц. Учредителями хозяйственного общества являются граждане (физические лица) и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Учредители хозяйственного общества после его государственной регистрации становятся участниками. Анализируя названные выше правовые акты, процесс создания хозяйственного общества путем учреждения можно разделить на следующие этапы:
-
принятие учредителями решения
об учреждении хозяйственного
общества, которое может быть
оформлено путем заключения
-
созыв и проведение
-
до момента подачи в
-
утвержденный учредительным
-
регистрирующий орган
Следует отметить, что Законом № 168-З было изменено определение места нахождения хозяйственного общества. Теперь место нахождения хозяйственного общества определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности. В данном случае законодатель не учел, что в соответствии со статьей 53 Закона о хозяйственных обществах полномочия исполнительного органа хозяйственного общества могут быть переданы по договору доверительного управления другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Таким образом, из нормы статьи 4 Закона о хозяйственных обществах в новой редакции вытекает, что общество обязано указывать в качестве своего юридического адреса адрес управляющей организации (управляющего), что не практике не представляется осуществимым [14. С. 6].
Как уже упоминалось нами в первой главе, изменения коснулись и положений об учредительных документах хозяйственных обществ. Теперь единственным учредительным документом для любого хозяйственного общества, независимо от его организационно-правовой формы, является устав. Ранее для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью учредительным документом являлся также учредительный договор. После вступления в силу изменений учредительные договоры продолжают действовать в части, не противоречащей законодательству и уставу. Они утратили двойственность своей правовой природы (которая была обусловлена императивностью норм законодательства, придающих документам статус учредительных) и фактически стали гражданско-правовыми договорами о совместной деятельности участников общества, к которым применимы все общие положения ГК о договоре [6. С. 12]. В связи с этим необходимо отличать учредительный договор от договора о создании хозяйственного общества, в особенности потому, что последний прекращается с момента создания хозяйственного общества, а учредительный договор продолжает действовать на протяжении всего срока существования общества.
Что касается устава, то он утверждается учредителями хозяйственного общества и должен определять наименование хозяйственного общества и место его нахождения; цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности; размер уставного фонда; права и обязанности участников; структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов; порядок управления деятельностью хозяйственного общества; орган управления хозяйственного общества или лицо (работника), уполномоченных на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников; порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством (не менее двух третей, трех четвертей) голосов; условия и порядок распределения прибыли и убытков; перечень представительств и филиалов; ответственность общества, его участников; порядок утверждения бухгалтерской отчетности хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов; порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе; иные сведения, предусмотренные Законом о хозяйственных обществах и другим законодательством. Например, Декретом № 1 предусмотрено, что в уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам.
Информация о работе Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь