Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Задачами данного исследования являются следующие:
рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании

Работа содержит 1 файл

курсовая итоговая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Аналогом  акционерных соглашений для обществ  с ограниченной ответственностью в  российском законодательстве с 2009 года является договор об осуществлении  прав участников общества с ограниченной ответственностью.

      Согласно  п.3 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» под договором об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью понимается договор, по которому участники общества обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.

      Данный  договор не является обязательным и заключается по желанию участников общества. Он не является учредительным документом, поскольку может быть заключен только после государственной регистрации общества. Договор об осуществлении прав участников общества носит неимущественный, организационный и конфиденциальный характер           [5. С. 71].

      Полагаем, что было бы целесообразно включить нормы о возможности заключения договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью и в белорусское законодательство.

      В других странах, особенно странах англо-саксонской правовой семьи, положения о хозяйственных обществах существенно отличаются от норм, существующих на постсоветском пространстве.

      Так, в Великобритании выделяются три  группы компаний в зависимости от характера ответственности их участников по долгам компании:

  • Company limited by diaries – компания с ответственностью, ограниченной суммой, подлежащей уплате за акции;
  • Company limited by guarantee – компания с ответственностью, ограниченной гарантированной суммой;
  • Unlimited company – компания с неограниченной ответственностью.

      Кроме того, все компании в Соединенном Королевстве делятся на частные и публичные. Акт о компаниях 2006 года устанавливает два принципиальных отличия между данными организациями:

      - частная компания не вправе  предлагать свои ценные бумаги  широкой публике;

      - требования к капиталу частных компаний отсутствуют (минимальный размер уставного фонда равняется 1 фунту стерлингов) [21. С. 71].

      Любая компания может быть создана одним  лицом (физическим или юридическим), максимальное количество участников не ограничено. Данное положение существенно упрощает процесс создания юридических лиц. Следует отметить, что в Российской Федерации для создания хозяйственного общества также достаточно одного участника.

      В законодательстве некоторых стран (например, Франции, ФРГ) предусмотрена возможность создания так называемой акционерной коммандиты. Суть акционерной коммандиты (так, как она сложилась во Франции) заключается в том, что данное товарищество имеет два вида участников. С одной стороны, полные товарищи-коммерсанты, которые несут полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, с другой - акционеры, которых не может быть менее трех. Таким образом товарищество как бы заставляет «сожительствовать» внутри одного и того же юридического лица полных товарищей и акционеров [17. С. 285]. Основным достоинством такой организационно-правовой формы является стабильность управления.

      Не  раз были озвучены предложения по внедрению такой организационно-правовой формы  в законодательство как  Республики Беларусь, так и Российской Федерации.  При обсуждении проекта нынешнего ГК Республики Беларусь  предлагалось закрепить акционерную коммандиту - «товарищество, в котором наряду с одним или несколькими участниками, несущими ответственность всем своим имуществом (полными участниками), имеется несколько участников (коммандитных акционеров), которые отвечают по обязательствам товарищества в пределах стоимости принадлежащих им акций» [12. С. 18]. Однако подобное положение не нашло достаточной поддержки. Тем не менее, Модельный Гражданский кодекс государств участников СНГ (ст. 105, 106)  урегулировал данную организационно-правовую форму юридического лица.

      В настоящее время создание акционерных  коммандит законодательством Республики Беларусь не предусмотрено. Наиболее близким  к ним видом хозяйственных обществ в Республики Беларусь является общество с дополнительной ответственностью. Однако нельзя утверждать, что данные формы идентичны. Тем более нельзя говорить о том,  что акционерная коммандита сможет  в полной мере заменить общества с дополнительной ответственностью.

      Подводя итог всему вышесказанному, можно  заметить, что законодательство Республики Беларусь о хозяйственных обществах  имеет длительную историю развития. Оно отражает потребности своего времени и модифицируется в зависимости от развития других нормативных правовых актов. Принимаемые изменения способствуют наиболее правильному регулированию деятельности хозяйственных обществ, устраняют пробелы и проблемы, возникающие на практике. Кроме того, белорусский законодатель анализирует и учитывает практику других государств в регулировании данного вопроса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

      Одной из самых востребованных в экономическом обороте правовых форм юридических лиц является хозяйственное общество - коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников.

      В отличие от хозяйственных товариществ, которые представляют собой объединение лиц, хозяйственные общества рассматриваются как объединения капиталов. Их участники не обязаны принимать личное участие в делах общества (хотя по своему желанию они могут это делать)                [10. С. 233].

      Хозяйственные общества, бесспорно, являются коммерческими  юридическими лицами, в отношении  которых их участники имеют обязательственные права.

      Правоспособность  хозяйственного общества возникает  в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Создание хозяйственных обществ  регулируется ГК, Законом о хозяйственных  обществах, а также Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1), которым утверждены Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования и о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Хозяйственное общество может создаваться путем его учреждения или путем реорганизации иных юридических лиц.  Учредителями хозяйственного общества являются граждане (физические лица) и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Учредители хозяйственного общества после его государственной регистрации становятся участниками. Анализируя названные выше правовые акты, процесс создания хозяйственного общества путем учреждения  можно разделить на следующие этапы:

      - принятие учредителями решения  об учреждении хозяйственного  общества, которое может быть  оформлено путем заключения договора  о создании хозяйственного общества  или в иной форме, определенной  учредителями. Решение принимается до проведения учредительного собрания. Требования к его содержанию установлены статьей 11 Закона о хозяйственных обществах;

      - созыв и проведение учредительного  собрания, на котором учредители  утверждают оценку стоимости  неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества; утверждают устав хозяйственного общества; образуют органы хозяйственного общества и избирают их членов; решают иные вопросы. После внесения изменений Законом от 15.07.2010 N 168-З учредительное собрание может проводиться только в очной форме. Решения принимаются единогласно и оформляются протоколом, подлежащим подписанию всеми учредителями хозяйственного общества.

      - до момента подачи в регистрирующий  орган документов для государственной  регистрации должен быть сформирован уставной фонд хозяйственного общества (в том числе проведена оценка стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада) и открыт временный счет; согласовано наименование общества  и определено его предполагаемое местонахождение.

      - утвержденный учредительным собранием  устав, а также иные документы,  предусмотренные Декретом № 1, подаются в установленном порядке  в регистрирующий орган по  месту нахождения юридического  лица.

      - регистрирующий орган принимает  документы, представленные для государственной регистрации, рассматривает их состав и содержание заявления о государственной регистрации и в случае соблюдения всех требований в день подачи документов ставит на уставе общества штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования. Юридическое лицо считается зарегистрированным со дня проставления штампа и внесения такой записи.

      Следует отметить, что Законом № 168-З было изменено определение места нахождения хозяйственного общества. Теперь место  нахождения хозяйственного общества определяется местом нахождения его постоянно  действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности. В данном случае законодатель не учел, что в соответствии со статьей 53 Закона о хозяйственных обществах полномочия исполнительного органа хозяйственного общества могут быть переданы по договору доверительного управления другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Таким образом, из нормы статьи 4 Закона о хозяйственных обществах  в новой редакции вытекает, что общество обязано указывать в качестве своего юридического адреса адрес управляющей организации (управляющего), что не практике не представляется осуществимым [14. С. 6]. 

      Как уже упоминалось нами в первой главе, изменения коснулись и положений об учредительных документах хозяйственных обществ. Теперь единственным учредительным документом для любого хозяйственного общества, независимо от его организационно-правовой формы, является устав. Ранее для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью учредительным документом являлся также учредительный договор. После вступления в силу изменений учредительные договоры продолжают действовать в части, не противоречащей законодательству и уставу. Они утратили двойственность своей правовой природы (которая была обусловлена императивностью норм законодательства, придающих документам статус учредительных) и фактически стали гражданско-правовыми договорами о совместной деятельности участников общества, к которым применимы все общие положения ГК о договоре [6. С. 12]. В связи с этим необходимо отличать учредительный договор от договора о создании хозяйственного общества, в особенности потому, что последний прекращается с момента создания хозяйственного общества, а учредительный договор продолжает действовать на протяжении всего срока существования общества.

      Что касается устава, то он утверждается учредителями хозяйственного общества и должен определять наименование хозяйственного общества и место его нахождения; цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности; размер уставного фонда; права и обязанности участников; структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов; порядок управления деятельностью хозяйственного общества; орган управления хозяйственного общества или лицо (работника), уполномоченных на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников; порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством (не менее двух третей, трех четвертей) голосов; условия и порядок распределения прибыли и убытков; перечень представительств и филиалов; ответственность общества, его участников; порядок утверждения бухгалтерской отчетности хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов; порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе; иные сведения, предусмотренные Законом о хозяйственных обществах и другим законодательством. Например, Декретом № 1 предусмотрено, что в уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам.

Информация о работе Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь