Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Задачами данного исследования являются следующие:
рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании
ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственные общества являются, без сомнения, самой распространенной формой юридических лиц в Республике Беларусь. Это обуславливает активную работу законодателя по совершенствованию правового регулирования создания и деятельности обществ. Так, последние изменения в законодательство о хозяйственных обществах вступили в силу с января 2011 года. Тем не менее, законодательное регулирование данных вопросов нельзя назвать совершенным. Это обуславливает актуальность данной работы, целью которой является анализ правового регулирования хозяйственных обществ в Республики Беларусь.
Несомненно, проблемы правового регулирования хозяйственных обществ вызывают большой интерес в научных кругах. Так, исследованию отдельных аспектов создания и деятельности обществ посвящены работы Я.И.Функа, В.Ф.Чигира, С.С.Вабищевича, И.А.Маньковского, Л.Г. Русак, С.Д.Могилевского, А.Рыбалкина и многих других авторов.
В данной работе мы попытаемся проанализировать действующее законодательство, а также существующую научную базу по вопросам, касающимся хозяйственных обществ, и обобщить результаты некоторых исследований, а также сделать собственные выводы.
Задачами данного исследования являются следующие:
Основным
методами исследования в работе являются
познавательный, исторический, системного
анализа, сравнительный и другие.
Работа состоит из введения, двух глав
и заключения.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Хозяйственные общества являются одной из наиболее распространенных форм юридических лиц. Они известны законодательству многих стран мира, однако имеют различное правовое регулирование.
Законодательство об обществах и товариществах имеет не менее чем двухсотлетнюю историю развития. С достаточной долей условности можно считать, что первым прообразом обществ и товариществ были регулируемые римским правом объединения частных лиц в форме universitas — субъекта права, все члены которого входят в образованное ими объединение. По утверждению Томаса Хайдеманиа, такая организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью, впервые была образована в Германии [11. С. 34]. Российскому законодательству XIX века также были известны юридические лица, которые, по сути, представляли собой подобие хозяйственных обществ в современном понимании. В 20-е годы ХХ века в России существовало развитое акционерное законодательство. Однако исследователи отмечали, что оно не обеспечивало надлежащий контроль за формированием уставного фонда открытых акционерных обществ, позволяло дельцам оформлять фиктивные покрытия уставного капитала, не предусматривало достаточную ответственность учредителей [12. С. 21]. В дальнейшем же, в результате установления советской власти, коммерческие юридические лица прекратили свое существование как класс. Даже советский энциклопедический словарь, изданный в 1985 г., не содержит такого понятия, как коммерческая организация. Более того, практически все термины словаря, которые начинались со слова «коммерческий», рассматривались применительно только к капиталистическому обществу [15. С. 609]. Тем не менее, некоторые виды хозяйственных обществ были законодательству СССР известны.
Распад Советского союза и отказ от социалистического строя повлияли на возникновение первых в Беларуси за длительный промежуток времени коммерческих юридических лиц. Наличие потребности в их создании обусловило формирование нового законодательства. Правда, первые законодательные акты, призванные заложить базу для развития хозяйственных обществ были не только недостаточно юридически грамотны, но в ряде случаев и противоречили друг другу.
Основы
будущего законодательства о коммерческих
хозяйственных обществах
Наиболее важным актом стал Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. N 2020-XII «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», на основе которого и сформировалось действующее законодательство о хозяйственных обществах. Данный Закон в первоначальной редакции состоял из четырех разделов и пятидесяти шести статей. Он раскрывал общие положения о хозяйственных обществах и устанавливал особенности правового регулирования акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью.
В 2006 году Законом Республики Беларусь от 10.01.2006 N 100-З текст Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» был изложен в новой редакции. Изменилось и его название – с 2006 года и по сей день указанный закон называется Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах). Наряду с Гражданским кодексом Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (далее – ГК) он является основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы создания и деятельности хозяйственных обществ.
Не
столь кардинальные, как в 2006 году,
но весьма значимые изменения вносились
в Закон о хозяйственных
-
упразднена необходимость
- исключено одно из оснований для принудительной ликвидации – снижение стоимости чистых активов хозяйственного общества менее минимального размера уставного фонда, установленного законодательством;
-
уточнен перечень целей, для
достижения которых общество
вправе приобретать
-
формулировка «проведение
- в соответствии с ГК изменено определение места нахождения хозяйственного общества;
-
для обществ с ограниченной
и дополнительной
- вслед за изменениям, внесенными в ГК, изменен порядок продажи акций закрытых акционерных обществ;
-
внесены иные изменение,
По мнению П.Смыковской, поскольку указанные изменения приводят Закон о хозяйственных обществах в соответствие с существующими нормативными актами, они не повлияют на деятельность хозяйственных обществ после вступления в силу Закона № 168-З, так как данные нормы уже применяются. Одни изменения носят технический характер, другие детализируют уже действующие нормы законодательства [14. С. 3].
Законом № 168-З внесен также ряд изменений, которые не предусматривались ранее действующим законодательством:
- усовершенствовано определение хозяйственного общества. Теперь под хозяйственным обществом понимается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников;
- внесены изменения в регулирование порядка совершения крупных и взаимосвязанных сделок хозяйственным обществом;
-
изложены в новой редакции
положения об аффилированных
лицах хозяйственного общества (ст.
56-57 Закона о хозяйственных
-
Статья 12 Закона о хозяйственных
обществах дополнена нормой, в
соответствии с которой
-
лицам, уполномоченным
-
отдельные изменения коснулись
требований к формированию
Более подробно некоторые из названных изменений и дополнений будут рассмотрены во второй главе настоящей работы.
Исходя из приведенных выше положений, можно с уверенностью сказать, что законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь постоянно развивается. При этом белорусский законодатель во многом берет пример с законодательства других стран о хозяйственных обществах, в особенности с законодательства Российской Федерации.
В
целом нормы российского
Нормы об акционерном соглашении существуют не только в России, но и во многих других развитых странах мира. Из-за отсутствия в законодательстве Республики Беларусь такого важного средства формализации взаимоотношений между участниками общества, как акционерное соглашение, наше государство теряет в налоговых поступлениях (поскольку многие сделки и расчеты проводятся за рубежом с участием иностранных юридических и бизнес-консультантов) и в инвестиционной привлекательности [9. С. 103]. Поэтому, на наш взгляд, следовало бы предусмотреть возможность заключения акционерных соглашений и в белорусском законодательстве.
Информация о работе Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь