Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Задачами данного исследования являются следующие:
рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании

Работа содержит 1 файл

курсовая итоговая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      Хозяйственные общества являются, без сомнения, самой  распространенной формой юридических  лиц в Республике Беларусь. Это  обуславливает активную работу законодателя по совершенствованию правового  регулирования создания и деятельности обществ. Так, последние изменения в законодательство о хозяйственных обществах вступили в силу с января 2011 года. Тем не менее, законодательное регулирование данных вопросов нельзя назвать совершенным. Это обуславливает актуальность данной работы, целью которой является анализ правового регулирования хозяйственных обществ в Республики Беларусь.

      Несомненно, проблемы правового регулирования  хозяйственных обществ вызывают большой интерес в научных  кругах. Так, исследованию отдельных  аспектов создания и деятельности обществ  посвящены работы Я.И.Функа, В.Ф.Чигира, С.С.Вабищевича, И.А.Маньковского, Л.Г. Русак, С.Д.Могилевского, А.Рыбалкина и многих других авторов.

      В данной работе мы попытаемся проанализировать действующее законодательство, а  также существующую научную базу по вопросам, касающимся хозяйственных обществ, и обобщить результаты некоторых исследований, а также сделать собственные выводы.

      Задачами  данного исследования являются следующие:

    1. рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
    2. сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
    3. охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
    4. проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании

     Основным  методами исследования в работе являются познавательный, исторический, системного анализа, сравнительный и другие. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

      Хозяйственные общества являются одной из наиболее распространенных форм юридических  лиц. Они известны законодательству многих стран мира, однако имеют различное правовое регулирование.

      Законодательство  об обществах и товариществах  имеет не менее чем двухсотлетнюю  историю развития. С достаточной  долей условности можно считать, что первым прообразом обществ и товариществ были регулируемые римским правом объединения частных лиц в форме universitas — субъекта права, все члены которого входят в образованное ими объединение. По утверждению Томаса Хайдеманиа, такая организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью, впервые была образована в Германии [11. С. 34]. Российскому законодательству XIX века также были известны юридические лица, которые, по сути, представляли собой подобие хозяйственных обществ в современном понимании. В 20-е годы ХХ века в России существовало развитое акционерное законодательство. Однако исследователи отмечали, что оно не обеспечивало надлежащий контроль за формированием уставного фонда открытых акционерных обществ, позволяло дельцам оформлять фиктивные покрытия уставного капитала, не предусматривало достаточную ответственность учредителей [12. С. 21]. В дальнейшем же, в результате установления советской власти, коммерческие юридические лица прекратили свое существование как класс. Даже советский энциклопедический словарь, изданный в 1985 г., не содержит такого понятия, как коммерческая организация. Более того, практически все термины словаря, которые начинались со слова «коммерческий», рассматривались применительно только к капиталистическому обществу [15. С. 609]. Тем не менее, некоторые виды хозяйственных обществ были законодательству СССР известны.

      Распад  Советского союза и отказ от социалистического строя повлияли на возникновение первых в Беларуси за длительный промежуток времени коммерческих юридических лиц. Наличие потребности в их создании обусловило формирование нового законодательства. Правда, первые законодательные акты, призванные заложить базу для развития хозяйственных обществ были не только недостаточно юридически грамотны, но в ряде случаев и противоречили друг другу.

     Основы  будущего законодательства о коммерческих хозяйственных обществах заложили Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 N 462-XII «О предприятиях» и Закон  Республики Беларусь от 11.12.1990 N 457-XII «О собственности в Республике Беларусь». Нельзя сказать, что данные нормативные правовые акты в достаточной степени освещали все вопросы создания и деятельности хозяйственных обществ, особенностей их права собственности. Это вполне закономерно, так как именно эта сфера правового регулирования в наибольшей степени отражала те коренные изменения, которые произошли в политической сфере и общественной жизни, и у законодателя еще не было опыта регулирования таких вопросов.

     Наиболее  важным актом стал Закон Республики Беларусь от  9 декабря 1992 г. N 2020-XII «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», на основе которого и сформировалось действующее законодательство о хозяйственных обществах. Данный Закон в первоначальной редакции состоял из четырех разделов и пятидесяти шести статей. Он раскрывал общие положения о хозяйственных обществах и устанавливал особенности правового регулирования акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью.

     В 2006 году Законом Республики Беларусь от 10.01.2006 N 100-З текст Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» был изложен в новой редакции. Изменилось и его название – с 2006 года и по сей день указанный закон называется Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах). Наряду с Гражданским кодексом Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (далее – ГК) он является основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы создания и деятельности хозяйственных обществ.

     Не  столь кардинальные, как в 2006 году, но весьма значимые изменения вносились  в Закон о хозяйственных обществах  в 2008 и 2010 году. На наш взгляд, стоит  подробнее остановиться на изменениях и дополнениях, которые были внесены Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. N 168-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 168-З), вступившим в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Им были внесены следующие изменения:

     - упразднена необходимость представления  передаточного акта, разделительного  баланса в регистрирующий орган;

     - исключено одно из оснований  для принудительной ликвидации  – снижение стоимости чистых активов хозяйственного общества менее минимального размера уставного фонда, установленного законодательством;

     - уточнен перечень целей, для  достижения которых общество  вправе приобретать собственные  акции;

     - формулировка «проведение экспертизы достоверности денежной оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд» заменена на «осуществление оценки стоимости неденежного вклада в уставной фонд»;

     - в соответствии с ГК изменено  определение места нахождения  хозяйственного общества;

     - для обществ с ограниченной  и дополнительной ответственностью  предусмотрена утрата учредительным  договором статуса учредительного  документа. Теперь единственным  учредительным документом всех  хозяйственных обществ признается  устав;

     - вслед за изменениям, внесенными в ГК, изменен порядок продажи акций закрытых акционерных обществ;

     - внесены иные изменение, направленные  на приведение Закона о хозяйственных  обществах в соответствие с  действующим законодательством. 

      По  мнению П.Смыковской, поскольку указанные изменения приводят Закон о хозяйственных обществах в соответствие с существующими нормативными актами, они не повлияют на деятельность хозяйственных обществ после вступления в силу Закона № 168-З, так как данные нормы уже применяются. Одни изменения носят технический характер, другие детализируют уже действующие нормы законодательства [14. С. 3].

      Законом № 168-З внесен также ряд изменений, которые не предусматривались ранее  действующим законодательством:

    - усовершенствовано определение  хозяйственного общества. Теперь под хозяйственным обществом понимается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников;

      - внесены изменения в регулирование порядка совершения крупных и взаимосвязанных сделок хозяйственным обществом;

      - изложены в новой редакции  положения об аффилированных  лицах хозяйственного общества (ст. 56-57 Закона о хозяйственных обществах);

      - Статья 12 Закона о хозяйственных  обществах дополнена нормой, в  соответствии с которой учредительное  собрание хозяйственного общества проводится в очной форме, предусматривающей совместное присутствие учредителей хозяйственного общества. Особую важность данное положение имеет для иностранных учредителей;

    - лицам, уполномоченным созывать  внеочередное общее собрание, предоставляется право созыва очередного общего собрания участников хозяйственного общества, если уполномоченным органом хозяйственного общества в установленном порядке не созывается годовое общее собрание участников хозяйственного общества. Введение данной нормы поможет урегулировать некоторые возникающие в настоящий момент сложности в управлении обществом. Например, в ситуации конфликта между руководителем хозяйственного общества (как правило, именно единоличный исполнительный орган наделен полномочиями по созыву общих собраний участников) и его участниками руководитель может намеренно не созывать годовые собрания участников, лишая тем самым участников общества возможности ознакомиться с содержанием бухгалтерских отчетов общества до их подачи в налоговые органы, а также затрудняя принятие неблагоприятных для руководителя решений [14. С. 19];

    - отдельные изменения коснулись  требований к формированию уставного  фонда, к извещению о созыве  и проведении общего собрания  участников (акционеров), к оформлению  протокола и т.д.

      Более подробно некоторые из названных  изменений и дополнений будут  рассмотрены во второй главе настоящей  работы.

      Исходя  из приведенных выше положений, можно  с уверенностью сказать, что законодательство о хозяйственных обществах в  Республике Беларусь постоянно развивается. При этом белорусский законодатель во многом берет пример с законодательства других стран о хозяйственных обществах,  в особенности с законодательства Российской Федерации.

      В целом нормы российского законодательства о хозяйственных обществах содержат сходные положения с нормами белорусского законодательства. Однако в них присутствуют и некоторые более прогрессивные положения – например, нормы о возможности заключения акционерных соглашений. Так, под акционерным соглашением понимается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. По акционерному соглашению его стороны обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества. Акционерное соглашение является обязательным только для его сторон. Нарушение акционерного соглашения не может являться основанием для признания недействительными решений органов общества.

      Нормы об акционерном соглашении существуют не только в России, но и во многих других развитых странах мира. Из-за отсутствия в законодательстве Республики Беларусь такого важного средства формализации взаимоотношений между участниками общества, как акционерное соглашение, наше государство теряет в налоговых поступлениях (поскольку многие сделки и расчеты проводятся за рубежом с участием иностранных юридических и бизнес-консультантов) и в инвестиционной привлекательности [9. С. 103]. Поэтому, на наш взгляд, следовало бы предусмотреть возможность заключения акционерных соглашений и в белорусском законодательстве.

Информация о работе Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь