Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:48, реферат
Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.
Если по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. А его численность в республике составляет абсолютное большинство. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.
Цель моего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие понятия ЖКХ
1.1 Специфические свойства рынка ЖКХ…………………………………………………4
1.2 Рынок жилья……………………………………………………………………….. …....7
1.3 Рынок ЖКУ. Распределение прав собственности ……………………………………8
1.4 Основы деятельности ТСЖ (управляющей компании) ………………………...…….9
1.5 Основные преимущества и недостатки частных компаний, управляющих эксплуатацией жилого дома…………………………………………………………………...10
2. Реформирование ЖКХ в России
2.1 Основные цели …………………………………………………………………………11
2.2 Реформа ЖКХ: проблема и перспективы…………………………………………….12
2.3 Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального
Хозяйства………………………………………………………………………………………..13
3. Новый закон ЖКХ
3.1 Концессионные соглашения…………………………………………………………...14
3.2 Особенности предоставления гарантий…………………….………………………….15
3.3 Регулирование тарифов…………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………………..19
Список использованной литературы ………………………………………………….21
Однако в целом проблемы, угрожающие конкуренции на этом рынке, сравнительно легко решимы, во-первых, законодательство, посредством антимонопольной политики, во-вторых - благодаря общественному контролю. Объясняется это тем, что первичные агенты (кроме властных структур) этого рынка большей частью консолидированы и примерно равны по силам, отношения между ними относительно просты. Этому утверждению не противоречит тот факт, что сегодня данный рынок является у нас одним из самых коррупционных. В. Яковлев министр регионального развития , недавно признал, что теневые факторы составляют 15 - 25% стоимости жилья. Но связано это как раз с некачественным законодательным регулированием и отсутствием демографического контроля. Все участники игры удовлетворены сложившимся порядком - разумеется, кроме будущих жильцов.
Однако они-то в игре и не участвуют, или же им отведена роль «заднескамеечников», которые вынуждены принять этот порядок как заданный, хотя им предстоит быть покупателями или арендаторами жилья. Нопроисходит это обычно потом, кроме случаев, когда они выступают как дольщики (вкладчики) и их средства привлекаются уже на стадии строительства. Они в большей степени, чем обычные налогоплательщики, оплачивают теневые факторы.
Любопытно что попытка законодателей защитить интересы дольщиков ( закон «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости» вступил в силу 1 апреля 2005 года.) вызвала поначалу гнев последних , искусно направляемый строителями, девелоперами и банками. Когда затея не удалась, эти участники рынка понесли потери, но с ними и будущие жильцы, потому что не все и деньги удалось вернуть, а предложение жилья сократилось, а цены на него выросли. С 1 апреля 2005 года в течении 3-ёх месяцев не было заключено ни одного договора о долевом участии. Но в итоге рынок стал здоровее, а права простых людей - более защищены. Этот опыт показывает: проблема решаема, на этом рынке конкуренция есть и будет.
1.3 Рынок ЖКУ. Распределение прав собственности
Более сложен другой рынок, рынок жилищно-комунальных услуг (ЖКУ). Здесь главные игроки - жильцы (домохозяйства) и их коллективы (кондоминиумы или товарищества собственников жилья - ТСЖ) или же владельцы недвижимости, риэлторы и те же девелоперы, приобретающие дома с целью сдачи их в аренду. Они покупатели услуг. Продавцы ЖКУ - частные, государственные или муниципальные компании из которых основные - естественные монополии. Стоимость газа и электроэнергии составляют львиную долю стоимости ЖКУ, а они поставляются монополистами, значит, регулирование цен и детальная регламентация этих рынков становятся неизбежными.
Немалые сложности проистекают из прав собственности. Самая простая схема - дома принадлежат индивидуальным собственникам (домохозяйствам). Но тогда, поскольку их много на рынке возникает ассиметрия информации, неравенство сил между поставщиками услуг немногочисленными и легкоорганизуемыми и множеством покупателей услуг. Организации последних в какие-то структуры, способные отстаивать интересы жильцов, необходима, но затруднена. Кооперативы, ТСЖ- форма организации домохозяйств, особенно характерные для коллективного жилого фонда - многоквартирных домов. Но с ними связаны проблемы внутренней организации - управления, контроля, мотивации участия жильцов в коллективных действиях, сюда же отнесем и проблему “безбилетника”: кто-то всегда хочет “проехать за счет более активных и дисциплинированных членов коллектива. Проще, если есть собственник дома, а жильцы- арендаторы, тогда первый берет на себя функции покупателя ЖКУ, а отношения с жильцами регулируются арендными контрактами.
Еще
один вариант- собственником являются
муниципалитет. В сравнении с частным
собственником его мотивации к эффективным
действиям ослаблены, да для жильцов он
менее доступен. Людям приходиться сталкиваться
с тем, что муниципальное предприятие,
которое, казалось бы ничем не отличается
от частной компании, оказывается лишь
одним из звеньев иерархии, по ступеням
которой распределяются не только полномочия,
но и ответственность. В этом случае жильцам
труднее отстаивать свои права.
1.4 Основы деятельности ТСЖ (управляющей компании)
На смену муниципальным ДЕЗам, СЕЗам, ЖЕКам и МЖРЭПам приходят новые формы управления ТСЖ и управляющие компании (УК).
В соответствии с Жилищным кодексом вопрос о создании ТСЖ решается на общем собрании домовладельцев, которые организуются в соответствии с его требованиями. При
этом более 50% домовладельцев на этом собрании должны принять решение о создании ТСЖ.. После общего собрания осуществляется государственная регистрация товарищества собственников жилья в соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», и товарищество приобретает все права юридического лица, изготавливает печать, открывает расчётный счёт в банке.
Ключевыми событиями в жизни ТСЖ (УК) являются общие собрания его членов. Именно на них принимаются все важнейшие для жизни ТСЖ (УК) решения: устанавливаются ставки технического обслуживания, избираются составы правления и ревизионной комиссии, принимаются решения о внесении изменений в устав товарищества, о его реорганизации. Члены товарищества решают, куда пустить доходы от хозяйственной деятельности товарищества. Чаще всего общее собрание членов товарищества проводит его правление.
Управление многоквартирным домом заключается в определении подрядчиков, которые будут проводить необходимые для дома работы на условиях, максимально удовлетворяющих большинство домовладельцев. Управление домом, в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется несколькими способами. В том случае, если домовладельцы не могут на первых этапах существования ТСЖ (УК) самостоятельно принимать необходимые решения, они могут заключить договор либо со специалистом- управляющим, либо с организацией, имеющей опыт работ на этом рынке услуг. Их финансовая деятельность будет контролироваться избранной ревизионной комиссией, которой они полностью подотчетны. Задача управляющего заключается в оптимальном подборе подрядных организаций, проведении среди них своего рода тендеров на поставку работ и услуг, выбирая наиболее выгодные соотношения «цена-качество», стараясь максимально снизить бремя домовладельцев по содержанию дома.
Система расчетов и платежей тоже нуждается в оптимизации и совершенстве. Зачастую городские тарифы (на тепло, воду и подогрев) необоснованно завышены, а тариф на вывоз твёрдых бытовых отходов неоправданно в несколько раз ниже реальных затрат. Разницу приходится перекладывать на стоимость технического обслуживания. Если ДЕЗы в этой части дотируются, то ТСЖ и частные управляющие компании- нет. Вот и выходит априори, что стоимость технического обслуживания в ДЕЗах всегда дешевле.
К
сожалению, отсутствие стабильной нормативноправной
базы, определяющей деятельность управляющих
компаний и ТСЖ, порождает больше вопросов,
чем ответов.
1.5 Основные преимущества и недостатки частных компаний, управляющих эксплуатацией жилого дома
Преимущества:
Частные компании заинтересованы в качестве оказываемых услуг, поскольку от объёма обслуживаемых площадей и количества клиентов напрямую зависит рентабельность их бизнеса. Если Качество услуг не устроит жителей, они вправе нанять другую фирму.
Стоимость услуг частных управляющих компаний оговаривается в каждом отдельном случае и может быть выделена отдельной строкой в контракте на управление (в среднем это около 3% от суммы квартплаты).
Частные компании заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий, так как процент от экономии также может являться их агентским вознаграждением.
Частные управляющие компании подходят к эксплуатации каждого дома индивидуально: в зависимости от технического состояния здания и социального состава жильцов.
Частная компания выступает профессиональным посредником между жителями дома и монополистами: поставщиками воды, тепла, электричества. Она заинтересована в отстаивании интересов своих клиентов.
Недостатки:
У большинства частных управляющих компаний недостаточно опыта работы на рынке жилищно-коммунальных услуг. Между тем управлять большими объёмами жилья очень сложно: требуются хорошо отлаженная логистика и профессиональные кадры.
Не существует критериев выбора управляющих компаний: жителям, которые не являются специалистами в области ЖКХ, трудно оценить профессионализм той или иной фирмы.
Пока на рынке очень мало управляющих компаний, отсутствует полноценная конкуренция.
Затруднен
доступ частных компаний к бюджетным дотациям
и субсидиям, покрывающим разницу в тарифах
для малоимущих слоёв населения.
2. Реформирование ЖКХ в России
Главная цель реформы жилищно-коммунального комплекса (ЖКК): обеспечение качественного, надёжного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг. В связи со сменой формации в стране резко сократилось участие государства в экономике. Отсюда вторая цель реформы - оптимизация бюджетных расходов в ЖКК.
По существу, жилищно-коммунальное обслуживание перестаёт быть общественным благом, а становится продуктом личного потребления, при этом роль государства преобразуется в обеспечение доступности некоторого социального стандарта жилищно-коммунального обслуживания. Государство также обеспечить своим гражданам комфортную и безопасную среду обитания. В перечне инструментов реализации этой обязанности обеспечение водоснабжения, водоотведения, отопления имеет далеко не последнее значение, поэтому государство должно обеспечивать через механизмы государственного регулирования безопасность и надёжность предоставления коммунальных услуг.
Исходные цели жилищной реформы определили три её главные задачи:
Развитие рыночных отношений в ЖКХ с целью повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг;
Повышение эффективности бюджетных расходов; адресную поддержку реально нуждающихся граждан в предоставлении некоторого стандарта жилищно-коммунального обслуживания;
Регулирование
коммунального комплекса для обеспечения
его работоспособности и развития, надёжности
и безопасности предоставляемых услуг.
2.2 Реформа ЖКХ: проблема и перспективы
Физический износ основных Фондов ЖКХ составляет около 60%, в том числе котельных - 55%, коммунальных сетей водоснабжения - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода и канализации- 54% и 56% соответственно. В отдельных случаях износ доходит до 80%, что, естественно, повышает степень аварийности систем жизнеобеспечения населения. Со сбоями коммунальных систем постоянно сталкиваются жители всех регионов России, даже тех, которые принято считать благополучными, и это неудивительно. Ввод новых мощностей в отраслях инженерной инфраструктуры резко упал. В частности, по водопроводу и канализации- в 5 раз, по тепловым сетям- в 7 раз по сравнению с 1990 годом.
С середины 1990-х годов сокращение на треть государственного финансирования предприятий ЖКХ и невыполнение перед ними своих обязательств бюджетами всех уровней, в результате чего уже на начало 2004 года более 60% предприятий отрасли стали убыточными, а 35 тысяч- банкротами.
Рост задолженностей по оплате коммунальных услуг населением и бюджетными организациями, что связано с существенным ростом удельного веса платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг при уменьшении адресной защиты малоимущих семей.
Высокая затратность предприятий ЖКХ и отсутствие экономических стимулов снижения их издержек и роста прибыли в условиях неразвитости конкурентной среды.
Кризисное
состояние жилищного фонда, более 70% которого
находится в собственности граждан. В
настоящее время жилищный фонд Российской
Федерации составляет 2,85 миллиардов квадратных
метров общей площади. Жильё это сильно
различается по качеству. По официальным
данным, как правило, весьма лукавым, при
нормативной потребности в ремонте в 4-5
процентов в среднем ежегодно ремонтируется
лишь 0,3% жилья, 11% нуждаются в неотложном
капитальном ремонте, а 9% жилья требуют
реконструкции.
Информация о работе Управление жилищно-коммунальным хозяйством