Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 08:20, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее изучение правового режима осуществления деятельности специальными субъектами торгового оборота: оптовыми продовольственными рынками, товарными биржами, оптовыми ярмарками, выставками и др.
Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
1. Обозначить понятие специальных субъектов торговой деятельности;
2. Провести анализ арбитражной практики, вытекающей из споров с участием специальных субъектов торговой деятельности;
3. Охарактеризовать правовое положение товарной биржи по действующему законодательству Российской Федерации;
4. Рассмотреть особенности правового регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования
специальных субъектов торгового оборота………………………….6
1.1. Понятие специальных субъектов торговой деятельности…………….6
1.2. Анализ арбитражной практики, вытекающей из споров
с участием специальных субъектов торговой деятельности…………12
Глава 2. Отличительные черты правового регулирования
отдельных специальных субъектов торгового оборота…………...18
2.1. Правовое положение товарной биржи………………………………...18
2.2. Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности
в Российской Федерации………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников и литературы…………………………35
Приложение………………………………………………………………………..38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»
челябинский институт (филиал)
Кафедра ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Коммерческое право»
тема:
«Специальные субъекты торгового оборота:
оптовые продовольственные
Выполнил: студент 4 курса
специальности «Юриспруденция»
очной формы
обучения
__________________________
Проверил:
преподаватель
__________________________
Челябинск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования
специальных субъектов торгового оборота………………………….6
1.1. Понятие специальных субъектов торговой деятельности…………….6
1.2. Анализ арбитражной практики, вытекающей из споров
с участием специальных субъектов торговой деятельности…………12
Глава 2. Отличительные черты правового регулирования
отдельных специальных субъектов торгового оборота…………...18
2.1. Правовое положение товарной биржи………………………………...18
2.2.
Правовое регулирование
в Российской Федерации………………………………………………25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………35
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Среди организаций, участвующих в торговой деятельности, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами.
Помимо формирования рынков такие субъекты осуществляют содействие развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др.
Именно исследованию деятельности названных специальных субъектов торгового оборота и посвящена данная работа.
Особенность субъектного состава торгового права выражается в том, что участниками товарного оборота признаются лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Наряду с обычными предпринимательскими обществами важное значение приобрели организации, отличающиеся своеобразием задач и положения: биржи товарные, ярмарочные комитеты (центры) торговых ярмарок, выставки-продажи, различные виды контрактных объединений.
Попытки определить их организационно-правовые формы на основании общих моделей предпринимательских («коммерческих») организаций, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации, привели к серьезным затруднениям, сдерживанию развития этих важных институтов товарного рынка.
Актуальность
данной темы обусловлена, в первую очередь,
тем, что несмотря на то, что в
Российской Федерации существуют и
товарные биржи, и ярмарки, и выставки,
- практически отсутствует
Кроме
того, степень разработанности данной
темы также является явно недостаточно,
т.к. очень мало статей, посвященных
исследованию правового статуса
и условий осуществления
Целью данной работы является всестороннее изучение правового режима осуществления деятельности специальными субъектами торгового оборота: оптовыми продовольственными рынками, товарными биржами, оптовыми ярмарками, выставками и др.
Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
1. Обозначить понятие специальных субъектов торговой деятельности;
2. Провести анализ арбитражной практики, вытекающей из споров с участием специальных субъектов торговой деятельности;
3. Охарактеризовать правовое положение товарной биржи по действующему законодательству Российской Федерации;
4. Рассмотреть особенности правового регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.
Предметом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающие в процессе осуществления субъектами специального торгового оборота своей деятельности.
Объектом исследования данной работы является деятельность специальных субъектов торгового оборота.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Эмпирический, выражающийся в изучении литературы и нормативных правовых актов, посвященных правовому регулированию деятельности специальных субъектов торгового оборота;
2. Теоретический, выражающийся в анализе изученного теоретического материала и его логическом построении в соответствии со структурой работы;
3.
Метод сравнительного анализа,
используемый при анализе
и сопоставлении нормативных
правовых актов и их
4.
Метод комплексного анализа,
Практическая и теоретическая значимость данной работы состоит в том, что сделанные на основе проведенного в ней исследования выводы могут быть использованы для совершения действующего законодательства в сфере правового регулирования деятельности специальных субъектов торгового оборота.
Данная
работа состоит из введения, двух глав,
включающих в себя четыре параграфа, заключения,
списка использованных источников и литературы,
а также приложения.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
ТОРГОВОГО
ОБОРОТА
1.1.
Понятие специальных
субъектов торговой
деятельности
В торговле задействованы специальные субъекты, чей статус в Гражданском кодексе Российской Федерации1 не определен.
К таким субъектам можно отнести оптовые ярмарки и рынки, товарные биржи. Сущность их деятельности состоит в том, что, не принимая самостоятельного участия в торговле товарами, они обеспечивают заключение сделок, содействуют встрече производителя и потребителя или производителя и посредника.2
Таким образом, основная характеристика специальных субъектов торговой деятельности и их назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты осуществляют содействие развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др.
Товарные биржи активно создавались в России в начале 90-х гг. ХХ века, сейчас же они практически не функционируют. Биржи были образованы как акционерные общества, хотя на Западе биржи считаются некоммерческими организациями, поскольку сами не участвуют в сделках, а лишь способствуют их заключению.3
Однако последние тенденции на Западе и в России таковы, что, например, фондовые биржи преобразовываются из некоммерческих партнерств в акционерные общества, причем акции биржи котируются на самой бирже.
Почти все договоры на отечественных товарных биржах были договорами на реальный товар, хотя за рубежом простые биржевые сделки занимают лишь 3 - 10% от общего числа продаж, т.е. на биржах именно торгуются, а не покупают, ведется торговля стандартными контрактами и опционами.
Товарные биржи являются организациями, призванными формировать товарный рынок. Согласно Закону РФ от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»4 биржа организует и регулирует биржевую торговлю, осуществляемую в форме гласных и публичных торгов, производимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. В соответствии со ст. 3 Закона о товарных биржах и биржевой торговле биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.
Товарная
биржа создается юридическими лицами
и (или) индивидуальными
Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.
По мнению Б.И.Пугинского, из-за серьезных просчетов в правовом регулировании и организации деятельности товарные биржи в России не выполняют функции, свойственные биржам в мировой практике, и потому вообще не могут считаться биржами.5
Характер деятельности оптовых ярмарок и рынков можно представить в виде сравнительного анализа преимуществ и недостатков этих специальных субъектов торговли (Приложение 1).
Порядок организации деятельности ярмарок, имеющих временный характер, устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Требования к организации, обустройству, содержанию и оборудованию розничных рынков, размещению на них торговых мест и т.п. регламентированы специальным Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».6 Каждый розничный рынок, не будучи юридическим лицом, принадлежит управляющей компании, которая имеет разрешение на организацию соответствующего рынка.
Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не может ничем торговать от своего имени. Ее задача - создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.
Достоинством ярмарок является заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников.7
Они служат пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки, обычно не более 20 -30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4 - 5 раз быстрее, чем в обычных условиях.