Принцип хозяйственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Принципы хозяйственного права - это его основополагающие начала, на которых основано действие всех норм отрасли. Хозяйственному праву присущи следующие принципы:
- законность. Данный принцип является общим для всех отраслей права и применительно к хозяйственному праву означает, что хозяйственная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении норм законодательства как субъектами хозяйствования, так и государством;

Содержание

1. Дать определение понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принцип хозяйственного права …………..…..2

2. Дать определение понятию «фондовая биржа». Раскрыть правовое регулирование деятельности фондовой биржи. Описать права и обязанности участников. Охарактеризовать особенности биржи……………………….……………………..…3-10

3. Задача №1……………………………………………………….…11-12

4. Задача №2……………………………………………………………..13

5. Список используемой литературы………………………...………14

Работа содержит 1 файл

Хозяйственное право.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

индекс Доу-Джонса в США.

      Фондовые  биржи могут быть организованы как  частные акционерные общества (Великобритания, Япония, Австрия) или как публично-правовые институты (Германия, Франция) . Во Франции, например, фондовые биржи фактически являются правительственными учреждениями и подчиняются министерству финансов. В США биржи являются ассоциациями, и поэтому правительство не может контролировать непосредственно их деятельность. Особый вид регулирования деятельности организованного фондового рынка используется в Швеции, где биржи являются акционерными предприятиями,

на 50% принадлежащими правительству.

      Принципы  организации фондовой биржи Фондовая биржа является юридическим лицом, и в вопросах своего устройства и  работы она пользуется полной самостоятельностью. Деятельность биржи финансируется за счет взносов участников биржи, приобретших на ней "место", ежегодных взносов предприятий, котирующих на бирже свои ценные бумаги, сборов от биржевых операций и прочих выплат участниками биржи и клиентуры (например, плата за выдачу справок, регистрацию биржевых сделок, за оказание подразделениями биржи консультативных посреднических, информационных, юридический и прочих видов услуг). 
 Помимо официальной фондовой биржи, в ряде городов, являющихся центрами биржевой торговли, существуют еще полуофициальные или неофициальные биржи. В Германии имеются два вида подобных рынков - "регулируемый" и нерегулируемый", наблюдение за которыми, однако,

осуществляют  официальные биржи.

      Членами биржи могут быть физические и  юридические лица. К числу первых относятся индивидуальные торговцы ценными бумагами (специалисты по финансовым и инвестиционным вопросам, удовлетворяющие квалификационным требованиям биржи) . Юридические лица представлены на бирже специализированными кредитно-финансовыми институтами, в состав которых входят прежде всего узкоспециализированные биржевые фирмы (брокерские фирмы и инвестиционные банки) , а также универсальные коммерческие банки. Все операции на бирже осуществляются через ее членов. 
 Основные черты функционирования фондовых бирж Члены фондовой биржи подразделяются на две категории. Одну из составляют брокеры (биржевые маклеры) - посредники при заключении сделок между покупателем и продавцами ценных бумаг, валют и других финансовых активов, получающие за посредничество определенное вознаграждение (комиссионные, или куртаж, в соответствии с установленным процентом). Ставка комиссионных вознаграждений биржевиков строится в зависимости

от объема сделки.

      Брокеры назначаются биржевым комитетом. Совершая посреднические сделки с ценными бумагами, брокеры действуют по поручению и за счет клиентов. В некоторых случаях они могут совершать сделки за свой счет. В настоящее время основную часть посреднических операций осуществляют крупные брокерские фирмы с широкой сетью филиалов и имеющие тесные связи с банками. Другую группу членов фондовой биржи составляют дилеры (джобберы, специалисты) - отдельные лица или фирмы, банки, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг. Они действуют от своего имени и за свой счет. Дилеры могут заключать сделки только между собой и с брокерами. Посредническими операциями дилеры не занимаются и, как правило, не имеют право заключать сделки непосредственно с клиентурой. Прибыль дилеров формируется за счет разницы между курсом продавца и курсом покупателя, а также за счет изменения курсов валют и ценных бумаг, то есть в конечном счете, как разность в ценах, по которым они покупают и продают ценные бумаги. Наличие джобберов в Англии и специалистов в США, имеющих право совершать сделки только за свой счет, является характерной чертой биржевых систем этих стран. 
 Среди биржевиков, участвующих в операциях с ценными бумагами, выделяют "медведей" и "быков". Биржевые спекулянты, играющие на понижение ("медведи") , продают на срок ценные бумаги, которых еще не имеют, по курсу, зафиксированному при заключении сделки, и надеются, что незадолго до окончания срока сделки они смогут купить ценные бумаги по более низкому курсу и продать их по более высокой цене, установленной в договоре срочной сделки. Биржевики, играющие на повышение ("быки") , напротив, покупают ценные бумаги на срок в ожидании повышения курса и надеются впоследствии их выгодно продать. 
 По сравнению с биржевыми системами США и Англии системы других стран имеют некоторые отличия. Так, в Германии членами фондовых бирж являются прежде всего курсовые маклеры. По своему статусу - это государственные служащие, приведенные к присяге, в соответствии с которой они не должны осуществлять операции за свой счет. Кроме того, они не могут быть совладельцами, или участниками какой-либо коммерческой фирмы. Курсовые маклеры выступают посредниками в торговле на бирже - они осуществляют заключение торговых сделок с ценными бумагами, допущенными к официальной торговле, и фиксируют их курс. Другими участниками биржевой торговли в Германии являются специальные представители банков и так называемые свободные (частные) маклеры, действующие на бирже самостоятельно. Банковские представители выполняют операции от имени и за счет банка, который они представляют, или выступают как комиссионеры при проведении операций для клиентов банка. Лишь они передают на биржу поручения, касающиеся покупки, или продажи ценных бумаг. Биржевые агенты банков и их вспомогательный персонал составляют большинство участников бирж Германии. 
 Свободные маклеры являются посредниками в операциях со всеми видами ценных бумаг, официально котирующимися на бирже, но не устанавливают при этом их курсов. Они регулярно публикуют цены на регулируемом и нерегулируемом рынках в пределах своих полномочий. Маклеры посредничают лишь между участниками биржевой торговли и не контактируют с частными вкладчиками. Немецкие биржи подлежат надзору со стороны правительств земель, которые, однако, не имеют права вмешиваться в биржевой процесс.
 

Задача  №1.

      Общество  с дополнительной ответственностью «Сигма» обратилось в хозяйственный  суд с иском о взыскании  санкций с республиканского унитарного предприятия «Грант» за нарушение  порядка расчетов. В обоснование  своих требований истец сослался на письмо Национального банка Республики Беларусь.

      В судебном заседании юрисконсульт ответчика  заявил, что законодательство Республики Беларусь не предусматривает такой  формы нормативных правовых актов, как письмо. Кроме того, содержание письма Национального Банка не соответствует Банковскому Кодексу Республики Беларусь.

      При дальнейшем судебном разбирательстве  выяснилось, что письмом Национального  банка до государственных органов  и субъектов хозяйствования было доведено соответствующее постановление  Совета директоров Национального банка Республики Беларусь.

  • Существует ли «иерархия» источников хозяйственного законодательства?
  • Какое решение должен вынести суд?
 

Система гражданского законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

      Согласно  ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:

·          законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);

·          распоряжения Президента Республики Беларусь;

·          постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;

·          акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

·          акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

      В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» акты законодательства СССР, регламентирующие гражданские отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь, могут применяться в случае отсутствия законодательства республики.

      Таким образом, в состав гражданского законодательства включены три группы нормативных правовых актов: законодательные акты, иные акты гражданского законодательства, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь.

      Вопрос  об иерархической соподчиненности актов гражданского законодательства имеет большое практическое значение. Так как ввиду многочисленности нормативных правовых актов гражданского законодательства, несовершенства законодательной техники встречаются ситуации коллизии (расхождения) актов, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В этом случае применяется акт, имеющий большую юридическую силу.

      Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется на основе ст. 137 Конституции Республики Беларусь, ст. 3 ГК и ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

      Все акты гражданского законодательства должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, которая занимает верхнюю ступень в иерархии нормативных правовых актов. На второй ступени иерархической лестницы расположен Гражданский кодекс, который имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Третью ступень занимают иные кодексы, содержащие нормы гражданского права (напр., Банковский кодекс, Кодекс о браке и семье, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс о земле и т.д.). Эти кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Четвертую позицию занимают гражданско-правовые законы.

      В связи с вышеизложенным и с  несоответствием содержания письма Национального банка Банковскому  Кодексу РБ суд в иске ОДО «Сигма»  к РУП «Грант» откажет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача  №2.

      Гражданин Григорьев обратился в регистрирующий орган с просьбой зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью «Амадея». Григорьев предоставил все необходимые документы, указал, что общество будет размещаться по адресу, по которому расположена квартира, принадлежащая Григорьеву на праве собственности.

      Регистрирующий  орган в регистрации отказал. Гражданин Григорьев обратился  к адвокату с вопросам, правомерен ли отказ регистрирующего органа, и куда можно обжаловать данное решение.

  • Сформулируйте ответ адвоката.
 

      Отказ регистрирующего органа правомерен, так как согласно ст.87, ч.2 Гражданского кодекса Республики Беларусь «общество с ограниченной ответственностью не может иметь одного участника».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. – М.: Росс. право, 1992.
  2. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Часть 1. /Под общей редакцией профессора В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея, 2000.
  3. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Часть 2. Под общей редакцией профессора В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея, 2002.
  4. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000.
  5. Паращенко В.Н. Хозяйственное право. В 2 ч. Ч.1. Общие положения. – Мн.:Веды,1998.
  6. Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть. – Мн.: ПолиБиг, 1999.
  7. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь: Практ. пособие / В.А. Витушко, А.А. Головко, М.Г. Пронина, В.И. Семенков и др. / Под общ. ред. В.А. Витушко, В.И. Семенкова.-Мн.:МНО,2001.-- 1/0
  8. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - №106. 14.
  9. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -- 1999. -- №7-9. -- Ст.101. с изм. доп. от 14 июля 2000г.; 3 мая 2001г.; 25 мая 2002г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -- 1999. -- №7-9. -- Ст.101. с изм. доп. от 14 июля 2000г.; 3 мая 2001г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. -- №69. -- 2/190; 2001. -- №46. -- 2/750. с изм. доп. от 25 мая 2002г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. –

          №62. – 2/853. 

Информация о работе Принцип хозяйственного права