Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:53, контрольная работа
Принципы хозяйственного права - это его основополагающие начала, на которых основано действие всех норм отрасли. Хозяйственному праву присущи следующие принципы:
- законность. Данный принцип является общим для всех отраслей права и применительно к хозяйственному праву означает, что хозяйственная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении норм законодательства как субъектами хозяйствования, так и государством;
1. Дать определение понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принцип хозяйственного права …………..…..2
2. Дать определение понятию «фондовая биржа». Раскрыть правовое регулирование деятельности фондовой биржи. Описать права и обязанности участников. Охарактеризовать особенности биржи……………………….……………………..…3-10
3. Задача №1……………………………………………………….…11-12
4. Задача №2……………………………………………………………..13
5. Список используемой литературы………………………...………14
Содержание:
1. Дать определение понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принципы хозяйственного права.
Принципы хозяйственного права - это его основополагающие начала, на которых основано действие всех норм отрасли. Хозяйственному праву присущи следующие принципы:
- законность. Данный принцип является общим для всех отраслей права и применительно к хозяйственному праву означает, что хозяйственная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении норм законодательства как субъектами хозяйствования, так и государством;
- свобода
хозяйственной деятельности. Согласно
ч. 2 ст. 13 Конституции Республики
Беларусь государство
- многообразие,
юридическое равенство и
- ограничение
и пресечение
- принцип
государственного
ДОРАБОТКА
1. Дать определение понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принципы хозяйственного права.
Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса РБ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов.
Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.
Статьи 13 и 41 Конституции, а также Гражданский кодекс РБ и другие нормативные акты закрепляют свободу предпринимательской деятельности. Так, ст. 17 ГК РБ предусматривает возможность граждан заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью. В отличии от граждан, юридические лица в РБ обладают не общей, а специальной правоспособностью. Это следует из смысла пункта 2 ст. 48 ГК РБ, где требуется, чтобы в учредительных документах не только некоммерческих организаций и унитарных предприятий, но и в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организаций был определен предмет деятельности юридического лица. Далее, в соответствии с п. 1 ст. 391 ГК РБ - организации и граждане свободны в заключении договора. Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.
Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав.
Эти принципиальные исходные положения проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.
На
смену директивным методам
Отношение государства с хозяйствующими субъектами строится в основном на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономических решений.
Важным экономическим рычагом являются сегодня цены. В той мере, в какой они составляют компетенцию государства, цены целенаправленно используются для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами.
Для
реализации соответствующих
Следует также отметить и то, что сам процесс государственного воздействия на рынок в настоящее время во многом вводится в русло договорных отношений, что также выражает применение экономических мер, поскольку в договорах находит выражение воля субъекта, занимающегося хозяйственной деятельностью, его экономический интерес.
Государственное воздействие может быть и директивным. Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной защиты, компетентные органы государства имеют право пресекать нарушения закона, давать обязательные предписания, привлекать нарушителей к ответственности.
В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты.
Закон защищает только добросовестную конкуренцию и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.
Граждане
при осуществлении
Такое понимание законности соответствует переходу к рыночной экономике. Свобода выбора поведения означает, что не соответствует закону пассивное, безынициативное хозяйствование.
2. Дать определение понятию «фондовая биржа». Раскрыть правовое регулирование деятельности фондовой биржи. Описать права и обязанности участников. Охарактеризовать особенности биржи.
Организованный
или биржевой рынок исчерпывается
понятием фондовой биржи, как особого,
институционально организованного рынка,
на котором обращаются ценные бумаги наиболее
высокого качества и операции на котором
совершают профессиональные частники
рынка ценных бумаг.
Фондовая биржа - это организованный рынок
для торговли стандартными финансовыми
инструментами, создаваемая профессиональными
участниками фондового рынка для взаимных
оптовых операций.