Нормативный акт как источник права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………….……2
2.Понятие формы (источника) права ……………………………….…...3
3. Нормативный акт как источник права …………………………….….6
4. Виды нормативных актов в Республике Беларусь …………………12
5. Общая характеристика иных источников права ……………………22
6. Заключение ……………………………………………………………28
7. Приложение ……………………………………………………………30
8. Список используемой литературы …………………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

      возникновение его не сверху, а снизу, и поэтому он способен полнее, нежели другие формы права, выражать вою народа, его воззрения, потребности;

      выражение им каких-то закономерностей, существующих в обществе, а поэтому большая его эффективность;

      устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

      большая добровольность в выполнении, поскольку обычай основан на привычке.

      Но и недостатки, присущие обычаю, существенны:

      косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир изменяется быстро;

      его неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

      небольшая сфера распространения, его местный характер.

    Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение (то есть норма сформировывается в результате практики разрешения аналогичных дел).

    Прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующим в обществе, моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется. В этом отношении весьма показательно выражение: закон – это то, что о нем говорят суды. Следует отметить, что не все судебное решение является прецедентом, а сформулированное в нем принципиальное положение (ratio decedendi). При этом прецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решать так, как подобное дело было решено раннее». 

    Итак, прецедент – результат логики и здравого смысла, что приводит к наиболее точному урегулированию конкретного случая, это во-первых; во-вторых, он имеет большую силу убедительности, потому что аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. И, наконец, прецедент имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт, потому что судья способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении. Но в отличие от нормативного акта, прецедент не имеет такого авторитета, обязательности, которые присущи нормативному акту. В нем есть вероятность произвола, нетипичность ситуации. Неопределен также и объем действия. Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Другое дело, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

    В  настоящий  момент в Беларуси и странах СНГ юридический  прецедент  официально  не  признается  как  форма  права. Но практикуются решения Пленумов судов по конкретным судебным делам (гражданским, уголовным, хозяйственным). Официально  считается, что  суд  не  имеет  права  создавать  новые  нормы  права, заниматься  правотворчеством, а  только  разъяснять, толковать  нормы  закона  и  практику  его  применения. Таким образом, юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении сложных дел.

    Нормативный договор – двусторонне или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он может выступать в качестве источника. Для этого источника характерной особенностью является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой соглашение договаривающихся сторон.

    Разновидностью нормативных договоров является коллективный договор, заключенный между администрацией предприятия, организации и трудовым коллективом. Этим нормативным актом регулируются многие социально-экономические трудовые и иные отношения между администрацией предприятия и ее работниками.

    Договор в праве – распространенное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Особенность  договора  как  подзаконного  источника  права  заключается  в  том, что  стороны  могут  заключить  как  предусмотренный, так  и  не  предусмотренный  законом  или  иными  правовыми  актами  договор. Основное  требование  к  форме, содержанию  и  предмету  договора заключается в том, чтобы  он  не  противоречил  действующему  законодательству.  В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием – Договор об образовании СССР (1922г.). В современный период к таким соглашениям можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993г., заключенную странами, входящими в СНГ.

 

                                       

                                         6. Заключение

    Курсовая работа на тему: «Формы (источники) права» состоит из четырех разделов: первый посвящен понятию «источники» («формы») права; второй отдан нормативным актам; третий – нормативным актам  Республики Беларусь; четвертый – иным источникам права (юридическому прецеденту, правовому обычаю, нормативным договорам).

   При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и учебная литература по источникам права.

    Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.                                                                 

    Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.

    В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи.

    Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.

    В  любом  современном   государстве  источники  права (и  прежде  всего  законы)  упорядочены, но  вместе  с  тем  они  вряд  ли  составляют  строгую  систему, особенно  акты  подзаконного  нормотворчества, правовые  обычаи  и  прецеденты. Скорее  всего, это  совокупность  нормативных  и  иных  юридических  актов, устанавливающих  определенный  правовой  режим.

    Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и обеспечение прав человека – принципиальное требование правового государства.

    Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде всего общественного производства и распределения общественных благ.

    Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без исключения регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, то есть, исходящая от государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               7. Приложение

 

 

Виды источников права:

 

 

             

 

 

 

 

 

 

Виды источников права в Республике Беларусь:

 

 

 

 

 

 

 

Виды нормативных актов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды законов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.      Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991

2.      «Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974

3.      «Источники права», С.Л. Зивс. М. «Наука», 1981

4.      Конституция Республики Беларусь. Мн., 2002г

5.      Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.

6.      Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г

7.      Нормативные правовые акты государственных органов РБ, Василевич Г.А. Мн., 1999

8.      «Общая теория государства и права», А.Ф. Вишневский. Мн, 2002

9.      «Общая теория государства и права»: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ.  ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998

10. Общая  теория  права  и  государства: Учебник/ Под  редакцией  В.В. Лазарева, 1996

11. «Основы права Республики Беларусь», В.С. Иванов. Мн, 2001

12. «Прецедент в английском праве», Кросс Ю. Под.  общ.  ред. Ф.М. Решетникова – М: юрид. л-ра, 1985

13. «Теория государства и права», Дмитрук В.Н. Учеб. пос. Мн.: «Амалфея», 1998

14. Теория государства и права: учебное пособие для вузов под ред. проф. В.М. Корельского. М, 2000

15. «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред. В.П. Казимирчук. – М.: Наука, 1982

16. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

                                                                           



[1] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 344

[2] Общая  теория  права  и  гос-ва: Учебник/ Под  редакцией  В.В.Лазарева.—2-е  изд.,перераб. и  доп.-М.:Юристъ,1996. С.143

[3] «Прецедент в английском праве», Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М. Решетникова. – М.: юрид. л-ра, 1985. С. 158

[4] Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. С.339

[5] Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М. Корельского, 2000. С. 297

[6] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:Амалфея, 2002. С. 308

[7] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. №7, 2/830

[8] В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.64-66

[9] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. -Мн. С.15

[10] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. -Мн. С.6

[11] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. –

Мн. С. 7

[12] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь.Мн. С. 8

[13] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №7, 2/136

[14] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 506

[15] Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М. Корельского, 2000. С. 315

[16] «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред. В.П. Казимирчук. – М.: Наука, 1982. С.49

[17] Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественно жизни. С.61-62

[18] Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учеб. пос. – Мн.: «Амалфея», 1998. С.81-82

[19] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:Амалфея, 2002. С.357

[20] Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №29-30. Ст. 469; 1999. №22. С. 409

[21] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 №, 2/136; 2002. №7, 2/830

[22] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 310

[23]  Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. С. 344

[24] Общая теория государства и права: Учеб. Пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. С. 253

[25]В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.59


Информация о работе Нормативный акт как источник права