Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа
Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.
1. Введение ………………………………………………………….……2
2.Понятие формы (источника) права ……………………………….…...3
3. Нормативный акт как источник права …………………………….….6
4. Виды нормативных актов в Республике Беларусь …………………12
5. Общая характеристика иных источников права ……………………22
6. Заключение ……………………………………………………………28
7. Приложение ……………………………………………………………30
8. Список используемой литературы …………………………………...32
8
1. Введение ………………………………………………………….……2
2.Понятие формы (источника) права ……………………………….…...3
3. Нормативный акт как источник права …………………………….….6
4. Виды нормативных актов в Республике Беларусь …………………12
5. Общая характеристика иных источников права ……………………22
6. Заключение ……………………………………………………………28
7. Приложение ……………………………………………………………30
8. Список используемой литературы …………………………………...32
Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.
Основным источником права в романо-германской семье являются нормативно-правовые акты, которые издаются в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Главенствующую роль играют также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовой обычай. Основным источником права в Республике Беларусь соответственно являются нормативно-правовые акты. Их можно классифицировать по различному основанию: по юридической силе, по источнику формирования, по сфере деятельности. Более подробно я раскрою данный вопрос в соответствующей главе курсовой работы.
Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Через общие абстрактные и равные для всех правила государство принимает единые в различных сферах общественных отношений масштабы к разным людям. Эти правила, правовые нормы, выраженные в специфической языковой форме, и составляют содержание права.
Люди первообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института, как государство. Самой первой формой права стал именно правовой обычай. Следует отметить, что он все реже используется, несмотря на то, что является самым древним.
Юридический прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. Такая форма права является доминирующей в англо-саксонской семье.
Нормативный договор также может выступать источником права, но только в том случае, если в нем содержатся нормы общего характера.
Выяснение роли и места права в системе нормативного регулирования общественных отношений имеет для исследователей права, сотрудников правоохранительных органов большое значение. Свою деятельность органы внутренних дел основывают как на нормативно-правовых актах, так и на актах, издаваемых самими органами внутренних дел, на международных договорах.
2. Понятие формы (источника) права.
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран.
Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных компетентными государственными органами, а также принимаемых на референдумах в целях регулирования общественных отношений и выражающих первоначально волю определенных классов, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народов с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством. Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективности, реального существования и функционирования. В воле людей, которая воплощается в юридические законы, находят свое выражение программы, надежды больших социальных групп людей, то есть народа или его слоев. Проблема наполнения юридических законов конкретным содержанием — это не что иное, как их последовательная волевая обусловленность, которая в свою очередь зависит от материальной жизни общества. Понятие «источник права» в юридической науке употребляются не только в формальном значении, то есть как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах. Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание общественных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании[1].
В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников.
В прошлом и сегодня к понятию «источники права» подходят, по сути, с двух позиций:
1. Как материальному источнику права, то есть откуда идет содержание нормы или правотворческая сила;
2. Как формальному источнику права — способу выражения содержания правил поведения или тому, что дает правилу общеобязательный характер.
Терминологические споры относительно понятия “источник права” не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие — источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.
Об источниках права говорят прежде всего в смысле факторов, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и в конечном счете, как уже отмечалось выше, материальные условия жизни. Об источниках права пишут также в плане познания и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается[2].
Все вышеизложенное во всяком случае доказывает существование юридических (признанных законом) источников. Можно допустить и дальнейшее деление. Если имеются правообразующие или первоначальные принципы, по значению которых возможно установить, является ли конкретная норма правовой, то напрашивается деление на первоначальные и производные источники. Можно также провести различие между источниками, имеющими принудительную или обязательную силу, с одной стороны, и источниками, имеющими убеждающее значение, – с другой[3].
В юридическом (формальном) смысле формами (источниками) права признаются способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. Воля государства, выраженная в виде общеобязательных правил поведения, должна быть изложена таким образом, который обеспечивал бы возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. Чаще всего в этих целях используется нормативно-правовой акт, письменный документ, содержащий нормы права. Однако есть и иные.
Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. Это правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания.
3. Нормативный акт как источник права.
Нормативно-правовой акт – это изданный в установленном порядке уполномоченным на это государственным органом акт правотворчества полномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, то есть это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи, пункты, части, абзацы и т.п.). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. Никто, кроме органов государственной власти, не вправе принимать или отменять законы. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.) и действует постоянно, до его официальной отмены[4]. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности. Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.
Существенное значение имеет деятельность Национального центра правовой информации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учета всех нормативных актов республики, является единым банком правовой информации и одновременно его издание выступает источником официального опубликования актов и официальным инкорпоративным сборником действующего законодательства. Опубликование нормативно-правовых актов осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
Нормативно-правовые акты:
дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках[5].
В странах с романо-германской правовой системой нормативные правовые акты являются основным источником права. Главенствующую роль среди них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным органом. Высшей юридической силой среди законов обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи[6]. Этот источник широко используется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика). Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе (Германия, Франция, Италия, Испания и другие страны западной части континента) в результате рецепции (восприятия) римского права.
Если нормативный акт (закон, подзаконный акт) противоречит Конституции, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом либо отменен. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченных на то органов законодательной власти. Конституция, в отличие от других органов, имеет основополагающий характер (ядро права). Итак, нормативный акт как источник права – это наиболее позднее творение человеческого разума. Нормативный акт очень удобная форма права.
Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменение потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изложены, а то и отменены.
Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Республики Беларусь и не должны ей противоречить. Другими словами, они более эффективно могут установить порядок.
В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменными источниками права. Все это позволяет обеспечить надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для мошенничества.